Артисты и музыканты

Уладаева Цыремжэ

Уладаева Цыремжэ
  • Заслуженная артистка России (1994)
  • Народная артистка БурАССР (1975)
  • Заслуженная артистка БурАССР (1973)
  • Награждена медалью «За трудовое отличие» (1960)
  • Участница второй декады литературы и искусства в г. Москве (1959)
  • Артистка Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1952 года
Цыремжэ Уладаевна Уладаева родилась 17 декабря 1932 года в селе Загустай Кижингинского района в семье крестьянина-бедняка. Родители занимались скотоводством и земледелием, после революции вступили в колхоз. В 1941 году Цыремжэ пошла в Чесанскую школу. После её окончания с 1949 по 1952 год работала в Загустайском медпункте.

В начале пятидесятых, уже после реорганизации, передвижной Бурятский театр остро нуждался в молодых артистах. Главный режиссёр Цырен Шагжин ездил по республике, просматривая спектакли и концерты колхозной художественной самодеятельности. Во время районного смотра, а это случилось в 1952 году, он нашёл в Кижингинском районе певунью со звонким и красивым сопрано. Очень активная и одарённая талантом участница была приглашена в театр, а вместе с ней в труппу был принят её земляк Виктор Галсанович Самандуев. В сентябре 1952 года Ц. Уладаева была официально принята на работу артисткой бурятского театра драмы. Так, не имея специального образования, но щедро наделённая от природы яркой самобытностью, девятнадцатилетняя девушка встала на путь профессионального искусства. Позже ей удалось закончить театральную студию режиссёра Ф.С. Сахирова.
Знание языка, обычаев и традиций, фольклора своего народа позволили ей с первых же дней работы занять ведущее место в труппе. Самой первой ролью на профессиональной сцене была Смеральдина в спектакле «Слуга двух господ» К.Гольдони.

Одной из центральных тем творчества актрисы стала социальная тема борьбы с женским неравноправием. Особенно близки были ей образы простых девушек из народа, отстаивающих свое право на счастье. Среди тех самых первых ролей особо выделялись по своей психологической глубине и по мастерству исполнения роли Сэсэгмы в одноимённом спектакле по пьесе Ж. Тумунова (1956), Тунгалаг в «Далан худалч» Ч. Ойдоба (1965), Лизанька в «Горе от ума» А. Грибоедова (1957). Поэтический образ «бурятской Джульетты» Соёлмы был создан в романтической трагедии «Соёлмаа, Баташулуун» Ч. Генинова (1963). Судьба бедной бурятки, насильно выданной замуж за нелюбимого старика-богача — извечная тема в литературе всех народов и времён. Социальное неравенство в обществе становится непреодолимым препятствием на пути молодых героев Соёлмы и Баташулууна, которого замечательно играл Ц-Д. Пурбуев.

Спектакль «Будамшуу», поставленный в 1954 году по пьесе Цырена Галзутовича Шагжина, по праву считается одним из лучших во всей истории бурятского театра. Впервые поставленный на сцене самим автором, к тому же исполнившим в спектакле главную роль, «Будамшуу» на долгие десятилетия утвердился в репертуаре театра, даже состоялся его юбилейный 1000-й показ. Роль Гэрэл стала одной из самых ярких в сценической жизни актрисы. Наряду с поэтичным образом Ц. Уладаева создала народный идеал женщины, привлекающей своей естественностью и непосредственностью. Юная пастушка Гэрэл даже в самые драматичные моменты скупа на внешнее проявление чувств, скромна до застенчивости, почтительна со старшими. Но это не означает, что она внутренне слаба и беспомощна. Всю нежность чувств и силу характера её героиня изливала в песнях, которые порой могли выразить больше, чем сам текст роли. Такая слитность драматической игры с пением идёт от природы народной исполнительской традиции, где пение и слово, пение и действие составляли нераздельное целое.
Образами героинь Соёлмы, Гэрэл и Сэсэгмы актриса утверждала национальный женский характер в его лучших проявлениях.

Исполнительская манера Цыремжэ Уладаевой была естественной и непринужденной, в ее героях не было ничего надуманного, натянутого. Ее сценическое поведение всегда определялось логикой изображаемых событий, жизненной достоверностью. Невысокого роста, хрупкая, озорная, особенно хороша была Цыремжэ при исполнении травестийных ролей /мальчиков/: Сашка в «Барабанщице» А. Салынского, Жиган в «Р.В.С.» А. Гайдара, девчонка Рыгзема в «Ровесниках» Б-М. Пурбуева.

Исполнение комических, народных образов позволило актрисе стать истинно народной. Среди последних ролей актрисы наиболее значительна роль Авдотьи в трагикомическом спектакле Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Режиссер-постановщик В. Кондратьев занял актёров — Ц-Д. Пурбуева и Г. Бутуханова в роли Абдуллы, Ц. Уладаеву, Б-Х. Рабданову, Л. Дугарову, М. Зориктуеву, Д. Дамдинову, Д. Батомункуеву и С. Шарапову — в ролях одиноких, стареющих, но не теряющих оптимизма женщин из сельского дома престарелых. Спектакль был тепло встречен зрителями, как в городе, так и на выездах в сельских районах республики.

В историю бурятского искусства Цыремжэ вошла не только как драматическая актриса, но и как прекрасная певица. Обладая замечательными голосовыми данными, она одинаково хорошо исполняла русские и бурятские народные песни, песни монгольских и советских композиторов. В фондах БГТРК хранятся записи песен, вошедшие в золотой фонд национальной музыкальной культуры, которые иногда звучат в программе «Баян талын аялга» в исполнении заслуженной артистки России Цыремжэ Уладаевой. Прекрасен был и дуэт Соднома Дашеевича Будажапова и Цыремжэ Уладаевой. Люди старшего и среднего поколения помнят и до сих пор любят их песню «Эхэ тухай дуун». Недаром народ называл её бурятским соловьём.

Участница второй декады бурятской литературы и искусства в г. Москве, принимала участие в гастролях театра в Москве в 1969 и 1976 годах, а также в Калмыцкой АССР. В 1965, 1972, 1978 годах вместе с театром выезжала на гастроли в МНР.

Совсем неожиданно для всех ушла из жизни 14 декабря 1999 года, посвятив 47 лет родному бурятскому театру. Зрители хранят память о Цыремжэ Уладаевой, как истинной актрисе, которой так подходило определение «самородок из народа».
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева