Артисты и музыканты
Лосев Георгий
- Народный артист Бурятской АССР
- Заслуженный артист РСФСР
Родился в улусе Байсын Убэр Хоринского района. В 1936 году, когда Георгию было 17 лет, сестре Тамаре и брату Пете и того меньше, потерял родителей. Сироты испытали в детстве немало лишений и трудностей, рано познали нелегкий крестьянский труд: ухаживали за скотом, косили сено, пахали землю. Но у него была одна заветная мечта — выступать со сцены, — о которой не говорил никому, даже боялся признаваться себе, настолько она казалась несбыточной. Однажды прошел слух по району, что на гастроли приехали артисты из Улан-Удэ. Вскоре афиши известили, что артисты приехали в Байсу. Как потом вспоминал сам Георгий Федорович, тогда состоялось самое первое близкое знакомство с живыми артистами, это были Чойжинима Генинов и Жугдур Пагбаин. Приехав в 1936 году в Улан-Удэ, Георгий поступил на вокальное отделение Улан-Удэнского театрально-музыкального училища. Но по совету известного бурятского драматурга и режиссера Цырена Шагжина перевелся и закончил в 1939 году театральное отделение. С этого времени начал играть на профессиональной сцене. Его актерское становление совпало с подготовкой к первой декаде литературы и искусства Бурятии в Москве.
В декадной музыкальной драме «Эржэн», поставленной по пьесе Н. Балдано, Георгий Лосев играет роль зоотехника Зандана, персонажа, в отличие от других героев живущего по старым понятиям и взглядам. Многолетние усилия театра увенчались успехом: спектакль «Эржэн» по праву был показан на декаде как итог предшествующего развития бурятского драматического искусства. Надо сказать, что среди участников декады был младший брат Георгия — четырнадцатилетний Петр Лосев, самый молодой из всех. Он хорошо танцевал, играл в массовках. После завершения декады открывались широкие горизонты для творчества и учебы, но все это было прервано началом войны.
С первых же дней войны Георгий Лосев был призван на фронт. Пройдя краткосрочные офицерские курсы, с 1941 по 1943 годы воевал в составе 136 стрелкового гвардейского полка на Калужском фронте. На фронте стал членом КПСС. В феврале 1943 году был тяжело ранен в правую ногу, около года лежал в разных госпиталях. За боевые заслуги был награжден Орденом Отечественной войны I степени. Был демобилизован в звании младшего лейтенанта. К этому времени многие актеры еще не вернулись с фронта и его возвращение в театр было очень своевременным. В 1944 году драматург Н. Балдано написал для театра новую пьесу «Бабжа Барас баатар», в которой Георгий Федорович сыграл роль хромого старика Хурча, в театр он приходил на костылях, а на сцену выходил, опираясь на тросточку.
В 1945 году в первой постановке спектакля «Кнут тайши» по пьесе Х. Намсараева именно Георгию Лосеву была доверена главная роль тайши Дымбылова (наряду с первым исполнителем и постановщиком спектакля Владимиром Халматовым). Творческий диапазон Г.Ф. Лосева был очень широким: от ролей шекспировского репертуара и «комедии плаща и шпаги», от горьковских персонажей историко-социального наполнения до бытовых и комедийно-водевильных героев. Так, в первые послевоенные годы им были сыграны роли Бориса в «Грозе» А. Островского, в 1946 г. в спектакле «Баянгол» Н. Балдано роль инженера Романа Федоровича, Кассио в «Отелло» (1948 г.), в спектакле-комедии лауреата Сталинской премии С. Михалкова «Раки» (постановка Ц. Шагжина) роль Лопоухова, его жена — Люция — засл. арт. РСФСР Н. Гендунова.
В 1953 г. состоялась премьера спектакля «Честь семьи» туркменского драматурга Г. Мухтарова. За нее драматург был удостоен Сталинской премии. В спектакле заняты были лучшие творческие силы театра. В.К. Халматов — машинист Алан Мерданов, горячий отклик в зрительном зале вызвала страстная, темпераментная игра Г.Ф. Лосева, исполнишего роль второго сына председателя колхоза Байрама Мерданова — молодого ученого Ата Мерданова. За 2 с лишним театральных сезона со сцены сельских клубов и домов культуры спектакль показали 225 раз. Особо плодотворными в творческой биографии Георгия Федоровича были 60-е годы, когда он сумел создать множество образов, порой трагических, но глубоких и благородных.
В 1967 году значительным событием в культурной жизни республики стала постановка пьесы В. Шекспира «Король Лир». Здесь Г.Ф. Лосев создал образ Кента, фигуры благородной, прекрасной и трагической. Актер ведет эту роль вдохновенно, покоряя зрителей энергией, которая проявляется в каждом его жесте, в каждом движении.
В 1969 году сыграл роль старика — портного Ивана Пафнутьевича в спектакле «Доржи Банзаров» Н. Дамдинова. В 1971 году на представлении романтической драмы «Страна Айгуль» улан-удэнские зрители встретились с героями известного башкирского драматурга Мустая Карима. Главная героиня Айгуль Идрисова в исполнении Людмилы Дугаровой. Ее дядя Ягафар Муратшин в исполнении Георгия Лосева — человек большой внутренней силы, не утративший несмотря ни на что ни веры в добро, ни душевной гармонии. Айгуль воспринимает от него эстафету нравственного мужества, трезвость взгляда и твердость убеждений.
В 1973 году за постановку леоновской «Ленушки» в которой отразились события Великой Отечественной войны, за яркое воплощение военно-патриотической темы театр был удостоен сразу 4-х серебряных медалей им. народного артиста СССР А. Попова: режиссер Ф.С. Сахиров, актеры Г. Бутуханов, М. Зориктуева и Георгий Федорович Лосев за роль Мамаева.
Неожиданно социально острым и художественно впечатляющим, глубоким был его строптивый плотник Дергачев в спектакле по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», поставленный на сцене театра в 1973 году. Она стала последней ролью Георгия Федоровича.
К орденам, привезенным с войны, Георгий Федорович был награжден орденом «Знак Почета» (по итогам 2-й декады 1959 года), его грудь украшали многочисленные медали за боевые и трудовые успехи, награды Монгольского правительства. В 1970 году удостоен высокого звания «Заслуженный артист РСФСР». Вместе с супругой, заслуженной артисткой БурАССР Лидией Арсентьевной Абушеевой вырастили и дали высшее образование трем дочерям, которые стали достойными имени своих родителей. Также дали путевку в жизнь младшим брату и сестре. Петр Федорович Лосев стал заслуженным работником культуры Бурятии, долгие годы работал заместителем директора филармонии и играл в оркестре бурятских народных инструментов. Тамара Федоровна Лосева была удостоена высокого звания «Заслуженный работник службы быта Российской Федерации».
Всего 55 лет прожил Георгий Федорович, из них 35 лет отдал театру, сыграв более 100 ролей. До конца своей жизни он сохранил в себе лучшие человеческие качества — внимание к людям, простоту в общении, постоянную готовность помочь всем, кто нуждался в его советах и помощи. Эти качества ему сыграли добрую службу особенно в его работе, когда он был избран депутатом Городского совета, членом райкома, горкома партии и 15 лет возглавлял партийную организацию театра. Этим он оправдал великое уважение и благодарность в сердцах коллег, преемников, близких, родственников, земляков, детей и внуков.
В декадной музыкальной драме «Эржэн», поставленной по пьесе Н. Балдано, Георгий Лосев играет роль зоотехника Зандана, персонажа, в отличие от других героев живущего по старым понятиям и взглядам. Многолетние усилия театра увенчались успехом: спектакль «Эржэн» по праву был показан на декаде как итог предшествующего развития бурятского драматического искусства. Надо сказать, что среди участников декады был младший брат Георгия — четырнадцатилетний Петр Лосев, самый молодой из всех. Он хорошо танцевал, играл в массовках. После завершения декады открывались широкие горизонты для творчества и учебы, но все это было прервано началом войны.
С первых же дней войны Георгий Лосев был призван на фронт. Пройдя краткосрочные офицерские курсы, с 1941 по 1943 годы воевал в составе 136 стрелкового гвардейского полка на Калужском фронте. На фронте стал членом КПСС. В феврале 1943 году был тяжело ранен в правую ногу, около года лежал в разных госпиталях. За боевые заслуги был награжден Орденом Отечественной войны I степени. Был демобилизован в звании младшего лейтенанта. К этому времени многие актеры еще не вернулись с фронта и его возвращение в театр было очень своевременным. В 1944 году драматург Н. Балдано написал для театра новую пьесу «Бабжа Барас баатар», в которой Георгий Федорович сыграл роль хромого старика Хурча, в театр он приходил на костылях, а на сцену выходил, опираясь на тросточку.
В 1945 году в первой постановке спектакля «Кнут тайши» по пьесе Х. Намсараева именно Георгию Лосеву была доверена главная роль тайши Дымбылова (наряду с первым исполнителем и постановщиком спектакля Владимиром Халматовым). Творческий диапазон Г.Ф. Лосева был очень широким: от ролей шекспировского репертуара и «комедии плаща и шпаги», от горьковских персонажей историко-социального наполнения до бытовых и комедийно-водевильных героев. Так, в первые послевоенные годы им были сыграны роли Бориса в «Грозе» А. Островского, в 1946 г. в спектакле «Баянгол» Н. Балдано роль инженера Романа Федоровича, Кассио в «Отелло» (1948 г.), в спектакле-комедии лауреата Сталинской премии С. Михалкова «Раки» (постановка Ц. Шагжина) роль Лопоухова, его жена — Люция — засл. арт. РСФСР Н. Гендунова.
В 1953 г. состоялась премьера спектакля «Честь семьи» туркменского драматурга Г. Мухтарова. За нее драматург был удостоен Сталинской премии. В спектакле заняты были лучшие творческие силы театра. В.К. Халматов — машинист Алан Мерданов, горячий отклик в зрительном зале вызвала страстная, темпераментная игра Г.Ф. Лосева, исполнишего роль второго сына председателя колхоза Байрама Мерданова — молодого ученого Ата Мерданова. За 2 с лишним театральных сезона со сцены сельских клубов и домов культуры спектакль показали 225 раз. Особо плодотворными в творческой биографии Георгия Федоровича были 60-е годы, когда он сумел создать множество образов, порой трагических, но глубоких и благородных.
В 1967 году значительным событием в культурной жизни республики стала постановка пьесы В. Шекспира «Король Лир». Здесь Г.Ф. Лосев создал образ Кента, фигуры благородной, прекрасной и трагической. Актер ведет эту роль вдохновенно, покоряя зрителей энергией, которая проявляется в каждом его жесте, в каждом движении.
В 1969 году сыграл роль старика — портного Ивана Пафнутьевича в спектакле «Доржи Банзаров» Н. Дамдинова. В 1971 году на представлении романтической драмы «Страна Айгуль» улан-удэнские зрители встретились с героями известного башкирского драматурга Мустая Карима. Главная героиня Айгуль Идрисова в исполнении Людмилы Дугаровой. Ее дядя Ягафар Муратшин в исполнении Георгия Лосева — человек большой внутренней силы, не утративший несмотря ни на что ни веры в добро, ни душевной гармонии. Айгуль воспринимает от него эстафету нравственного мужества, трезвость взгляда и твердость убеждений.
В 1973 году за постановку леоновской «Ленушки» в которой отразились события Великой Отечественной войны, за яркое воплощение военно-патриотической темы театр был удостоен сразу 4-х серебряных медалей им. народного артиста СССР А. Попова: режиссер Ф.С. Сахиров, актеры Г. Бутуханов, М. Зориктуева и Георгий Федорович Лосев за роль Мамаева.
Неожиданно социально острым и художественно впечатляющим, глубоким был его строптивый плотник Дергачев в спектакле по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», поставленный на сцене театра в 1973 году. Она стала последней ролью Георгия Федоровича.
К орденам, привезенным с войны, Георгий Федорович был награжден орденом «Знак Почета» (по итогам 2-й декады 1959 года), его грудь украшали многочисленные медали за боевые и трудовые успехи, награды Монгольского правительства. В 1970 году удостоен высокого звания «Заслуженный артист РСФСР». Вместе с супругой, заслуженной артисткой БурАССР Лидией Арсентьевной Абушеевой вырастили и дали высшее образование трем дочерям, которые стали достойными имени своих родителей. Также дали путевку в жизнь младшим брату и сестре. Петр Федорович Лосев стал заслуженным работником культуры Бурятии, долгие годы работал заместителем директора филармонии и играл в оркестре бурятских народных инструментов. Тамара Федоровна Лосева была удостоена высокого звания «Заслуженный работник службы быта Российской Федерации».
Всего 55 лет прожил Георгий Федорович, из них 35 лет отдал театру, сыграв более 100 ролей. До конца своей жизни он сохранил в себе лучшие человеческие качества — внимание к людям, простоту в общении, постоянную готовность помочь всем, кто нуждался в его советах и помощи. Эти качества ему сыграли добрую службу особенно в его работе, когда он был избран депутатом Городского совета, членом райкома, горкома партии и 15 лет возглавлял партийную организацию театра. Этим он оправдал великое уважение и благодарность в сердцах коллег, преемников, близких, родственников, земляков, детей и внуков.