Культура села

В уникальном селе откроется дом культуры после капитального ремонта

15 октября 2020

1156

Завершен капитальный ремонт по нацпроекту «Культура» дома культуры в селе Гусиное озеро

В уникальном селе откроется дом культуры после капитального ремонта
Бурятское название села — Тамча. Мало найдется в Бурятии, да и России, мест со столь богатой историей, как это. Благодаря возникновению здесь Тамчинского дацана поселок более 130 лет был не только религиозным, но и культурным центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины.

Неслучайно, сейчас это самый большой административный центр сельского поселения «Гусиное Озеро». По численности жителей занимает второе место после райцентра — города Гусиноозерска. Если бы не его появление в связи со строительством ГРЭС, столица Селенгинского района могла бы сейчас располагаться на другой стороне Гусиного озера.




Из Хүл нуур в Галуун нуур

Достаточно вспомнить, что это появление этого продолговатого озера вошло в народные предания местных бурятских родов. Их старейшины рассказывали, как когда-то на месте озера простиралась степь. Посреди этой долины стоял дацан, возле которого ламы вырыли глубокий колодец. Однажды утром послышался подземный грохот. И вода хлынула из колодца так сильно, что дацан перенесли на более высокое место. Но вскоре вода дошла и туда. В основе этих преданий реальные исторические факты. Глядя сейчас на Гусиное озеро трудно поверить, что когда-то оно было настолько мелководным, что буряты называли его Хүл нуур — «нога-озеро». Его действительно можно было перейти вброд, пока в начале XVIII века приток реки Темник, Цаган-гол не прорвался в долину и затопил ее. Еще в начале 19 века посередине затопленной долины возвышался единственный островок — Осередец. Там гнездились утки, цапли, чайки, журавли, дикие гуси. Последних было так много, что охотники добывали их с помощью весел или палок. На берегах озера пудами собирали гусиные перья, которыми в те годы писали. Озеро стали называть Гусиным, на бурятском Галуун нуур. Именно сюда на юго-западный берег озера в местность Тамча перенесли основанный в 1741 году у реки Темник буддийский монастырь — дацан. Ему дали светское имя по названию местности — Тамчинский. Вокруг монастыря вырос улус Тамча, будущий поселок Гусиное озеро.

В 1839 году после 13 лет каторжных работ недалеко отсюда в Селенгинске поселился декабрист Николай Бестужев. Он описал Тамчинский дацан в своем этнографическом очерке «Гусиное озеро». Его опубликовали в 1854 году, в первом номере только что основанного в Москве журнала «Вестник Естественных Наук» на почетном — первом — месте. Статья под названием «Гусиное Озеро» вышла без подписи автора, поскольку имена декабристов запрещалось упоминать в прессе. Редакция только намекнула в сноске: «Статья, предлагаемая нами, составлена автором, проживающим более тридцати лет в Забайкалье».

Николай Александрович Бестужев начал очерк с объяснения причин прибыли и убыли воды в озере и описанию горных пород на его берегах. По мнению декабриста, вся история перемены уровня воды в Гусином озере это история непрекращающейся в этих местах вулканической деятельности. Декабрист и сам был свидетелем землетрясения.
Резиденция глав буддистов России
В 1783 году Тамчинский дацан стал резиденцией официального главы буддийского духовенства, имевшего влияние по левую сторону Селенги. В 1809 ему были подчинены и все остальные буддийские монастыри. Таким образом, более 130 лет на Гусином озере был центр буддизма в России. Его можно назвать не только религиозным, но и культурным центром Забайкалья, поскольку здесь при дацане работала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках. Тамчинский дацан принимал в своих стенах многих знаменитых ученых-исследователей и путешественников, известных учителей-лам и ученых буддийского мира. Так, Дампил Гомбоев, занимавший высокий пост Хамбо ламы с 1878 по 1896 год был «ревнителем просвещения», подарил Восточно-Сибирскому отделению Российского Географического общества коллекцию предметов буддийского искусства. Недавно Тамчинский дацан посетила группа федеральных журналистов по приглашению Русского географического общества. Представители СМИ не только взяли интервью у шэрээтэ ламы, но и познакомились с потомками брата Хамбо ламы Дампила Гомбоева.

Расцвет поселка

Расцвет Тамчинского дацана пришелся на начало XX века. К 1903 году вокруг дацана вырос большой поселок из почти 300 домов с правильной сеткой улиц. При монастыре из 900 лам постоянно проживали лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 900 монахов и мирян. Напомним, что вплоть до 1938 года здесь находилась резиденция девяти Пандита Хамбо-лам, официальных глав буддистов России. Самые известные из них Дампил Гомбоев и Даши-Доржо Этигэлов.

