Театральное искусство Бурятии
Цыден-Дамба Пурбуев. Полвека с театром
22 апреля 2019
1278
22 апреля 2019 года исполнилось бы 85 лет Цыден-Дамбе Пурбуевичу Пурбуеву – народному артисту Бурятии и России, лауреату Государственной премии Республики Бурятия
Цыден-Дамба Пурбуев
В числе выпускников первой бурятской актерской студии 1958 года Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (ныне СПАТИ) был уроженец села Дабаата Бичурского района Цыдендамба Пурбуев. Завершение учебы и возвращение на родину совпало с этапным событием в жизни республики и театра как проведение в 1959 году 2-ой Декады литературы и искусства в Москве. Ситуация вполне характеризовалась в духе классических присловий: «с корабля на бал» и «из огня да в полымя». Но столичные творческие экзамены «ленинградцы» выдержали с честью. С особенной радостью их встречали корифеи бурятского театра — ибо с ними была связана смена поколений, преемственность традиций. Ч. Генинов, Н. Гендунова, М. Степанова, Ж. Иванов, В. Халматов, П. Николаев, Г. Лосев, Ю. Шангина, Д. Дондуков, С. Рабсалов, С. Гончикова стали их учителями, их коллегами. В эти годы на сцене театра шли спектакли, такие как «Будамшуу», «Первый год» Ц. Шагжина. «Барометр показывает бурю» Д. Батожабая, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Кремлевские куранты» Н. Погодина и многие другие. Органично и естественно вписались в репертуар три дипломных спектакля студийцев: «Собака на сене» Лопе де Вега, «Дядя Ваня» А. П. Чехова, «В поисках радости» В. Розова. Дамба Пурбуев играл во всех из них если не главную, то заглавные роли.
Артист универсального дарования, обладавший широтой амплуа от комедийных до трагедийных, сыграл более сотни больших и малых ролей. Дамба Пурбуевич любил играть в возвышенно-приподнятом стиле, как бы на высокой ноте, стараясь не приземлять своих героев. Даже сама природа одарила актера высокой статной фигурой, глубоким, мягким по тембру баритональным голосом, благородством, спокойным и ровным достоинством. Нельзя не назвать наиболее этапные, крупные роли, сыгранные им в разные годы. Это: Люченцио в «Укрощении строптивой» Лопе де Вега, Сэнгэ в «Далан худалч» Ч. Ойдоба, Молчалин в «Горе от ума» А. Грибоедова, Баташулуун в «Соелмаа, Баташулуун» Ч. Генинова, жестокий, жадный, коварный Карабай в «Козы Корпеш и Баян Слу», лидер красных Кошкин в «Любовь Яровая» К. Тренева, Иван Коломийцев в «Последних» М. Горького, Тарба Жигжитов в «Кнуте тайши» Х. Намсараева, Сухэ-батор в «Ээдрээ», Сэрэмпэл в одноименном спектакле по повести Х. Намсараева. Все эти роли характерные, возрастные, в них ярко раскрывались новые грани дарования таланта.
В начале 70-х годов был поставлен спектакль «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, в котором Ц. Пурбуев сыграл роль Байтемира — человека благородного, сильного, умеющего ценить жизнь, себя и других. В 1973 году на заключительном туре 2-го Всероссийского фестиваля национальной драматургии Ц. Пурбуеву, в числе лучших исполнителей и режиссера-постановщика С. Будажапова, был вручен Диплом 1-ой степени. За эту роль Ц. Пурбуев был удостоен Государственной премии Республики Бурятия.
Многие сценические герои Цыден-Дамбы Пурбуевича творят добро, очищая, согревая человеческие души, стараясь при этом скромно держаться в тени. Во многом это черты характера и самого Пурбуева, которые проявлялись в его владении профессиональной этикой. Актерскую судьбу Цыден-Дамбы Пурбуевича можно считать счастливой, талант его был востребован. Сыграны были множество ролей самых разных, среди них были и проходные и судьбоносные. Не обделен был званиями и наградами, остались восторженные рецензии в газетах и журналах. В последних постановках театра Цыдендамба Пурбуевич сыграл роль Абдуллы в спектакле Ф. Булякова «Выходили бабки замуж», Лицо от автора в инсценировке романа Д. Батожабая «Похищенное счастье», распорядитель пира в «Чингисхане» Б. Гаврилова.
