Артисты и музыканты

Пагбаин Жугдур

Пагбаин Жугдур
Один из основоположников Бурятского драматического театра им. Х. Намсараева родился в 1910 году в селе Ага в семье бедного скотовода. В те давние времена у бурят не было обычая записывать дату рождения ребенка, поэтому, будучи уже взрослым, артист придумал её сам — 7 ноября. В 1929 году после окончания 7 классов Жугдур приехал в Верхнеудинск.

Годом раньше в 1928 году при Доме народного творчества Бурят-Монголии создается театральная студия. Ее первыми учащимися стали лучшие участники самодеятельных драматических кружков разных районов. В 1929 году в мастерских для обучения сценическому искусству при национальном секторе Оргтеатра были отобраны участники улусной художественной самодеятельности — Н. Гендунова, Ч. Генинов, Ж. Пагбаин, Н. Балдано, А. Ильин, У. Болдонова, С. Халтагарова, Ю. Шангина, Ханда Чимитова, Б-Х. Раднаева...
В 1931 году по решению Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) на базе студий Дома искусств в Верхнеудинске был открыт техникум искусств с двумя отделениями — театральным и музыкальным. В старшей группе театральной студии было 8 человек. После летних экзаменов в эту группу третьего курса перевели двух способных второкурсников В. Халматова и П. Николаева.

В сентябре 1931 г. режиссером Г. Брауэром был поставлен учебный спектакль В. Киршона «Хлеб» — в котором Жугдур играл роль Михайлова. После показа работникам Бурятского Наркомпроса спектакль был рекомендован для смотра, проходившего в Москве, в Доме народного творчества им. Н.К. Крупской. 15 октября 1932 года учащиеся 3-го курса техникума искусств со своим руководителем Брауэром впервые в своей жизни оказались в столице нашей Родины. В течение трех недель в свободное от репетиций время они посещали спектакли московских театров, встречались с мастерами А. Яблочкиной, П. Садовским, с коллективами театров им. Вахтангова и «Ромэн».

Эти 3 года студенчества стали для Жугдура Пагбаина судьбоносными — в 1932 году он окажется в числе тех, кто стоял у истоков ГБАТД. В этом же году в спектакле А. Шадаева, С. Балдаева, А. Мяхонова «Шэнэ зам» выступил в запоминающемся образе пронырливого ламы. Спектакль был интересен еще и тем, что в нем впервые были вставлены бурятские народные танцы «Хатар-хада» и «Хуурай наадан». В постановке было много музыки, которая очень помогала актерам.
Уже с начала своего творческого пути Жугдур заявил о самобытности своего дарования, близости к истокам народного творчества. Начинающий актер был убедителен, сказывались яркие природные данные острохарактерного и комедийного плана.

В 1933-34 г. труппа была приглашена в Крым на съемку кинофильма «Наместник Будды». Так как путь пролегал через Москву, бурятские актеры, не теряя зря времени, просмотрели в лучших столичных театрах около 40 спектаклей, побывали во многих музеях. В свою очередь, ялтинские и московские зрители увидели, на что способны артисты из глубинки. В свои концертные номера артисты включили отрывки из пьес, национальные танцы, игру на национальных инструментах, инсценировку праздника «Сурхарбан» со скачками, стрельбой из лука, монгольской и бурятской борьбой. Как потом отмечали сами артисты, длительная работа с опытными режиссерами над ролями в картине «Наместник Будды» принесла им огромную пользу.

В сентябре 1936 года состоялась премьера спектакля «Тартюф» Мольера. Это была студийно-учебная работа в постановке Г. Цыдынжапова. Спектакль получил высокую оценку в прессе и занял прочное место в репертуаре театра. Стильные и красочные костюмы, реквизит, представление об эпохе Людовика 14-го были получены в одном из московских театров. Ж. Пагбаин играл роль одного из заглавных героев — Оргона. В последующие годы ему пришлось играть в зарубежной и русской классике: «Слуга двух господ», «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, драматическая роль Брабанцио в «Отелло» В. Шекспира, в спектакле «Коварство и любовь» Шиллера в роли музыканта Миллера, в «Вассе Железновой» М. Горького.

Исполняя любую роль, Жугдур играл изобретательно, в нем чувствовался неистощимый заряд юмора, веселой импровизации. Его главным оружием было комическое преувеличение. Он придумывал для своего героя внешность, повадки, форсировал жесты, искал определенную маску. Чрезвычайно подвижное лицо актера помогало ему найти выразительную мимику для своего персонажа. Народный артист РСФСР Д. Дондуков вспоминал: «Пагбаин был очень ярким комедийным актером. Он совершенно неповторим, таких у нас сейчас нет... Он постоянно находил что-то смешное, импровизировал во время спектакля. В самые обыденные житейские ситуации и действия вкладывал столько комизма, что зрители не могли удержаться от смеха».

