Артисты и музыканты
Миронов Иван
- Заслуженный артист БурАССР (1943)
- Народный артист БурАССР (1957)
- Заслуженный артист РСФСР (1960)
Миронов Иван Елизарович после окончания техникума искусств в 1938 году был зачислен в труппу музыкально-драматического театра. За годы работы в театре сыграл около 30 ролей самого различного амплуа — от мальчиков до стариков. Театральный сезон 1937-1938 годов открылся пьесой Ю. Яновского «Дума о Британке». Иван Миронов отлично справился с ролью мальчика Романа. Самостоятельность и творческая зрелость пришли к артисту, когда он перешел во вновь организованный колхозно-совхозный театр. Первой пьесой, поставленной театром была пьеса А. Шадаева «Мэргэн», в которой Миронов играл заглавную роль. Спектакль был поставлен режиссером М. Б. Шамбуевой. Большая популярность выпала на долю одноактной комедии Ж. Тумунова «Шолой», впервые увидевший свет рампы на сцене колхозно-совхозного театра в 1939 году в режиссерском дебюте молодого Ивана Миронова. В сезоне 1939-1940 гг.. в репертуаре нового колхозно-совхозного театра появляются большие спектакли — «За речкой» Н. Балдано и М. Эделя, рассказывающее о жизни колхозов, за социалистические отношения между соседними сельхозартелями, за взаимопомощь между ними. И. Миронов выступил в двух ипостасях: как режиссер-постановщик и исполнитель роли председателя колхоза-погорельца, которому во время пожара не пришел на помощь колхоз, находящийся рядом, за речкой.
Перед Отечественной войной театр поставил «Трактирщицу» К. Гольдони, «Сэсэгму» Ж. Тумунова. Это были первые самостоятельные режиссерские работы Миронова. Особенно успешной была постановка пьесы «Сэсэгма». Премьера состоялась в Новоселенгинске. Зрители тепло приняли спектакль. Он обошел почти все сцены колхозов и совхозов республики, а также национальных округов Иркутской и Читинской областей.
Судьба бесправной, зависимой от богатых приемных родителей девушки Сэсэгмы, которую разлучив с любимым бедняком Дэлгэром продали за большой калым в богатую семью никого не оставляло равнодушным. Старшее поколение бурят узнавало картины своей прошлой жизни, свои горести и лишения, свою молодость. Резковатая, прямая Сэсэгма не жалуется на судьбу, всячески протестует против насилия. Интерес к «Сэсэгме» был большой, его ждали, заказывали.
Война застала коллектив на гастролях в Агинском национальном округе. Многие артисты ушли на фронт, а оставшимся приходилось нести двойную нагрузку. В годы войны труппа республиканского колхозно-совхозного театра состояла из 18 актеров, среди них были ставшие популярными Б. Вампилов, И. Миронов. Ц. Дамдинов и др.
Мобильный коллектив все время находился в разъездах по республике, заезжая со своими концертами и спектаклями в самые отдаленные районы. Большое место в репертуаре занимали пьесы малой формы — одноактные водевили, скетчи, драматические миниатюры, включавшиеся в программу концертов. Большим успехом пользовались одноактные пьесы, посвященные теме войны: «Люба Кузнецова» Назарова, в которой были заняты Д. Дагбаева, Н. Дылгиров, И. Миронов.
Театру нужны были новые пьесы и Миронов начинает переводить одноактные пьесы с русского на бурятский, им были переведены десятки пьес. Он много играл, пел, танцевал, читал, дирижировал хором, был художественным руководителем, режиссером и даже директором театра.
При слабой материальной базе, почти не имея транспорта для передвижения и перевозки декораций (шоферы мобилизованы в армию вместе с машинами), молодежный состав колхозно-совхозного театра мужественно преодолевал трудности бытового, хозяйственного и творческого планов, проявили преданность искусству, целеустремленность в выполнении своего профессионального и гражданского долга.
В октябре 1944 года Миронов поступает на режиссерский факультет ГИТИС им. А. Луначарского в класс профессора Н. В. Петрова — одного из выдающихся режиссеров нашей страны. В это время там учились из Бурятии Н. Гармаева и Б. Аюшин. После завершения учебы в 1947 году поставил в музыкально-драматическом театре пьесу «Ключ счастья» Х. Намсараева. В послевоенные годы И. Е. Миронов осуществил на сценах колхозно-совхозного и бурятского передвижного драматического театра постановку свыше 30 пьес различных авторов, перевел многие пьесы в том числе «Юбилей» и «Медведь», «Дядю Ваню» А. П. Чехова, «Бешеные деньги» А. Островского.
Вершиной творческого взлета артиста стала роль основателя Советского государства В. И. Ленина в «Кремлевских курантах». Пьеса Н. Погодина — одна из наиболее талантливых попыток воссоздать в драматургии образ В. И. Ленина. Это спектакль об огромном подъеме, который переживала страна в первые годы Советской власти, и о радостном восприятии новой жизни. Г. Ц. Цыдынжапов выступил режиссером-постановщиком, переводчиком текста с русского на бурятский язык и исполнителем роли Ленина.
Образ В. И. Ленина, созданный Г. Ц. Цыдынжаповым и И. Е. Мироновым на сцене театра, соткан из множества живых деталей. Чтоб только создать грим, было выполнено более 100 проб. Народный артист БМАССР И. Е. Миронов стремился передать остроту и значительность ленинской мысли. Это позволяет актеру сделать образ масштабным, выразительным. «С нашим народом можно мечтать, можно дерзать!» звучит заключительная реплика картины.