73 театральный сезон Бурятский театр открывал спектаклем по пьесе Б. Гаврилова «По древнему обычаю». Пьесу на бурятский язык перевел Ц-Д. Пурбуев. Одну из главных ролей — Юндуна, ветерана Великой Отечественной войны — сыграл Цыден-Дамба Пурбуевич Пурбуев. Его игра держит зрителей в напряжении в продолжение всего спектакля. Разговор идет не о смерти, а о том, как начать жить по-новому, на что опереться в новой жизни, несмотря на то, что жизнь героев подошла к концу. Роль сыграна, как и подобает старейшему аксакалу бурятской сцены волнующе, талантливо, незабываемо.
Была еще одна страница, вписанная Ц. Пурбуевым в истории бурятского театра. В 1987 году Ц. А. Балбаров, будучи нездоровым, сам назначил Ц. Пурбуева своим преемником, доверил ему руководство любимым детищем. В течение 8 лет Цыдендамба Пурбуевич достойно возглавлял театр.
В одной из публикаций о нем было написано, что за всю деятельность в театре актер Пурбуев провел на колесах во время гастролей более 7 лет или 2 700 дней, а за каждым днем мы можем представить встречи с многочисленными поклонниками его таланта, беседы и общение со старыми знакомыми и обретение новых друзей, нового зрителя, новых почитателей его таланта. Цыден-Дамба Пурбуевич умел строить отношения с людьми самых различных профессий и званий, что особенно важно в наше время. Надо иметь в виду и то, что всю свою жизнь он провел рядом с не совсем обычными людьми, людьми творческими, неординарными. Каждый из них требовал особого подхода. Особенно внимательно относился к своим соратникам и сослуживцам: главными в его характере до последних дней остались доброжелательность и чуткость. Его глубоко уважали и любили в родном театре, во всех районах республики, в Иркутской области и Агинском округе. Дамба Пурбуевич оставался человеком самодостаточным, не позволяя попросить что-то для себя, в жизни был лишен тщеславия и суеты. Умел отличить существенное от пустого, готов был всегда прийти на помощь. Поэтому были и остались у него близкие друзья, которые умели радоваться за него в звездные минуты и поддержать в трудные моменты жизни. Планка его актерского дарования до сих пор остается мерилом мастерства для актеров всех поколений. Все, что сделал народный артист России Цыдендамба Пурбуевич Пурбуев за 50 лет работы в театре, для родного коллектива, является, без преувеличений, частью тех творческих достижений и заслуг Бурятского государственного драматического театра драмы им. Х. Намсараева за 85 лет.
Другие статьи автора
Музейнүүд
59
Цыренжап Сампиловай нэрэмжэтэ Уран һайханай музейн 80 жэлэй ойн баяраар
Буряад араднай хэр угһаа уран һайханай талаар үндэр соёлтой байһаараа мэдээжэ
Нааданууд
321
Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд
Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
463
Гунга Чимитовай 100 жэлэй ойдо
Буряад арадай элитэ уран зохёолшо, ирагуу найруулагша Гунга Гомбоевич Чимитовай бүхы зохёолнууд буряадай уран зохёолой мүнхэ һарьдагуудай тоодо орохоороол оронхой. Тэрэнэй ном бүхэниинь уһан торгон уран буряад хэлэнэй үндэр жэшээ, алтан жаса
Уралиг
621
Сэлэнгын хабсагай шулуунда Сагаан үбгэнэй дүрсэ олдобо
Бууралхан Буряадаймнай хангай дайдын таабаринь дундаршагүй, үе-үе болоод лэ байгаалиһаа тодорһон гү, али нэгэ эртэ урдын сагта хүнэй гараар бүтээгдэһэншье түүхэ шажанда хабаатай шухаг зүйлнүүд олдоод лэ байдаг: шулуун дээрэ өөрөө гараһан Аранжин маани, Янжима бурханай дүрсэ, Алтан сэргэ, хабсагай шулуунууд дээрэхи эртэ урдын зурагууд, бэшэгүүд гэхэ мэтэ