Артисты и музыканты

Рабданова Базар-Ханда

Рабданова Базар-Ханда
«Она как-то незаметно, ненавязчиво всегда умела быть, т.е. когда как бы ощущаешь ее присутствие или отсутствие, и это ее черта была ее стилем».

... Когда думаешь о природе дарования (а она была талантлива как актриса и как человек), то всегда ищешь ее истоки. Родилась она в агинских степях в небольшой деревушке Улан-Туяа («Красный луч») в большой семье. Но так случилось (у бурят это вид благодеяния), что отдали в другую семью, к дальним родственникам, т.е. ее удочерили. От родной матери она взяла ясный ум, иронию, юмор, волю и терпение. А от второй мамы — талант рукоделия, моделирования и шитья. Многие позже удивлялись (студенческое время, скромный достаток, отсутствие денег!) ее умению красиво, модно, со вкусом одеваться. А она что-то перекроит, пересмотрит, переставит, — глядишь, на ней уже что-то новенькое, неузнаваемое и сногсшибательное. Еще чудесно вязала, придумывала разные рисунки, сочетания цветов и красок, но всегда в меру, со вкусом и оригинально. Мы дружески шутили над ней, что надо было идти в модельеры, было бы денежно, престижно, к тому же не надо мотаться месяцами на гастролях. Она могла еще стать прекрасным филологом, лингвистом. И не только, потому что уже сразу после школы работала учителем английского языка. И с точными науками у нее все было в порядке. Но она поступила на актерское отделение театрального.

Может, ее манили огни Ленинграда, белые ночи, Нева, Фонтанка, Петергоф, г.Пушкин, Эрмитаж, Исаакий. Но что мы, парни и девушки из глухих деревень, могли тогда знать об этом? Да и по внешним приметам она как бы не очень подходила к этой профессии, хотя все было при ней: рост, стройная фигура, голос, обаяние. Но не было этой яркости, броскости, раскованности, этакого актерского «нахализма». Ведь бытует понятие, что актер — это весельчак, певун, такой экстраверт. Но все же при поступлении удивила своим этюдом «На стрижке овец». Здесь проявились ее темперамент, раскованность, знание жизни, быстрота реакции, естественность действия и юмор. Все смеялись от души — и мы, и комиссия. Позже за ее скромностью, некоторой скрытностью мы увидим натуру удивительно тонкую, оценим ее музыкальность, пластичность, природную естественность, юмор. И поможет это раскрыть руководитель студии Николай Кузьмич Децик, угадавший ее природу. Поистине, как важно педагогу или режиссеру разглядеть, открыть природный дар, индивидуальность, неповторимость, то, что мы красиво называем «божьим даром».
Была ли удачна ее актерская судьба?.. И что такое удачная судьба? Чем ее измерить? Количеством ролей? Званиями, богатой прессой, обилием газетных вырезок со статьями? Если понимать в этом смысле, то особого обилия не было. Да, были роли разные по объему и смыслу. Можно вспомнить Пэмпэтиду Сосоровну из спектакля «Чужое горе» Д. Дылгырова, пожилую, одинокую, с претензиями даму между городом и деревней. В этой роли все было смешно, иронично, начиная от прически до походки и вдруг — прокол, пронзительность, боль.

Позже, уже став профессиональной актрисой, мало где повторится и в других ролях, то есть будет непрестанно искать нюансы, особенности, «зерно», суть ролей... Довольно хорошо сходилась с людьми (не со всеми!). Можно было заметить, как в гримерке или в каком-то углу театра ее окружали коллеги, а она что-то вяжет и травит разные байки. Всегда стоял дружный хохот. Уморительно умела пародировать людей, характеры, ситуации, но всегда дружелюбно, не зло. Были близкие друзья, которые радовались и удивлялись ее гостеприимству. Она любила круг простых людей. Очень дружила с Найдан Гендуновой, выдающейся, старейшей актрисой, между ними было что-то общее.
...Базар-Ханда была человек, как теперь принято говорить, самодостаточный. Не позволяла себе унизиться, попросить чего-то для себя. Никогда не выступала на шумных, бурных (порой ненужных) собраниях коллектива, под стать великой Марии Бабановой, которая сознательно оберегала себя от дрязг...

Она была доброй, чуткой, нежной мамой для сына Буянто. Был у нее какой-то особый глаз на жизнь, ситуации, особое измерение, в основе которых — доброта и сострадание к людям. Не это ли главный актерский и человеческий дар? Но создавалось порой ощущение, что она сыграла мало, не все, что могла, что не сыграла какой-то своей главной роли. Может, это была бы роль Мамаши Кураж Б.Брехта с ее болью, народностью, умением отстраняться, житейской мудростью... И от этого возникает чувство обиды, ибо талант должен быть востребован.

Говорят, что скромность ведет к неизвестности. Возможно. Но ей, видно, была дороже другая мысль. Мысль древнего китайского философа: «Я уважаю в себе человеколюбие и бережливость и ценю себя за то, что не могу позволить себе быть впереди других!»
Автор: Статья В.И. Кондратьева, написанная к 60-летию Б-Х.Рабдановой в январе 2005 года. Дана в некотором сокращении