Артисты и музыканты

Аюшин Буянто

Аюшин Буянто
  • Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия
  • Заслуженный артист России
Буянто Григорьевич родился в улусе Аяан Дыренского сомона Курумканского района в декабре 1923 года.
С самого раннего детства рос любознательным, старательным, легко схватывал все на лету, острый аналитический ум выделял его среди остальных учеников. Хорошо читал стихи, басни на бурятском языке, комично подражая повадкам и характерам героев, передавал суть, глубину, особенность каждого слова, каждой фразы. Пластичный, гибкий, хорошо танцевал. Природа наделила его прекрасной музыкальностью. Без него не обходился ни один концерт, ни одно мероприятие в школе и улусе.

В 1939 году во время подготовки к первой декаде в Москве, в конце учебного года из Улан-Удэ приехала специальная комиссия из представителей Министерства культуры, актеров, музыкантов, хореографов, которая выезжали во все районы республики в поисках талантов из народа. В Курумканском районе были отобраны Сэсэг Базарова и Буянто Аюшин. В первой декаде Буянто принимал участие в составе оркестра бурятских народных инструментов.



Поступил в ГИТИС до войны, в 1940 году, но из-за материальных затруднений он вынужден был вернуться на родину. Все же после войны поехал, восстановился и в 1952 году вернулся с красным дипломом ГИТИСа.

Его первой режиссерской работой в театре был спектакль «Пламя» по пьесе Н. Балдано. Также в это время была поставлена на сцене театра режиссером Б. Аюшиным первая крупная пьеса начинающего тогда молодого драматурга Батожабая — «Ход конем» — единственная сатирическая комедия на современную тему в бурятской драматургии того времени. В первых же работах он показал свое умение четко, графически выявлять социально-психологические особенности каждого персонажа в конкретной ситуации и этим добивался емкости образа.

Приступая к постановке любого спектакля, режиссер четко ставил задачи, очерчивал главное в роли каждого персонажа. Требования ко всем актерам для него были равные: будь это ветеран сцены или актер, только начинающий свою сценическую деятельность.

Участвовал и во 2-ой декаде 1959 года в Москве. По ее итогам был награжден Орденом «Знак Почета».
Благодаря личному обаянию и связям Б. Аюшина, установились очень тесные контакты с Монгольским театром драмы им. Нацагдоржа. Дело в том, что многие режиссеры, руководители монгольских театров, управления культуры Монголии учились в Москве и были знакомы с ним лично. Б. Г. Аюшин впервые познакомил бурятского зрителя с именем монгольского драматурга Ч. Ойдова, поставив его пьесу «Далан худалч» или «Неуловимый Сэнгэ».
Одна из лучших пьес Ц. Шагжина «Песня весны» («Хабарай дуун»), первая постановка которой состоялась в 1957 году и имела успех, спустя 8 лет ставится вновь с несколько обновленным составом исполнителей все тем же постановщиком Б. Аюшиным. Трактовка режиссера получила крепкую поддержку в актерском ансамбле.



В сезоне 1968-69 годов театр им. Х. Намсараева, готовясь к гастролям в Москве, много работает над постановками оригинальных пьес. В числе новых спектаклей инсценировка повести Х. Намсараева «Цыремпил» — произведение, которое стало классикой бурятской советской литературы. Повесть, написанная в середине 30-х годов, правдиво воссоздавала жизнь дореволюционной Бурятии, раскрывала картину классового расслоения бурятского улуса.
В 1969 году в Москве на гастролях с творческим отчетом были показаны четыре спектакля режиссера Б. Аюшина: «Песня весны», «Пылающие джунгли» — о борьбе вьетнамского народа против американских колонизаторов, спектакль поставлен как политическая хроника; «Далан худалч» Ч. Ойдова (МНР), «Сэрэмпэл» Х. Намсараева.
В 1967 году Н. Г. Дамдинов написал свою первую пьесу «Дело прошлое». В то время литературной частью театра заведовал Д. О. Батожабай. После некоторых исправлений и дополнений, сделанных в результате обсуждения, пьеса была рекомендована для постановки на сцене бурятского театра. Режиссером-постановщиком был назначен Б. Аюшин.
Также Б. Г. Аюшин являлся талантливым актером, создавшим более 30 ролей в спектаклях: Гурэмбэ-лама в «Кнуте тайши» Х. Намсараева, Байтемир в «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, Хасар в «Черт в сундуке» его же (Ц. Шагжина) и др. Сыграл в нескольких кинофильмах: в «Песне табунщика» «Мосфильм» (1959), в фильме, снятом на Свердловской киностудии в 1958-59 годах «Пора таежного подснежника» — партизан, «Золотой дом» в роли ламы, в фильме «Последний угон».
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева