Артисты и музыканты
Васильев Бакалин
- Народный артист Бурятской АССР (1979)
- Награждён медалью Агвана Доржиева
Бакалин Николаевич Васильев родился 3 ноября 1937 года в г. Улан-Удэ. Выпускник Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой (педагоги В.И. Шелков, А.Л. Кумысников, Ю.О. Громов, М.Б. Страхова) Б. Васильев и его однокашники А. Мягков, А. Батубаева, Э. Кондратьева, А. Балдунникова, Г. Иванов заметно дополнили в 1956 году творческие силы Бурятского театра оперы и балета, где уже работали П. Абашеев и В. Дамбиев, окончившие это же училище годом раньше. Позднее кто-то из них станет известным артистом, а кто-то балетмейстером или педагогом.
Вспоминая сегодня то далекое время, Бакалин Николаевич называет в первую очередь вторую декаду бурятского искусства в Москве, где он исполнял сольные партии в половецких плясках в опере А. Бородина «Князь Игорь» и танце смерчей в балете Л. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара».
Вместе с партией Черного Вихря «Красавица Ангара» надолго войдет в его сценическую жизнь. Рецензенты отмечали большую динамику движений артиста, каскад выразительных прыжков, своеобразную, колючую пластику его Черного Вихря. Партии Бакалина Васильева, характерные и гротесковые, не могли оставить зрителя равнодушным. Да и можно ли было спокойно смотреть на танец, искрящийся огненным темпераментом. Вспомним «Панадерос» из «Раймонды», этот танец блестяще исполняла пара Бакалин Васильев — Ольга Короткова, танец басков из балета «Пламя Парижа», кубинский танец, который он танцевал поначалу с Юлией Семеновой, а затем с Ларисой Сахьяновой, Ларисой Протасовой и Альбиной Петровой. А как танцевал он Федерико в «Испанских миниатюрах» с Екатериной Самбуевой, а затем с Ларисой Протасовой! Незабываемы и другие образы, созданные талантливым танцовщиком. Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Эспада в «Дон-Кихоте», Тореро в «Кармен-сюите», Ротбарт в «Лебедином озере», сольная партия в «Болеро», факир Магадавея в «Баядерке» и др.
С 1961 года, параллельно с работой в театре, Бакалин Николаевич Васильев преподавал в Бурятском хореографическом училище (среди учеников — Ю.Ф. Муруев, А.Н. Павленко, В.А. Ганженко, В.В. Кожевников, В.В. Базаржапов, И.В. Рыбаков и мн. др.).
Ветеран балета — почётный профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.
Сын Бакалина Николаевича — народный артист Бурятии Вячеслав Васильев, выпускник Ленинградского хореографического училища 1978 года.
Вспоминая сегодня то далекое время, Бакалин Николаевич называет в первую очередь вторую декаду бурятского искусства в Москве, где он исполнял сольные партии в половецких плясках в опере А. Бородина «Князь Игорь» и танце смерчей в балете Л. Книппера и Б. Ямпилова «Красавица Ангара».
Вместе с партией Черного Вихря «Красавица Ангара» надолго войдет в его сценическую жизнь. Рецензенты отмечали большую динамику движений артиста, каскад выразительных прыжков, своеобразную, колючую пластику его Черного Вихря. Партии Бакалина Васильева, характерные и гротесковые, не могли оставить зрителя равнодушным. Да и можно ли было спокойно смотреть на танец, искрящийся огненным темпераментом. Вспомним «Панадерос» из «Раймонды», этот танец блестяще исполняла пара Бакалин Васильев — Ольга Короткова, танец басков из балета «Пламя Парижа», кубинский танец, который он танцевал поначалу с Юлией Семеновой, а затем с Ларисой Сахьяновой, Ларисой Протасовой и Альбиной Петровой. А как танцевал он Федерико в «Испанских миниатюрах» с Екатериной Самбуевой, а затем с Ларисой Протасовой! Незабываемы и другие образы, созданные талантливым танцовщиком. Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Эспада в «Дон-Кихоте», Тореро в «Кармен-сюите», Ротбарт в «Лебедином озере», сольная партия в «Болеро», факир Магадавея в «Баядерке» и др.
«Визирь Б. Васильева (в „Легенде о любви“) проживает достаточно продолжительную, драматически насыщенную сценическую жизнь. Его танцевальная партия имеет свое ярко-образное, пластическое решение, которое построено на властных, самоутверждающих жестах, раскрывающих тревожно-мрачное состояние царедворца. Б. Васильев покоряет внутренней эмоциональной наполненностью, содержательностью позы, жеста, сообщая танцу действенно-образное начало»( кандидат искусствоведения Л. Нагайцева о гастролях театра на Кубани в 1979 году).
С 1961 года, параллельно с работой в театре, Бакалин Николаевич Васильев преподавал в Бурятском хореографическом училище (среди учеников — Ю.Ф. Муруев, А.Н. Павленко, В.А. Ганженко, В.В. Кожевников, В.В. Базаржапов, И.В. Рыбаков и мн. др.).
Ветеран балета — почётный профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.
Сын Бакалина Николаевича — народный артист Бурятии Вячеслав Васильев, выпускник Ленинградского хореографического училища 1978 года.