Артисты и музыканты
Ильин Антроп
- Заслуженный артист РСФСР (1940)
- Кавалер ордена «Знак Почёта»
- Участник первой (1940) и второй (1959) декад бурятского искусства и литературы в Москве
Антроп Степанович Ильин, один из основоположников профессионального театрального искусства Бурятии, родился 31 декабря 1909 года в с. Ш(а)улуты Нукутского района Иркутской области.
Когда в 1924 году в Верхнеудинске открылся педагогический техникум, при его клубе возник драматический кружок, активными участниками которого стали Апполон Шадаев, Мария Шамбуева, Цыренжап Сампилов, Гомбо Цыдынжапов, Антроп Ильин. Двумя годами позже при педтехникуме были организованы музыкальные курсы, где обучались наиболее одарённые в музыкальном отношении студенты техникума. Они знакомились с основами нотной грамоты и обучались игре на национальных инструментах — хуре, лимбе и др. Музыкальные курсы должны были готовить кадры инструкторов для организации художественной самодеятельности. Среди тех 13 студентов были Мария Шамбуева, Николай Таров, Антроп Ильин, Гомбо Цыдынжапов, Анфиса Степанова, много ездившие по районам республики в составе труппы-ансамбля Сальмонта. Музыкальный от рождения Антроп играл на лимбе, хуре, чанзе, домре, освоил игру на аккордеоне, фортепиано. Слушатели музыкальных курсов, объединённые в агитационную группу, выступали в улусах с концертной программой, живой газетой, устраивали киносеансы, проводили чтение докладов, вечера коллективного радиослушания. После доклада тут же на крыльце дома или же в степи устраивали спектакль. Вечер обычно заканчивался концертом, который состоял из национальных песен, танцев, а также из оркестровых произведений русских и западноевропейских композиторов.
В 1932 году Антроп Ильин, будучи студентом второго курса театрального отделения техникума искусств, вместе с однокурсниками М. Степановой, Ж. Ивановым, А. Бухичевой был зачислен в труппу государственного бурят-монгольского театра, торжественно открывшегося 7 июля 1932 года. В труппу вошел первый выпуск актёров, закончивших трехгодичный срок обучения в Техникуме искусств: Н. Балдано, Г. Батубаев, У. Болдонова, Н. Гармаева, Р. Гаврилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, М. Данилова, С. Намсараева, Б. Ринчино, Ж. Пагбаин, В. Халматов, С. Халтагарова, Ю. Шангина. Антроп Ильин окончил Техникум искусств в 1934 году, их второй выпуск состоял из 8 человек. Два года они совмещали работу в театре с учёбой, пройдя все этапы обучения актёрскому искусству под руководством внимательного и квалифицированного педагога, режиссёра русского театра А.В. Миронского.
С тех пор вся трудовая и творческая деятельность Антропа Степановича была связана с Бурятским драматическим театром им. Х. Намсараева, на сцене которого он проработал около 40 лет.
По итогам первой Декады (1940 год) большая группа работников культуры и искусства Бурятии была отмечена высокими правительственными наградами. Звание народного артиста СССР было присвоено художественному руководителю театра Г.Ц. Цыдынжапову, заслуженного деятеля искусств РСФСР — драматургу и режиссёру Н. Балдано, заслуженных артистов РСФСР — Н. Гармаевой, Н. Гендуновой, Ч. Генинову, А.Ильину, Н. Тарову.
В послевоенные годы Антроп Степанович много играл на сцене: Гулва галзутский в «Кнуте тайши» Х. Намсараева (1945), Ваня Кудряш в «Грозе» А.Островского (1945), «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира — Оберон, в 1947 году сыграл в спектакле «Кремлёвские куранты» Н. Погодина в роли Феликса Дзержинского.
В 1954 году одержал актёрскую победу, создав в спектакле Ц. Шагжина «Будамшуу» яркий образ писаря Билдуу, подхалима и лакея. Актёр легко и свободно жил в роли, насыщая её сочным юмором, выразительными бытовыми деталями.
Снимался в кинофильмах: «Девушка западной юрты» (1933), «Пржевальский» (1949), «Золотой дом» (1959), «Захар Беркут», «Три солнца» (реж. А. Дашиев, 1975).
Кроме творческой деятельности принимал самое активное участие в общественной жизни республики, много лет возглавлял областную профсоюзную организацию работников искусства. Избирался членом Обкома профсоюза работников культуры Бурятской АССР.
Литература: В.Д.Бабуева. «А.С.Ильин».
Когда в 1924 году в Верхнеудинске открылся педагогический техникум, при его клубе возник драматический кружок, активными участниками которого стали Апполон Шадаев, Мария Шамбуева, Цыренжап Сампилов, Гомбо Цыдынжапов, Антроп Ильин. Двумя годами позже при педтехникуме были организованы музыкальные курсы, где обучались наиболее одарённые в музыкальном отношении студенты техникума. Они знакомились с основами нотной грамоты и обучались игре на национальных инструментах — хуре, лимбе и др. Музыкальные курсы должны были готовить кадры инструкторов для организации художественной самодеятельности. Среди тех 13 студентов были Мария Шамбуева, Николай Таров, Антроп Ильин, Гомбо Цыдынжапов, Анфиса Степанова, много ездившие по районам республики в составе труппы-ансамбля Сальмонта. Музыкальный от рождения Антроп играл на лимбе, хуре, чанзе, домре, освоил игру на аккордеоне, фортепиано. Слушатели музыкальных курсов, объединённые в агитационную группу, выступали в улусах с концертной программой, живой газетой, устраивали киносеансы, проводили чтение докладов, вечера коллективного радиослушания. После доклада тут же на крыльце дома или же в степи устраивали спектакль. Вечер обычно заканчивался концертом, который состоял из национальных песен, танцев, а также из оркестровых произведений русских и западноевропейских композиторов.
В 1932 году Антроп Ильин, будучи студентом второго курса театрального отделения техникума искусств, вместе с однокурсниками М. Степановой, Ж. Ивановым, А. Бухичевой был зачислен в труппу государственного бурят-монгольского театра, торжественно открывшегося 7 июля 1932 года. В труппу вошел первый выпуск актёров, закончивших трехгодичный срок обучения в Техникуме искусств: Н. Балдано, Г. Батубаев, У. Болдонова, Н. Гармаева, Р. Гаврилов, Н. Гендунова, Ч. Генинов, М. Данилова, С. Намсараева, Б. Ринчино, Ж. Пагбаин, В. Халматов, С. Халтагарова, Ю. Шангина. Антроп Ильин окончил Техникум искусств в 1934 году, их второй выпуск состоял из 8 человек. Два года они совмещали работу в театре с учёбой, пройдя все этапы обучения актёрскому искусству под руководством внимательного и квалифицированного педагога, режиссёра русского театра А.В. Миронского.
С тех пор вся трудовая и творческая деятельность Антропа Степановича была связана с Бурятским драматическим театром им. Х. Намсараева, на сцене которого он проработал около 40 лет.
По итогам первой Декады (1940 год) большая группа работников культуры и искусства Бурятии была отмечена высокими правительственными наградами. Звание народного артиста СССР было присвоено художественному руководителю театра Г.Ц. Цыдынжапову, заслуженного деятеля искусств РСФСР — драматургу и режиссёру Н. Балдано, заслуженных артистов РСФСР — Н. Гармаевой, Н. Гендуновой, Ч. Генинову, А.Ильину, Н. Тарову.
В послевоенные годы Антроп Степанович много играл на сцене: Гулва галзутский в «Кнуте тайши» Х. Намсараева (1945), Ваня Кудряш в «Грозе» А.Островского (1945), «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира — Оберон, в 1947 году сыграл в спектакле «Кремлёвские куранты» Н. Погодина в роли Феликса Дзержинского.
В 1954 году одержал актёрскую победу, создав в спектакле Ц. Шагжина «Будамшуу» яркий образ писаря Билдуу, подхалима и лакея. Актёр легко и свободно жил в роли, насыщая её сочным юмором, выразительными бытовыми деталями.
Снимался в кинофильмах: «Девушка западной юрты» (1933), «Пржевальский» (1949), «Золотой дом» (1959), «Захар Беркут», «Три солнца» (реж. А. Дашиев, 1975).
Кроме творческой деятельности принимал самое активное участие в общественной жизни республики, много лет возглавлял областную профсоюзную организацию работников искусства. Избирался членом Обкома профсоюза работников культуры Бурятской АССР.
Литература: В.Д.Бабуева. «А.С.Ильин».