Артисты и музыканты
Линховоин Дарима
- Народная артистка Российской Федерации (2004)
- Заслуженная артистка РСФСР (1989)
- Народный артист Бурятской АССР (1985)
- Заслуженный артист Бурятской АССР (1979)
- Лауреат премии Ленинского комсомола (1980)
- Лауреат Государственной премии Республики Бурятия (2002)
- Награждена: Почетным знаком «За активное участие в культурном обслуживании БАМа» (1984), Орденом дружбы Монголии «Найрамдал» (1999), Золотой медалью общественной премии «Признание» (2005), Орденом Чингисхана (Монголия, 2008), Медалью Лауреата премии Регионального общественного Фонда народной артистки СССР Ирины Архиповой (2009), Орденом «Полярная звезда» (Монголия, 2012)
Имя Даримы Лхасарановна Линховоин давно стало символом высокой музыкальной культуры. Было время, когда голоса мастеров оперной сцены народного артиста СССР Лхасарана Лодоновича Линховоина и заслуженной артистки РСФСР Веры Дашиевны Лыгденовой узнавали многие. Дарима Линховоин продолжила дело родителей на сцене Бурятского государственного театра оперы и балета в качестве талантливого музыканта-концертмейстера.
Дарима Лхасарановна вносит весомый вклад в постановку спектаклей на сцене театра. В её репертуаре — более ста оперных клавиров, таких, как «Хованщина», «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта» П. Чайковского, «Садко», «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Дон Карлос», «Атилла», «Аида», «Отелло», «Реквием», «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Чио-Чио-сан», «Тоска» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе и многие-многие другие.
Мастерство оперного концертмейстера глубоко специфично. Для солиста оперы концертмейстер — и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. По мнению Даримы Лхасарановны «миссия оперного концертмейстера заключается не только в том, чтобы донести заложенную в музыке идею композитора или интерпретировать ее, предложив собственное прочтение материала. У исполнителя должна быть своя манера, стиль. Но в то же время нельзя заниматься исключительно самовыражением и забывать об авторе музыки. Я считаю, одно не противоречит другому. Вернее, только в „творческом тандеме“ — солиста и оперного концертмейстера — можно найти некую золотую середину в исполнении той или иной оперной партии, реализации замысла композитора в уникальном вокально-исполнительском плане».
«Иметь такого концертмейстера, как Дарима Линховоин, — богатство для театра, — говорит Галина Шойдагбаева, народная артистка СССР». С мнением певицы согласились бы и М. Биешу, Б. Минжилкиев, З. Соткилава, Х. Крумм, Н. Охотников, М. Пальм и другие выдающиеся певцы, у которых Д. Линховоин была концертмейстером.
Имя Даримы Линховоин является символом успеха для молодых солистов оперы, с которыми подготовлено более 100 программ конкурсных выступлений. Сегодня — это признанные Мастера оперной сцены не только Бурятии, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Красноярска: Г. Шойдагбаева, О. Аюрова, В. Цыдыпова, В. Косенко (Пермь), Н. Котельникова (Пермь), Е. Шараева, В. Албатаев, О. Хингеева, П. Ганбат Б. Будаев, Ш. Зондуев, Д. Занданов, Н. Мунхзул, О. Жигмитова, А. Базаргуруева. В галерее обладателей Гран-при и лауреатов международных конкурсов, подготовленных Д. Линховоин, достойное место занял Г. Ариунбаатар — молодой солист БГАТОиБ. Он стал обладателем звания лауреата I премии III Международного конкурса вокалистов им. Муслима Магомаева (Москва, 2014), лауреата I премии II Байкальского международного конкурса вокалистов (Улан-Удэ, 2015), Гран-при, звания лауреата I премии и золотой медали по специальности «Сольное пение» (мужчины) XV Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 2015). Впервые в истории самого престижного в мире конкурса молодых оперных исполнителей «Певец мира» (Великобритания) в 2017 году жюри присудило две первых премии в номинации «Романсы». Одним из победителей финала в Кардиффе стал солист БГАТОиБ Ариунбаатар Ганбаатар и в этом большая заслуга Д.Л. Линховоин.
Как признается Дарима Лхасарановна, у нее давно витала идея пригласить в Бурятию наших земляков — молодых певцов, успешно начинающих карьеру в главных театрах страны, но о которых практически ничего не знают на родине. Так, в 2004 г. родился конкурс оперного пения «Жемчужина Бурятии». Этот конкурс явился ярким событием в музыкальной жизни, сумел привлечь внимание даже далеких от классики. Достаточно сказать, что главным призом объявили бронзовую статуэтку бурятского скульптора Даши Намдакова «Жемчужина» стоимостью 260 тысяч долларов, которую получил ведущей солист Новосибирского театра оперы и балета, выпускник Улан-Удэнского музыкального училища Константин Буинов.
В список особо значимых мероприятий Даримы Линховоин также входят конкурсы и фестивали. Это Байкальский конкурс вокалистов, проводимый Бурятским театром оперы и балета и Конкурс вокалистов имени народного артиста СССР Л.Л. Линховоина, который проводится в Агинском округе с 1988 года. Уровень конкурсов необычайно высокий. Оба конкурса имеют статус «международный», количество участников увеличивается с каждым проведенным мероприятием, расширяется география участников, рейтинг конкурса у молодых солистов и их педагогов повышается. Ярким доказательством тому является то, что лауреаты конкурса нередко становятся победителями и других творческих состязаний, фестивалей, конкурсов не только всероссийского, но и международного масштаба.
Дарима Лхасарановна успешно ведет и педагогическую деятельность. Совместно с педагогами Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова она записала цикл программ мастер-классов для студентов и учащихся музыкальных учебных заведений Южной Кореи, включающий сонаты Л.Бетховена, В.Моцарта, этюды Ф.Шопена, прелюдии и фуги И.С.Баха. Студенты и учащиеся, подготовленные Д.Л. Линховоин, являются лауреатами Международных конкурсов музыкантов — Д. Дылыков (Улан-Батор, 1997), Ван Джун Вэй (Пекин-Париж, 2003).
Желание познакомить земляков с хорошим классическим звучанием воплотилось в проектах «Фестиваль оперы им. народного артиста СССР Лхасарана Линховоина» и «Grand classic». Усилия Даримы Лхасарановны по реализации проектов — от продумывания афиши до личного приглашения артистов — превращаются в незабываемые праздники музыки для жителей и гостей столицы Бурятии.
Безграничная любовь к оперному искусству, высокие профессиональные и моральные качества позволили Дариме Линховоин в качестве художественного руководителя оперы инициировать, организовать художественно-постановочную работу и представить жителям и гостям Бурятии шедевры мирового оперного искусства — «Кармен» Ж. Бизе, «Тоска» Дж. Пуччини, «Аида» и «Бал-маскарад» Дж. Верди. В результате проделанной работы были созданы спектакли, которые продемонстрировали активный исполнительский тонус артистов, возможность быстрого профессионального роста как отдельных артистов, так и всего коллектива в целом. Новые постановки активизировали интерес широкого круга населения к оперному искусству, к самым репертуарным классическим произведениям, получили высокую оценку как и у ценителей оперного искусства, так и профессионального сообщества.
«Каждый новый спектакль, каждый новый проект — это новая творческая лаборатория, новая команда единомышленников, это сотрудничество с талантливыми дирижерами, режиссерами, настоящими мастерами своего дела — считает Дарима Линховоин. — Но самые главные люди для меня — это солисты! Солисты, заражающие своей молодостью, талантом и оптимизмом». Она уверена, что именно в них заключается успех спектаклей нашего Бурятского театра оперы и балета, а, по большому счету, успех культуры и искусства Бурятии.
Дарима Лхасарановна вносит весомый вклад в постановку спектаклей на сцене театра. В её репертуаре — более ста оперных клавиров, таких, как «Хованщина», «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта» П. Чайковского, «Садко», «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Дон Карлос», «Атилла», «Аида», «Отелло», «Реквием», «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Чио-Чио-сан», «Тоска» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Бизе и многие-многие другие.
Мастерство оперного концертмейстера глубоко специфично. Для солиста оперы концертмейстер — и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. По мнению Даримы Лхасарановны «миссия оперного концертмейстера заключается не только в том, чтобы донести заложенную в музыке идею композитора или интерпретировать ее, предложив собственное прочтение материала. У исполнителя должна быть своя манера, стиль. Но в то же время нельзя заниматься исключительно самовыражением и забывать об авторе музыки. Я считаю, одно не противоречит другому. Вернее, только в „творческом тандеме“ — солиста и оперного концертмейстера — можно найти некую золотую середину в исполнении той или иной оперной партии, реализации замысла композитора в уникальном вокально-исполнительском плане».
«Иметь такого концертмейстера, как Дарима Линховоин, — богатство для театра, — говорит Галина Шойдагбаева, народная артистка СССР». С мнением певицы согласились бы и М. Биешу, Б. Минжилкиев, З. Соткилава, Х. Крумм, Н. Охотников, М. Пальм и другие выдающиеся певцы, у которых Д. Линховоин была концертмейстером.
Имя Даримы Линховоин является символом успеха для молодых солистов оперы, с которыми подготовлено более 100 программ конкурсных выступлений. Сегодня — это признанные Мастера оперной сцены не только Бурятии, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Красноярска: Г. Шойдагбаева, О. Аюрова, В. Цыдыпова, В. Косенко (Пермь), Н. Котельникова (Пермь), Е. Шараева, В. Албатаев, О. Хингеева, П. Ганбат Б. Будаев, Ш. Зондуев, Д. Занданов, Н. Мунхзул, О. Жигмитова, А. Базаргуруева. В галерее обладателей Гран-при и лауреатов международных конкурсов, подготовленных Д. Линховоин, достойное место занял Г. Ариунбаатар — молодой солист БГАТОиБ. Он стал обладателем звания лауреата I премии III Международного конкурса вокалистов им. Муслима Магомаева (Москва, 2014), лауреата I премии II Байкальского международного конкурса вокалистов (Улан-Удэ, 2015), Гран-при, звания лауреата I премии и золотой медали по специальности «Сольное пение» (мужчины) XV Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 2015). Впервые в истории самого престижного в мире конкурса молодых оперных исполнителей «Певец мира» (Великобритания) в 2017 году жюри присудило две первых премии в номинации «Романсы». Одним из победителей финала в Кардиффе стал солист БГАТОиБ Ариунбаатар Ганбаатар и в этом большая заслуга Д.Л. Линховоин.
Как признается Дарима Лхасарановна, у нее давно витала идея пригласить в Бурятию наших земляков — молодых певцов, успешно начинающих карьеру в главных театрах страны, но о которых практически ничего не знают на родине. Так, в 2004 г. родился конкурс оперного пения «Жемчужина Бурятии». Этот конкурс явился ярким событием в музыкальной жизни, сумел привлечь внимание даже далеких от классики. Достаточно сказать, что главным призом объявили бронзовую статуэтку бурятского скульптора Даши Намдакова «Жемчужина» стоимостью 260 тысяч долларов, которую получил ведущей солист Новосибирского театра оперы и балета, выпускник Улан-Удэнского музыкального училища Константин Буинов.
В список особо значимых мероприятий Даримы Линховоин также входят конкурсы и фестивали. Это Байкальский конкурс вокалистов, проводимый Бурятским театром оперы и балета и Конкурс вокалистов имени народного артиста СССР Л.Л. Линховоина, который проводится в Агинском округе с 1988 года. Уровень конкурсов необычайно высокий. Оба конкурса имеют статус «международный», количество участников увеличивается с каждым проведенным мероприятием, расширяется география участников, рейтинг конкурса у молодых солистов и их педагогов повышается. Ярким доказательством тому является то, что лауреаты конкурса нередко становятся победителями и других творческих состязаний, фестивалей, конкурсов не только всероссийского, но и международного масштаба.
Дарима Лхасарановна успешно ведет и педагогическую деятельность. Совместно с педагогами Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова она записала цикл программ мастер-классов для студентов и учащихся музыкальных учебных заведений Южной Кореи, включающий сонаты Л.Бетховена, В.Моцарта, этюды Ф.Шопена, прелюдии и фуги И.С.Баха. Студенты и учащиеся, подготовленные Д.Л. Линховоин, являются лауреатами Международных конкурсов музыкантов — Д. Дылыков (Улан-Батор, 1997), Ван Джун Вэй (Пекин-Париж, 2003).
Желание познакомить земляков с хорошим классическим звучанием воплотилось в проектах «Фестиваль оперы им. народного артиста СССР Лхасарана Линховоина» и «Grand classic». Усилия Даримы Лхасарановны по реализации проектов — от продумывания афиши до личного приглашения артистов — превращаются в незабываемые праздники музыки для жителей и гостей столицы Бурятии.
Безграничная любовь к оперному искусству, высокие профессиональные и моральные качества позволили Дариме Линховоин в качестве художественного руководителя оперы инициировать, организовать художественно-постановочную работу и представить жителям и гостям Бурятии шедевры мирового оперного искусства — «Кармен» Ж. Бизе, «Тоска» Дж. Пуччини, «Аида» и «Бал-маскарад» Дж. Верди. В результате проделанной работы были созданы спектакли, которые продемонстрировали активный исполнительский тонус артистов, возможность быстрого профессионального роста как отдельных артистов, так и всего коллектива в целом. Новые постановки активизировали интерес широкого круга населения к оперному искусству, к самым репертуарным классическим произведениям, получили высокую оценку как и у ценителей оперного искусства, так и профессионального сообщества.
«Каждый новый спектакль, каждый новый проект — это новая творческая лаборатория, новая команда единомышленников, это сотрудничество с талантливыми дирижерами, режиссерами, настоящими мастерами своего дела — считает Дарима Линховоин. — Но самые главные люди для меня — это солисты! Солисты, заражающие своей молодостью, талантом и оптимизмом». Она уверена, что именно в них заключается успех спектаклей нашего Бурятского театра оперы и балета, а, по большому счету, успех культуры и искусства Бурятии.