В Тамчинском дацане работала единственная разрешенная царским правительством школа для хувараков. Здесь был и центр изучения буддийской философии (цаннит), проходили философские диспуты между ламами. Лекари Тамчинского дацана эмчи-ламы помогли ученому А. Позднееву в переводе знаменитого медицинского трактата «Чжуд-ши». За это многих лам наградили золотыми и серебряными медалями.

После первой русской революции в феврале 1917 года Тамча стала райцентром огромного Селенгинского аймака, куда входили территории нынешних Иволгинского, Кяхтинского, Джидинского и Закаменского районов. И это не считая земель современного Селенгинского района.

Районный центр первой автономии

В конце апреля 1917 года в Чите проходит первый общебурятский съезд под руководством Михаила Богданова, Элбэг-Доржи Ринчино, Базара Барадина и других. Съезд принимает решение об образовании бурятской национальной автономии под названием Буряад-монгол улас — государство Бурят-Монголия. По ее схеме административного управления земли делились на сомоны, хошуны и аймаки. В Забайкальской области образовались Агинский, Баргузинский, Селенгинский, Хоринский аймаки, в Иркутской губернии — Ангарский, Тункинский и Эхирит-Булагатский. Высший орган этого государства — «Буряад-Монгол уласын суглаан» — Бурятский национальный комитет размещался в Чите и имел отделение в Иркутске. В мае 1917 года в Тамчинском дацане проходят собрания по созданию аймачного революционного комитета общественной безопасности, к которому должна была перейти вся полнота власти в Селенгинском аймаке. Станичный атаман Д. Абидуев, подговорив вернувшихся с войны фронтовиков, собрал около сотни людей и разогнал аймачный комитет.

Революционные перемены

В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Хамбо лама Этигэлов избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, он сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы. И тогда впервые избирается главой буддистов лама, не утверждаемый императором Хамбо лама Цыбикжап-Намжил Лайдапов. При нем принято новое «Положение о буддийском духовенстве». Новый Хамбо лама призвал верующих собирать средства на учреждение бурятских национальных школ, создание типографий и выпуск учебников.

В 1920 году Тамча потеряла статус аймачного центра, его перевели в Селендуму. Летом 1921 года улус Тамча на короткое время занял отряд барона Унгерна. Только в 1928 году аймачный центр вновь перенесут в Тамчу, где осенью в дацане пройдут съёмки фильма «Потомок Чингисхана».

Увековечены в кино

Кадры буддийского ритуального танца Цам, снятого в Тамчинском дацане давно считаются хрестоматийными. По воспоминаниям оператора фильма, поставленный ламами специально для киногруппы, танец, однако, выполнялся его участниками на полном серьезе. Ламы очень быстро перестали замечать присутствие оператора и режиссера. Но им приходилось снимать сразу, при минимальном количестве дублей. Сам оператор Анатолий Дмитриевич Головня в своей книжке «Экран — моя палитра» пишет, что его специально предупредили о невозможности повторения отдельных элементов ритуальных танцев.



— Ламы молились так же усердно, как подобало им молиться в срок, и танцевали в таком же экстатическом порыве. Не отступали ни на шаг от ритуала. Сжигали фигуру зла на каменном жертвеннике... и для целей киносъемки даже останавливали праздник и повторяли отдельные номера. Но в то же время это был у них какой-то гипноз, какая-то киномания лам... и потом, после праздника, они отмаливали грехи в течение четырех дней — рассказывал в репортажах режиссер Пудовкин.

Ему и оператору ламы при их отъезде преподнесли статуэтки богов на голубых хадаках. Вскоре началась масштабная антирелигиозная кампания Советской власти. Постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР № 4 от 13 января 1938 года Тамчинский дацан был закрыт. В первые годы после закрытия в зданиях дацана размещалась тюрьма для политических заключённых.

Советские годы

В 1933 году принято решение о переводе аймачного центра в Новоселенгинск. Возможно, что улус Тамча превратился бы со временем в малое село, если бы с началом строительства в 1934 году железнодорожной ветки Улан-Удэ — Наушки в местности Тамча не возник поселок железнодорожников. Строительство завершилось в 1939 году и появилась железнодорожная станция ВСЖД с названием Гусиное озеро. При станции вырос посёлок, включивший в себя улус Тамча. Дом культуры в созданном поселке сдали в эксплуатацию в 1940 году. В 1941 году в дацане открылся филиал антирелигиозного музея, а Гусиное Озеро получил статус поселка городского типа. Сохранял этот статус до 2005 года. За советские годы здесь появились новые предприятия, комплексы сооружений для обеспечения нормальной эксплуатации железной дороги. В 1957 году постановлением Правительства Бурятской АССР Тамчинский дацан объявили историко-архитектурным памятником. В 1960-е годы в дацане провели реставрационные работы. В 1973 году Дэважин-дуган Тамчинского дацана перевезли в Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ, сделав одним из экспонатов вновь открывшегося музея. В марте 1973 года дуган Аюши из Тамчинского дацана был подарен правительством Бурятской АССР Новосибирскому музею Сибирского отделения АН СССР. В сентябре 1989 года в фундаменте одного из разрушенных зданий дацана обнаружили расколотый на 6 частей Оленный камень, датируемый поздним бронзовым и началом железного века. Для реставрации памятника пригласили специалистов о Эрмитажа. 15 августа 1990 года состоялось установление Оленного камня перед входом в Цогчен-дуган, предположительно на прежнем месте. В 1990 году дацан передан Центральному духовному управлению буддистов СССР, началось возрождение монастырской жизни. В июле 1991 года дацан посетил Далай-лама XIV. Из Новосибирска был возвращён дуган Аюши. 1 ноября 1996 года состоялось освящение нового здания дугана Аюши.

