Музей на родине художника
Сосново-Озерский музей носит имя знаменитого земляка, патриапрха бурятского искусства, основателя бурятской советской живописи, народного художника Бурятской АССР Цыренжапа Сампилова. Неудивительно, что его произведения представляют особую ценность фонда этого музея.
Конечно, основное направление работы Сосново-Озерского музея – выявление, изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия Еравны. Но гостей района, посещающих этот музей, охватывает особое чувство соприкосновения с прекрасным. Ведь именно здесь, в нескольких километрах от музея, в улусе Домно в 1893 году родился будущий художник. На этих просторах недалеко от Сосновских озер он рос и, как большинство сверстников, с восьми лет батрачил, пас овец. От других маленьких пастушков Цыренжапа выделяло только то, что он все время рисовал и вырезал из дерева фигурки животных. Благо Еравна богата тайгой. И сейчас по дороге в Сосновозерск вдоль еравнинских дорог можно увидеть бурятских коней, словно сошедших с полотен Сампилова. Да и пейзажи на картинах в Сосново-Озерском музее, несомненно, напомнят зрителям увиденные просторы. Отсюда начинался путь к профессии и славе художника, на чьей родине не мог не появиться музей.
Первый покупатель
Думал ли юный Цыренжап, уезжая в Читу на заработки, что судьба готовит ему невероятные встречи с людьми, вошедшими в историю? Первой "путеводной звездой" еравнинского самородка станет художник Иннокентий Николаевич Жуков. То, что он был из семьи ссыльных каторжан, не помешало ему закончить Петербургский университет и учиться скульптуре в Париже под руководством А. Бурделя. Жуков выставлялся в 1906 году на "Осенней выставке" в Петербурге, а в родной Чите открыл художественную студию. Его творения из глины и гипса с натуры конкретных людей высоко оценивали такие знаменитые современники как И. Репин, О. Роден, М. Горький, Р. Ролан. Такой мастер сумел разглядеть талант в еще никому неизвестном бурятском юноше, и он вместе с читинскими художниками подготовил свою первую выставку. Малоизвестный факт – Сампилов в начале своей творческой карьеры показал себя и прекрасным скульптором. Благодаря выставке, Цыренжап познакомился с самим Элбек-Доржи Ринчино, в то время фактически правителем Монголии – Председателем Реввоенсовета МНР. Он не просто стал одним из первых известных покупателей картин молодого Сампилова, но и предложил выпускнику Читинской "художественно-промышленной" школы учебу и работу в Монголии.
Портрет Рериха
Так в конце 1925 года Цыренжап Сампилов оказался в Монголии. Два года он учился и одновременно работал художником политуправления Монгольской Армии, успевая преподавать рисунок и живопись монгольской молодежи. Монголия подарила бурятскому художнику новые впечатления и новых друзей. А главное – подарила бесценную встречу со всемирно известным коллегой, самим Николаем Рерихом. О чем беседовали два художника в Монголии, уже не узнаем никогда. Зато редкий российский художник может гордиться тем, что сам Рерих нарисовал его портрет. Николай Константинович еще написал на обороте: "Ц. Сампилову в знак признательности".
Цыренжап после Монголии уезжает учиться в Москву, где живет в семье своего первого учителя Жукова. В 1930 году художник приезжает работать в Улан-Удэ. Всесоюзный журнал "Огонек" печатает статью о Сампилове как об основоположнике бурятского станкового реалистического искусства. Иллюстрирует статью знаменитая картина "Талын дуран – Любовь в степи", написанная в 1927 году. В 1938 году рождается второй известный шедевр Сампилова – "Ургашан – Арканщик".
В 1940 году Цыренжапу Сампилову присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В том же году 23 октября во время первой декады бурят-монгольского искусства в Москве в Музее Восточных культур открылась выставка бурят-монгольского изобразительного искусства. Более 50 работ Сампилова было среди почти 700 произведений живописи, скульптуры, графики и лучших образцов народного творчества.
Когда грянула война, Сампилов как председатель Союза советских художников Бурят-Монгольской АССР участвовал в создании "Агитокон" при редакциях республиканских газет "Бурят-Монгольская правда" и "Бурят-Монголой унэн". В составе делегации в 1942 году побывал на Западном фронте.
После войны
В 50-е годы по всему миру ездили передвижные выставки советского изобразительного искусства, в которых были и подлинники произведений Цыренжапа Сампилова. Сам он к тому времени награжден орденом Ленина и орденом "Знак Почета". Избран депутатом Верховного Совета СССР. Несмотря на занятость, творчество не бросал. В 1950 году подарил Иркутскому областному художественному музею три работы "В Тальцах" (этюд к одноименной картине 1951 года), "Серый день" (эскиз к картине "Табун в степи"), "Лошадь в упряжке". Художник ушел из жизни в 1953 году. Все эти сведения лишь немногое из того, что можно узнать в Сосново-Озерском музее. Ведь благодатная земля Еравны родила еще немало художников. Самый известный на сегодня, Шираб-Жамсо Раднаев.
Летопись событий
Кроме предоставления посетителям музея всей информации о художнике Ц.С.Сампилове, о художниках Еравны, Бурятии, информации об истории развития района, музей приобщает население к творческой краеведческой работе, к изучению истории района.
Особняком стоит работа с трудовыми коллективами. Музей составляет летопись событий, биографий известных людей, коллективов Еравны.
Основанный в 1990 году, музей занимает площадь 193,8 кв. м., из них экспозиционная – 159,7 кв. м., фондовая – 14,9 кв. м. На этой территории расположены 2428 предмета основного фонда, в том числе живописи – 132, графики – 1308, этнографии – 412, научно-вспомогательный фонд – 193 единиц хранения. В год в музее насчитывается около 2500 посещений. Это не считая выставок, лекций, проведения культурных мероприятий: праздников, обрядов и др. ❚
Сосново-Озерский музей носит имя знаменитого земляка, патриапрха бурятского искусства, основателя бурятской советской живописи, народного художника Бурятской АССР Цыренжапа Сампилова. Неудивительно, что его произведения представляют особую ценность фонда этого музея.
Конечно, основное направление работы Сосново-Озерского музея – выявление, изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия Еравны. Но гостей района, посещающих этот музей, охватывает особое чувство соприкосновения с прекрасным. Ведь именно здесь, в нескольких километрах от музея, в улусе Домно в 1893 году родился будущий художник. На этих просторах недалеко от Сосновских озер он рос и, как большинство сверстников, с восьми лет батрачил, пас овец. От других маленьких пастушков Цыренжапа выделяло только то, что он все время рисовал и вырезал из дерева фигурки животных. Благо Еравна богата тайгой. И сейчас по дороге в Сосновозерск вдоль еравнинских дорог можно увидеть бурятских коней, словно сошедших с полотен Сампилова. Да и пейзажи на картинах в Сосново-Озерском музее, несомненно, напомнят зрителям увиденные просторы. Отсюда начинался путь к профессии и славе художника, на чьей родине не мог не появиться музей.
Первый покупатель
Думал ли юный Цыренжап, уезжая в Читу на заработки, что судьба готовит ему невероятные встречи с людьми, вошедшими в историю? Первой "путеводной звездой" еравнинского самородка станет художник Иннокентий Николаевич Жуков. То, что он был из семьи ссыльных каторжан, не помешало ему закончить Петербургский университет и учиться скульптуре в Париже под руководством А. Бурделя. Жуков выставлялся в 1906 году на "Осенней выставке" в Петербурге, а в родной Чите открыл художественную студию. Его творения из глины и гипса с натуры конкретных людей высоко оценивали такие знаменитые современники как И. Репин, О. Роден, М. Горький, Р. Ролан. Такой мастер сумел разглядеть талант в еще никому неизвестном бурятском юноше, и он вместе с читинскими художниками подготовил свою первую выставку. Малоизвестный факт – Сампилов в начале своей творческой карьеры показал себя и прекрасным скульптором. Благодаря выставке, Цыренжап познакомился с самим Элбек-Доржи Ринчино, в то время фактически правителем Монголии – Председателем Реввоенсовета МНР. Он не просто стал одним из первых известных покупателей картин молодого Сампилова, но и предложил выпускнику Читинской "художественно-промышленной" школы учебу и работу в Монголии.
Портрет Рериха
Так в конце 1925 года Цыренжап Сампилов оказался в Монголии. Два года он учился и одновременно работал художником политуправления Монгольской Армии, успевая преподавать рисунок и живопись монгольской молодежи. Монголия подарила бурятскому художнику новые впечатления и новых друзей. А главное – подарила бесценную встречу со всемирно известным коллегой, самим Николаем Рерихом. О чем беседовали два художника в Монголии, уже не узнаем никогда. Зато редкий российский художник может гордиться тем, что сам Рерих нарисовал его портрет. Николай Константинович еще написал на обороте: "Ц. Сампилову в знак признательности".
Цыренжап после Монголии уезжает учиться в Москву, где живет в семье своего первого учителя Жукова. В 1930 году художник приезжает работать в Улан-Удэ. Всесоюзный журнал "Огонек" печатает статью о Сампилове как об основоположнике бурятского станкового реалистического искусства. Иллюстрирует статью знаменитая картина "Талын дуран – Любовь в степи", написанная в 1927 году. В 1938 году рождается второй известный шедевр Сампилова – "Ургашан – Арканщик".
В 1940 году Цыренжапу Сампилову присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В том же году 23 октября во время первой декады бурят-монгольского искусства в Москве в Музее Восточных культур открылась выставка бурят-монгольского изобразительного искусства. Более 50 работ Сампилова было среди почти 700 произведений живописи, скульптуры, графики и лучших образцов народного творчества.
Когда грянула война, Сампилов как председатель Союза советских художников Бурят-Монгольской АССР участвовал в создании "Агитокон" при редакциях республиканских газет "Бурят-Монгольская правда" и "Бурят-Монголой унэн". В составе делегации в 1942 году побывал на Западном фронте.
После войны
В 50-е годы по всему миру ездили передвижные выставки советского изобразительного искусства, в которых были и подлинники произведений Цыренжапа Сампилова. Сам он к тому времени награжден орденом Ленина и орденом "Знак Почета". Избран депутатом Верховного Совета СССР. Несмотря на занятость, творчество не бросал. В 1950 году подарил Иркутскому областному художественному музею три работы "В Тальцах" (этюд к одноименной картине 1951 года), "Серый день" (эскиз к картине "Табун в степи"), "Лошадь в упряжке". Художник ушел из жизни в 1953 году. Все эти сведения лишь немногое из того, что можно узнать в Сосново-Озерском музее. Ведь благодатная земля Еравны родила еще немало художников. Самый известный на сегодня, Шираб-Жамсо Раднаев.
Летопись событий
Кроме предоставления посетителям музея всей информации о художнике Ц.С.Сампилове, о художниках Еравны, Бурятии, информации об истории развития района, музей приобщает население к творческой краеведческой работе, к изучению истории района.
Особняком стоит работа с трудовыми коллективами. Музей составляет летопись событий, биографий известных людей, коллективов Еравны.
Основанный в 1990 году, музей занимает площадь 193,8 кв. м., из них экспозиционная – 159,7 кв. м., фондовая – 14,9 кв. м. На этой территории расположены 2428 предмета основного фонда, в том числе живописи – 132, графики – 1308, этнографии – 412, научно-вспомогательный фонд – 193 единиц хранения. В год в музее насчитывается около 2500 посещений. Это не считая выставок, лекций, проведения культурных мероприятий: праздников, обрядов и др. ❚