Артисты и музыканты
Мункуев Хэшэгто
Родом из села Узон Дульдургинского района Хэшэгто Мункуев родился 22 июня в 1946 году. Как и многие одаренные люди, со школьных лет Хэшэгто участвовал в художественной самодеятельности, пел и играл на гитаре. После окончания средней школы поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Весной 1969 года театр драмы им Х. Намсараева принял молодое пополнение, выпускников второй бурятской актерской студии. Студия приехала со своим отчетом, показала в Улан-Удэ четыре своих выпускных спектакля: «Будамшуу» Ц. Шагжина, «Чудеса пренебрежения» Лопе де Вега, «Страницы жизни» В. Розова, «В ночь лунного затмения» М. Карима и большую концертную программу в 2-х отделениях.
В спектакле калмыцкого драматурга А. Балакаева «Сердце матери» Хэшэгто Мункуев создал главную роль Пурвэ. Грустная и трогательная притча о сыновней жестокости и материнской любви, о мужской слабости и женском коварстве наполнена глубочайшим философским смыслом и высоким трагизмом. Красавица Шарка требует от Пурвэ в знак доказательства любви принести ей сердце матери. Пурвэ, убив мать, вынимает ее сердце и несет возлюбленной Шарка, но по дороге споткнувшись, падает и роняет сердце. И слышится ему голос матери: «Сынок, ты не очень ушибся?». Природа соблазна, роль вселенской соблазнительницы Шарка, способной разрушить самые близкие устои, не дает зрителю надежды на счастливый конец. Каждый мужчина вольно или невольно делает свой выбор. Спектакль стал светлым гимном матерям, хранительницам священного сосуда вечной жизни.
В спектакле «Гарай табан хурган» (1969 г.), поставленном на сцене бурятского театра по пьесе монгольского драматурга Ч. Лодойдамбы, главное место занимают эпизоды жизни пятерых осиротевших детей. Отец Шагдар (артист Ц-Д. Пурбуев) уходит к другой женщине по имени Хорло (Т. Абидаева), затем умирает их мать. Старшая и единственная дочь в семье Сурэн (Д. Батомункуева), которой всего 17 лет, становится для четверых младших братьев и матерью, и отцом, и старшей сестрой. Интересными в спектакле оказались образы мальчиков — младших братьев Сурэн. Образ Бата, старшего из братьев, в исполнении Хэшэгто Мункуева — актера лирического дарования — создан мягким, благородно-сдержанным. Младшим братьям Идэру (Н. Шагдарова) и Эльбэку (Л. Дугарова) в начале спектакля было по 10-13 лет. Многого в поступках взрослых они не понимают, по-детски наивны и временами беззаботны. Живут они трудной, порой голодной, полураздетой жизнью. Вот эти-то трудности и формируют характер детей Шагдара. Через 6 лет к концу спектакля, преодолев все трудности, выжили, выросли нужными обществу людьми. Потеряв отца и мать, они не оказались одинокими, представленными самим себе. Соседи, рабочий коллектив, в который попала Сурэн, ненавязчиво, но ощутимо помогают ей стать передовиком производства, поставить на ноги братишек. Перенесенные трудности закалили их, выросли они стойкими, сильными духом, высоконравственными людьми, спаянными тесной дружбой и взаимоуважением.
Хэшэгто очень хорошо играл на гитаре, на многих фотографиях, не только студенческих, но и в годы работы в театре и на телевидении Хэшэгто изображен играющим на гитаре. Все годы студенчества Хэшэгто был фотографом группы, благодаря ему дошли до наших дней пятилетняя фотолетопись студенческой жизни второй студии ЛГИТМИК, опять же благодаря ему запечатлены моменты жизни труппы во время гастролей, запечатлел почти все спектакли тех лет. Сыграл роли в 11 спектаклях.
Проработав в театре до 1975 года, т.е. всего 6 лет, Хэшэгто Мункуев до конца своей жизни проработал телеоператором на Бурятском государственном телевидении. Впервые на студию ТВ Мункуев пришел в ноябре 1973 года. Будучи увлеченным фотографом, Хэшэгто знал композицию кадра, основы режиссуры и работы со светом, ко всем съемкам телепередач относился очень творчески. Не расставался с фотоаппаратом нигде, будь это в студии телевидения или же выезд на ПТС. За 24 года работы на студии ТВ принял участие практически во всех сложно-постановочных программах, телеспектаклях и концертах оркестров симфонической и камерной музыки. Владел всеми видами телевизионной операторской техники, постоянно работал на прямых трансляциях ПТС (передвижная телевизионная станция) с площади Советов на праздниках 7 ноября, 1 мая и прямых эфиров с павильона студии ТВ. В течение многих лет передавал свой опыт молодым операторам. Ушел из жизни 18 июня 1999 г.
Спектакли, в которых играл Хэшэгто Мункуев
1969 г. Д. Батожабай «Галаар эръеъэн галаб» («Огненные годы») — Дугар партизан
1969 г. Лодойдамба «Гарай табан хурган» — Бат
1970 г. Г. Габбе «Оловянные кольца Альманзора» — принц Альдабаран
1970 г. Виктор Гусев «Весна в Москве» — Яша.
1971 г. Н. Балдано «Губиин нашан» («Степной сокол») — Пурэвсэрэн
1972 г. Ч. Айтматов «Тополек мой в красной косынке» — Петр
1972 г. Г. Мусрепов «Козы — Корпеш и Баян-Слу» — Корпеш
1972 г. Ш-Н. Цыденжапов «Сагаан Сэсэн» — Эрдэни
1972 г. Д. Дылгыров «Залуу наhанай охин» — Балдар
1973 г. А. Балакаев «Сердце матери» — Пурбо
1975 г. Л. Леонов «Ленушка» — пленный
В спектакле калмыцкого драматурга А. Балакаева «Сердце матери» Хэшэгто Мункуев создал главную роль Пурвэ. Грустная и трогательная притча о сыновней жестокости и материнской любви, о мужской слабости и женском коварстве наполнена глубочайшим философским смыслом и высоким трагизмом. Красавица Шарка требует от Пурвэ в знак доказательства любви принести ей сердце матери. Пурвэ, убив мать, вынимает ее сердце и несет возлюбленной Шарка, но по дороге споткнувшись, падает и роняет сердце. И слышится ему голос матери: «Сынок, ты не очень ушибся?». Природа соблазна, роль вселенской соблазнительницы Шарка, способной разрушить самые близкие устои, не дает зрителю надежды на счастливый конец. Каждый мужчина вольно или невольно делает свой выбор. Спектакль стал светлым гимном матерям, хранительницам священного сосуда вечной жизни.
В спектакле «Гарай табан хурган» (1969 г.), поставленном на сцене бурятского театра по пьесе монгольского драматурга Ч. Лодойдамбы, главное место занимают эпизоды жизни пятерых осиротевших детей. Отец Шагдар (артист Ц-Д. Пурбуев) уходит к другой женщине по имени Хорло (Т. Абидаева), затем умирает их мать. Старшая и единственная дочь в семье Сурэн (Д. Батомункуева), которой всего 17 лет, становится для четверых младших братьев и матерью, и отцом, и старшей сестрой. Интересными в спектакле оказались образы мальчиков — младших братьев Сурэн. Образ Бата, старшего из братьев, в исполнении Хэшэгто Мункуева — актера лирического дарования — создан мягким, благородно-сдержанным. Младшим братьям Идэру (Н. Шагдарова) и Эльбэку (Л. Дугарова) в начале спектакля было по 10-13 лет. Многого в поступках взрослых они не понимают, по-детски наивны и временами беззаботны. Живут они трудной, порой голодной, полураздетой жизнью. Вот эти-то трудности и формируют характер детей Шагдара. Через 6 лет к концу спектакля, преодолев все трудности, выжили, выросли нужными обществу людьми. Потеряв отца и мать, они не оказались одинокими, представленными самим себе. Соседи, рабочий коллектив, в который попала Сурэн, ненавязчиво, но ощутимо помогают ей стать передовиком производства, поставить на ноги братишек. Перенесенные трудности закалили их, выросли они стойкими, сильными духом, высоконравственными людьми, спаянными тесной дружбой и взаимоуважением.
Хэшэгто очень хорошо играл на гитаре, на многих фотографиях, не только студенческих, но и в годы работы в театре и на телевидении Хэшэгто изображен играющим на гитаре. Все годы студенчества Хэшэгто был фотографом группы, благодаря ему дошли до наших дней пятилетняя фотолетопись студенческой жизни второй студии ЛГИТМИК, опять же благодаря ему запечатлены моменты жизни труппы во время гастролей, запечатлел почти все спектакли тех лет. Сыграл роли в 11 спектаклях.
Проработав в театре до 1975 года, т.е. всего 6 лет, Хэшэгто Мункуев до конца своей жизни проработал телеоператором на Бурятском государственном телевидении. Впервые на студию ТВ Мункуев пришел в ноябре 1973 года. Будучи увлеченным фотографом, Хэшэгто знал композицию кадра, основы режиссуры и работы со светом, ко всем съемкам телепередач относился очень творчески. Не расставался с фотоаппаратом нигде, будь это в студии телевидения или же выезд на ПТС. За 24 года работы на студии ТВ принял участие практически во всех сложно-постановочных программах, телеспектаклях и концертах оркестров симфонической и камерной музыки. Владел всеми видами телевизионной операторской техники, постоянно работал на прямых трансляциях ПТС (передвижная телевизионная станция) с площади Советов на праздниках 7 ноября, 1 мая и прямых эфиров с павильона студии ТВ. В течение многих лет передавал свой опыт молодым операторам. Ушел из жизни 18 июня 1999 г.
Спектакли, в которых играл Хэшэгто Мункуев
1969 г. Д. Батожабай «Галаар эръеъэн галаб» («Огненные годы») — Дугар партизан
1969 г. Лодойдамба «Гарай табан хурган» — Бат
1970 г. Г. Габбе «Оловянные кольца Альманзора» — принц Альдабаран
1970 г. Виктор Гусев «Весна в Москве» — Яша.
1971 г. Н. Балдано «Губиин нашан» («Степной сокол») — Пурэвсэрэн
1972 г. Ч. Айтматов «Тополек мой в красной косынке» — Петр
1972 г. Г. Мусрепов «Козы — Корпеш и Баян-Слу» — Корпеш
1972 г. Ш-Н. Цыденжапов «Сагаан Сэсэн» — Эрдэни
1972 г. Д. Дылгыров «Залуу наhанай охин» — Балдар
1973 г. А. Балакаев «Сердце матери» — Пурбо
1975 г. Л. Леонов «Ленушка» — пленный