Взрывы снарядов

Дом культуры в поселке Гусиное озеро построили в 1940 году общей площадью 1145, 8 кв. м. Двухэтажное кирпичное строение со зрительным залом на 250 мест и просторным фойе, имеет три гримерных, три костюмерных кабинета. Со времен постройки до 2014 года капитальный ремонт здания не осуществлялся. Лишь периодически проводился косметический ремонт собственными силами и средствами. Вдобавок к этому настоящим бедствием для поселка стали взрывы на соседних военных складах. Летом 2001 года, по официальной версии молния ударила в здание склада, один из снарядов сдетонировал, раздались мощные взрывы. Снаряды долетели до поселка Гусиное Озеро, на глазах у людей начали гореть и рушиться дома. Охваченные ужасом сельчане бежали спасаться в Тамчинский дацан. Он практически не пострадал. Эвакуировали из поселка две с половиной тысячи человек. Многие из них до сих пор не верят в версию об ударе молнией. Потому что за два года до взрывов с этих же складов военными было похищено 140 тысяч патронов. Люди считают, что и это происшествие дело рук военных, которые хотят скрыть следы нового хищения. Военные отказывались от каких-либо комментариев в СМИ. Как память о тех страшных днях на крышах некоторых домов видны заплаты.
До 2010 года здание дома культуры находилось в ведении ОАО «Российские железные дороги». После передачи здания на баланс муниципального бюджета в 2012 году большое здание не могли отапливать почти два года. Из-за чего потрескались все стены, обвалилась штукатурка и краска, покоробило полы. После ремонта отопительной системы в 2017 году между подвалом и помещениями в стене остались незалатанные проемы. Поэтому на выделенные в этом году в рамках национального проекта «Культура» 10, 1 млн рублей в ДК Гусиного озера разобраны деревянные перегородки, заложены проемы кирпичом, выровнены стены, произведена стяжка пола, установлены двери, потолок обшили гипсокартонными перегородками, уложена керамогранитная плитка и т.д. Преобразился зрительный зал, гримерные комнаты, кабинеты для руководителя и специалистов, помещения для библиотеки и музея.

Сейчас когда становятся все более популярными туристические экскурсии в Тамчинский дацан и отдых на Гусином озере у обновленного ДК поселка есть все шансы стать новым культурным центром района.

Напомним, что в 2020 году в Бурятии капитальный ремонт в рамках национального проекта «Культура» завершается в 14 домах культуры. А также в 2020 году будут построены и отремонтированы учреждения культуры в рамках президентской дальневосточной субсидии, пройдут ремонты по подпрограмме «Современный облик сельских территорий», капитальные ремонты в двух ДШИ. Нацпроект «Культура», реализация которого началась 1 января 2019 года, разработан в рамках реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Другие статьи автора

Нааданууд

319

Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд

Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

461

Гунга Чимитовай 100 жэлэй ойдо

Буряад арадай элитэ уран зохёолшо, ирагуу найруулагша Гунга Гомбоевич Чимитовай бүхы зохёолнууд буряадай уран зохёолой мүнхэ һарьдагуудай тоодо орохоороол оронхой. Тэрэнэй ном бүхэниинь уһан торгон уран буряад хэлэнэй үндэр жэшээ, алтан жаса

Уралиг

620

Сэлэнгын хабсагай шулуунда Сагаан үбгэнэй дүрсэ олдобо

Бууралхан Буряадаймнай хангай дайдын таабаринь дундаршагүй, үе-үе болоод лэ байгаалиһаа тодорһон гү, али нэгэ эртэ урдын сагта хүнэй гараар бүтээгдэһэншье түүхэ шажанда хабаатай шухаг зүйлнүүд олдоод лэ байдаг: шулуун дээрэ өөрөө гараһан Аранжин маани, Янжима бурханай дүрсэ, Алтан сэргэ, хабсагай шулуунууд дээрэхи эртэ урдын зурагууд, бэшэгүүд гэхэ мэтэ

Смотрите также

Культура села

2109

Уроки жизни

2023 год в России объявлен Годом учителя и наставника

Культура села

2254

Реновации года

Как проходила реализация нацпроекта «Культура» в Бурятии