6 июля 1938 года состоялась премьера музыкальной пьесы «Баир», которая прошла с большим успехом. Основная сюжетная линия: Баир, смелый молодой охотник, меткий стрелок — мэргэн, сын свободного охотничьего племени, освобождает из ханской неволи своего отца Буханая и любимую девушку Булган. Особенно яркими, отмеченными национальным колоритом, получились Хутармаан, старейшина племени, в исполнении Чойжинимы Генинова и его брат Буханай — Жугдур Пагбаин. Эпические персонажи Хутармаан и Буханай воспринимались зрителем как что-то родное, знакомое, полузабытое, но вдруг в их исполнении ожившие с новой яркой силой, пробудившие какие-то затаенные в глубине сознания полудетские ассоциации и образы. Постановка «Баира» заложила основу для развития в республике музыкального театра. За крупный успех двух спектаклей «Отелло» (1938) и «Баир» руководство республики отметило большую группу артистов творческой поездкой в Москву и Ленинград.

Во время подготовки к первой декаде искусства и литературы в Москве Жугдур Пагбаин открыл новую звезду Абиду Арсаланова, он заметил его во время выездных отборов в Аге, где юноша пел и играл на лимбе. Пагбаин предложил юноше всерьез заняться музыкой. 20 октября 1940 года в концертном зале Большого театра Абида Арсаланов блестяще исполнил партию старика-сказителя. Не менее восторженно была принята партия Хутармана из драмы «Баир». По итогам декады А. Арсаланов был награжден медалью «За трудовую доблесть». В декадном спектакле — опере по либретто Н. Балдано «Энхэ Булад батор» выступал в роли посла. По итогам 1 декады 1940 года Жугдур Сандакович был награжден орденом «Знак Почета».

В самый разгар лета 1941 года был призван в армию, учился в школе саперов в Иркутске, служил в Чите. В мае 1944 года по инициативе Агинского окружного исполкома был организован профессиональный драматический театр, куда отобрали 20 одаренных юношей и девушек. Режиссером Агинского театра был назначен Жугдур Пагбаин. В 1945 году поставил спектакль Н. Балдано «Олоной нэгэн», в котором сам играл роль улусного богача Шаралдая. В 1946 году поставил «Женитьбу Бальзаминова» А. Островского. Главную роль Бальзаминова играл тогда семнадцатилетний Даши-Дондог Жалсараев, будущий выпускник первой Ленинградской актерской студии 1958 года. Именно в Агинском театре начали свои первые шаги в искусстве дирижер театра оперы и балета Аюша Арсаланов, актер и композитор Д-Д. Жалсараев, главный режиссер театра бурятской драмы Ф.С. Сахиров.

В 1949 году Пагбаин покинул театр, но ненадолго. В 1951 году, после возвращения в театр, Жугдур Сандакович создал роли Корытова — секретаря райкома партии в спектакле «Счастье» Павленко, в спектакле А. Корнейчука «Калиновая роща» — старого моряка Василия Крыма. Особо щемящее чувство у зрителей вызывало его исполнение знаменитой и популярной в то время песни «Варяг», он ее пел со сцены так, словно прощался со всеми, в зале всегда стояла тишина.

В конце 1952 года на сцене театра был возобновлен спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони. Артист играл в ней доктора Ломбардии. В 1953 году, в самые трескучие морозы, труппа театра с этим спектаклем гастролировала по Мухоршибирскому и Бичурскому районам. В день показа спектакля в селе Шанага собрался полный клуб зрителей. Но почему-то всегда веселый, балагур и шутник, Жугдур Пагбаин был чем-то встревожен и опечален. В последние годы его стал беспокоить желудок. В этот вечер Жугдур Сандакович играл особо пронзительно, с полной отдачей. Ничего не подозревающие зрители восторженно реагировали на все выходки героя. В конце последнего акта он вдруг упал на сцену... Воцарилась тишина, все бросились к лежащему актеру, но он, вдруг открыл глаза и, стиснув зубы от боли, заставил открыть занавес, и как ни в чем не бывало, отыграл до конца роль. Когда благодарные зрители разошлись по домам, Жугдур Сандакович был доставлен санитарным самолетом в Улан-Удэ, где вскоре перестало биться его сердце. Одному из основоположников бурятского театра драмы им. Х. Намсараева было всего 43 года.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева