Анинский дацан является первым каменным зданием, созданным в русле самостоятельной бурятской архитектуры. С момента разгрома в 1930-е годы вплоть до сегодняшнего дня дацан пребывает в полуразрушенном состоянии. Однако фундамент и стены сохранившегося здания красноречиво свидетельствует о высоком мастерстве бурятских зодчих, их восприимчивости и способности к творческой переработке архитектурных идей различных культур. Монастырь пережил времена бурного расцвета и долгое время служил одним важнейших центров буддизма в Забайкалье. Сегодня Анинский дацан находится на пути к своему возрождению.
С годами, однако, дацан становится центром притяжения религиозной жизни хоринских буддистов. Поэтому в 1806 году хоринский тайша Галсан Мардаев испрашивает у иркутских властей разрешение на постройку рядом с деревянным каменного здания. Часть средств на строительство были выделены семьей умершего к тому времени Дамба-Дугара Иринцеева и действовавшим тайшой Галсаном Мардаевым. Основную сумму собрали простые верующие. В 1808 году новое здание цокчен-дугана (соборного храма) было закончено. Оно стало образцом блестящей инженерной мысли того времени. Устройство здания представляло собой объемную модель буддийской мандалы, мистической обители тантрийского божества. Центральная часть храма с четырех сторон дополнялась четырьмя пристройками. Южный пристрой храма был выше остальных и напоминал церковную колокольню высотой 25,5 метров, что, несомненно, было русским влиянием. Главным инженерным достижением бурятских архитекторов был каменный купол, который был пирамидой водружен на главный объем храма. Каждая из сторон купола была порядка 17 метров, а высота купола по центральной оси превышала 10 метров. Пристрои также увенчивались каменными шатровыми крышами, которые заканчивались двухъярусными фонариками. По словам Людвига Минерта, архитектура храма была «примером развития объемно-пространственной композиции ранних многоглавых храмов, впервые осуществленной в камне» (Минерт, 1983:137). С инженерной и архитектурной точек зрения старый цокчен-дуган Анинского дацана не имел прецедентов ни в Тибете, ни в Монголии, ни в российском Забайкалье.
В 1811 году пожаром было уничтожено старое деревянное здание Анинского дацана.
Главным недостатком главного храма Анинского дацана была его малая вместимость. Будучи одним из важнейших дацанов буддийской Бурятии, цокчен-дуган дацана нуждался в расширении. В 1899 году южный пристрой храма, который в старой своей версии напоминал собой колокольню, расширился в виде нового объема. Почти квадратное продолжение южной части храма было выстроено из дерева, обшито досками и покрашено. В этом просторном помещении размещались ряды с сидениями для лам и места для прихожан. Старое каменное здание храма продолжало служить главным алтарным помещением, в котором располагались статуи Будды, Дже Цонкапы, божества-хранителя дацана Махакалы и других божеств буддийского пантеона. По словам Базара Барадийна, побывавшего в Анинском дацане в начале XX века, «здешний дацан отличается красотой убранства статуй и очень просторен, так как алтарь составляет весь дацан без пристройки» (л. 55).
Однако цокчен-дуган Анинского дацана был лишь главным украшением всего его архитектурного комплекса. К началу XX века на его территории располагалось 12 культовых зданий, посвященных различных божествам. В конце XIX века верующие прихода Анинского дацана собрали средства на возведение гигантской статуи бодхисаттвы Майтреи. Статуя представляла Будду грядущего в стоячем положении, составлявшей в высоту 11 метров и выполненной из меди. Для этой статуи также был возведен небольшой храм. Неотъемлемой частью архитектурного комплекса Анинского дацана является каменная ограда с четырьмя воротами, построенная, как сообщает российский востоковед А.М. Позднеев, в 1885 году и заменившая деревянную. Периметр ограды, сохранившейся до наших дней, составляет 160 метров.
Анинский дацан был одним из крупнейших дацанов Бурятии. Его штат состоял из 600 лам, а приход включал около 7 тысяч верующих. В дацане действовала книгопечатня, ежегодно издававшая 16 наименований монгольских и тибетских сочинений. Имелось специальное хранилище для 1613 печатных досок. На территории дацана было расположено множество хозяйственных построек и жилых домов. По оценкам А.М. Позднеева, всего на территории Анинского дацана имелось порядка 300 дворов. Очевидцы вспоминают, что дацан, находившийся на перекрестье торговых путей, был похож на небольшой город, в котором кипела повседневная жизнь. Дацан славился сильными школами буддийской философии (цаннид), медицины (мамба) и тантры (джуд).
В середине 1930-х годов Анинский дацан был закрыт, населявшие его ламы арестованы или разогнаны. Главный храм дацана некоторое время использовался как хозяйственное здание, а затем был осквернен и разгромлен. Однако старинное здание цокчен-дугана, пусть и в полуразрушенном виде, но все же сохранилось до наших дней.
В 1990–2010-е годы Анинский дацан постепенно поднимается из руин. В 2011 году вокруг старой каменной ограды на средства верующих буддистов были построены 108 субурганов. Каждый субурган имеет свой уникальный номер и закреплен за конкретными родами и семьями. К руинам главного здания вновь пристроен молитвенный зал. В ближайшие годы прихожане дацана планируют начать реставрацию главного здания дацана. Но уже сегодня Анинский дацан обрел бессмертие как великолепный памятник истории и культуры бурятского народа.
Другие статьи автора
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
127
Драмын зүжэгшэн, дуушан Чимит Дондоков
Дүрбэн тэгшэ бэлигтэн хуби заяанай харгын бэлшэртэ тогтон торонгүй, алишье замаарнь төөрингүй дабхиха табисууртай
Уралиг
318
Отошо бурханай субарга
Буряад зоной дайдаар һанагдаагүй ямаршье газарта дун сагаан субарганууд ялбайжа, будын шажан энэ дайдаар дэлгэрэнхэй гэжэ харуулдаг.
Гоёл шэмэглэлэй уралиг
320
Үльдэргын дунда һургуулиин 100 жэлэй түүхэһээ
Зуун жэлэй туршада гэгээрэлэй туяа түхөөн байһан Үльдэргын юрэнхы һуралсалай дунда һургуули намтараар баян юм
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
605
Баледтэ зорюулһан бэлиг талаан
Буряадай оперо болон баледэй ордондо тоглогдодог зүжэгүүдтэ 20 гаран жэлэй туршада бэлиг түгэлдэр залуу зүжэгшэн хатаржа, үргэн олон харагшадаа баясуулжа байдаг. Энэмнай хэн бэ гэбэл, Буряад Уласай арадай артист (2019); Буряад Уласай габьяата артист (2013); Гүрэнэй шангай лауреад (2012) ба тоогүй олон мүрысөөнүүдэй дипломант, лауреад Баяр Жамбалов беэрээ