В канун 20-го съезда КПСС состоялась премьера спектакля «Первый год» (Түрүүшын жэл) Ц. Шагжина. Это был социальный заказ периода 50-х годов. В спектакле было много хороших актерских работ. В. Халматов представил обаятельный портрет современника, умного, инициативного руководителя, мыслящего широко крупно, тонко чувствующего человека. Актер интеллектуального начала, скромный и «незаметный» в жизни, он на сцене буквально преображается. Какие бы роли он не играл, всегда старался быть правдивым, жизненным, земным, раскрывать такие черты характера героя, которые помогали зрителям лучше понимать жизнь.
С 1960 года Иван Елизарович был приглашен главным режиссером бурятского радио и телевидения. Здесь он осуществил около 30 различных постановок, вел интересные передачи о героях Великой Отечественной войны.
Перед Отечественной войной театр поставил «Трактирщицу» К. Гольдони, «Сэсэгму» Ж. Тумунова. Это были первые самостоятельные режиссерские работы Миронова. Особенно успешной была постановка пьесы «Сэсэгма». Премьера состоялась в Новоселенгинске. Зрители тепло приняли спектакль. Он обошел почти все сцены колхозов и совхозов республики, а также национальных округов Иркутской и Читинской областей.
Судьба бесправной, зависимой от богатых приемных родителей девушки Сэсэгмы, которую разлучив с любимым бедняком Дэлгэром продали за большой калым в богатую семью никого не оставляло равнодушным. Старшее поколение бурят узнавало картины своей прошлой жизни, свои горести и лишения, свою молодость. Резковатая, прямая Сэсэгма не жалуется на судьбу, всячески протестует против насилия. Интерес к «Сэсэгме» был большой, его ждали, заказывали.
Война застала коллектив на гастролях в Агинском национальном округе. Многие артисты ушли на фронт, а оставшимся приходилось нести двойную нагрузку. В годы войны труппа республиканского колхозно-совхозного театра состояла из 18 актеров, среди них были ставшие популярными Б. Вампилов, И. Миронов. Ц. Дамдинов и др.
Мобильный коллектив все время находился в разъездах по республике, заезжая со своими концертами и спектаклями в самые отдаленные районы. Большое место в репертуаре занимали пьесы малой формы — одноактные водевили, скетчи, драматические миниатюры, включавшиеся в программу концертов. Большим успехом пользовались одноактные пьесы, посвященные теме войны: «Люба Кузнецова» Назарова, в которой были заняты Д. Дагбаева, Н. Дылгиров, И. Миронов.
Театру нужны были новые пьесы и Миронов начинает переводить одноактные пьесы с русского на бурятский, им были переведены десятки пьес. Он много играл, пел, танцевал, читал, дирижировал хором, был художественным руководителем, режиссером и даже директором театра.
При слабой материальной базе, почти не имея транспорта для передвижения и перевозки декораций (шоферы мобилизованы в армию вместе с машинами), молодежный состав колхозно-совхозного театра мужественно преодолевал трудности бытового, хозяйственного и творческого планов, проявили преданность искусству, целеустремленность в выполнении своего профессионального и гражданского долга.
В октябре 1944 года Миронов поступает на режиссерский факультет ГИТИС им. А. Луначарского в класс профессора Н. В. Петрова — одного из выдающихся режиссеров нашей страны. В это время там учились из Бурятии Н. Гармаева и Б. Аюшин. После завершения учебы в 1947 году поставил в музыкально-драматическом театре пьесу «Ключ счастья» Х. Намсараева. В послевоенные годы И. Е. Миронов осуществил на сценах колхозно-совхозного и бурятского передвижного драматического театра постановку свыше 30 пьес различных авторов, перевел многие пьесы в том числе «Юбилей» и «Медведь», «Дядю Ваню» А. П. Чехова, «Бешеные деньги» А. Островского.
Вершиной творческого взлета артиста стала роль основателя Советского государства В. И. Ленина в «Кремлевских курантах». Пьеса Н. Погодина — одна из наиболее талантливых попыток воссоздать в драматургии образ В. И. Ленина. Это спектакль об огромном подъеме, который переживала страна в первые годы Советской власти, и о радостном восприятии новой жизни. Г. Ц. Цыдынжапов выступил режиссером-постановщиком, переводчиком текста с русского на бурятский язык и исполнителем роли Ленина.
Образ В. И. Ленина, созданный Г. Ц. Цыдынжаповым и И. Е. Мироновым на сцене театра, соткан из множества живых деталей. Чтоб только создать грим, было выполнено более 100 проб. Народный артист БМАССР И. Е. Миронов стремился передать остроту и значительность ленинской мысли. Это позволяет актеру сделать образ масштабным, выразительным. «С нашим народом можно мечтать, можно дерзать!» звучит заключительная реплика картины.
В канун 20-го съезда КПСС состоялась премьера спектакля «Первый год» (Түрүүшын жэл) Ц. Шагжина. Это был социальный заказ периода 50-х годов. В спектакле было много хороших актерских работ. В. Халматов представил обаятельный портрет современника, умного, инициативного руководителя, мыслящего широко крупно, тонко чувствующего человека. Актер интеллектуального начала, скромный и «незаметный» в жизни, он на сцене буквально преображается. Какие бы роли он не играл, всегда старался быть правдивым, жизненным, земным, раскрывать такие черты характера героя, которые помогали зрителям лучше понимать жизнь.
С 1960 года Иван Елизарович был приглашен главным режиссером бурятского радио и телевидения. Здесь он осуществил около 30 различных постановок, вел интересные передачи о героях Великой Отечественной войны.