Прикладное искусство

«Занимательный Улан-Удэ»

15 сентября 2021

3213

Книга с таким названием вышла из печати в текущем 2021 году при финансовой поддержке Комитета социальной и молодёжной политики Администрации г. Улан-Удэ в рамках информационно-образовательного проекта «Буквальный Улан-Удэ: 355 лет истории».

«Занимательный Улан-Удэ»
Инициатива издания книги принадлежит Центральной городской библиотеке имени Калашникова при содействии Ассоциации экспертной поддержки проектов «Регион». Получилась интересная и, действительно, занимательная история главного города Бурятии. Книга посвящена памяти известных краеведов республики Р.А. Серебряковой, А.Д. Жалсараева, В.А. Харитонова, внесших весомые изыскания в городское краеведение. Как сказала директор МАУ «Централизованная библиотечная система Улан-Удэ» Раиса Цыденовна Цыбенова: «Книга под своей обложкой собрала очерки известных краеведов и городские легенды, которые из поколения в поколение передаются среди жителей».


Гостинодворская площадь Верхнеудинска


На её страницах читатель совершит увлекательное путешествие по любимому городу, погружаясь в историю Удинска-Верхнеудинска-Улан-Удэ с самого его возникновения. Книга, подобно машине времени, проведет вас в разные временные измерения. Вы очутитесь в старинных купеческих домах, подвалах, подземельях, чердаках, сараях, узнаете много интересного, познавательного и чуточку паранормального. Вашими гидами будут известные краеведы, отразившие в своих очерках, статьях и других произведениях историю города, его романтику, легенды старины и современные байки, придавая яркую самобытность, незабываемый колорит и загадочность «милому городку», коим назвал его когда-то Антон Павлович Чехов.

Книга состоит из следующих частей: 
1. Хранители истории города.
2. Путешествия в историю
3. Дома как свидетели судеб 
4. История Улан-Удэ наизнанку


Панорама ночного Улан-Удэ


Прилагается неформальный путеводитель «Город от А до Я».

Первую часть под названием «Хранители истории города» предваряет предисловие известного ученого, журналиста, краеведа Евгения Александровича Голубева. Отдавая должное ведущим краеведам города, он приводит слова Валентина Распутина о том, что «фигура краеведа видится как фигура хозяина, неустанно заботящегося о духовности отношений на основе глубинной памяти народной...». 



Данная часть состоит из статей вышеупомянутых известных краеведов, чьей памяти и посвящена книга.

Раиса Андреевна Серебрякова (1932-2008) — краевед, историк, экскурсовод, педагог и руководитель школьного и студенческого краеведения. Более 20 лет работала в Бюро путешествий и экскурсий, будучи одним из его организаторов. Была активистом в деле сохранения культурного наследия и патриотического воспитания молодёжи. Через бюро проходило за год до 50 тысяч экскурсантов.

«Город на Селенге»

Вот и наш город. Стоит он на берегах Уды и Селенги 340 лет и еще многие столетия быть ему. Три горных хребта вокруг нашего города. Центры Советского и Железнодорожного районов раскинулись на склонах хребте Улан-Бургасы. Этот хребет идет от Уды и Селенги на север вдоль берега Байкала до самого Баргузина. Лысая гора относится к одному из склонов этого хребта. С Лысой горы справа, в левобережье хорошо просматриваются долина Иволги, Ганзуринские горы, но, самое главное, просматриваются горы Хамар-Дабан... С этой же Лысой горы слева находится третий горный перевал, он называется Сагаан-Дабан (Белые горы)... Основание города связано с присоединением Бурятии к русскому государству в 1649 году. Официально годом его рождения принято считать 1666-ый год. Именно тогда было построено Удинское зимовье, превращенное в острог. В 1969 г. Удинский острог получил название Верхнеудинск. По документам конца XVII в. Верхнеудинский острог выглядел так: на правом берегу Уды стоял «Удинский город в близости от Удинского устья. У города часовня. Посад над горой. На посаде дворов жилетцких людей и казачьих изб со сто. В городе строены 4 башни четырехугольные, 5-ая на углу осьмиугольная. В городе изба караульная, погреб зелейный (пороховой) и над ним сарай...

Анатолий Дамбаевич Жалсараев (1947-2017) —краевед, кандидат исторических наук, общественный деятель, член республиканского общества краеведов. Благодаря его поискам и находкам в архивах и библиотеках стало известно о многих забытых и малоизвестных фактах и персонажах из прошлого Улан-Удэ и Бурятии. Свой многолетний труд он успел обобщить и издать в 2-х больших книгах: «Время, события, люди: хронологический перечень дат и фактов из истории этнографической Бурятии (эпоха палеолита — 2010 год)». 


Дом купца Голдобина, ныне музей истории г.Улан-Удэ


«Деревянная архитектура города»

В архитектуре фасадов жилых домов Верхнеудинска конца XIX в. все большее значение придавалось декоративному убранству. Простота и скромность времен классицизма уступила место богатству резных украшений. Резьба выполнялась преимущественно сквозной выпиловкой. Вместе с ней в разнообразнейших сочетаниях применялась глубинная резьба. Создавались сложнейшие многоярусные карнизы, разнообразные по композиции и рисунку наличники, украшались резьбой крыльца, галереи, балконы, доски-лопатки, прикрывающие стыки срубов. На крыше устраивались ажурные резные парапеты. Не оставались без внимания дымовые и водосточные трубы, декорируемые кружевами из жести и кованого железа. Дома украшали разнообразные фронтоны, вышки и слуховые окна...

«Дореволюционная медицина»

Вплоть до конца XVIII в. в городе не было врачей, потому многие горожане лечились народным способом. В 1790 г. на берегу реки Уды, возле перевоза в Заудинское предместье (больных тревожили шум, крики и ругань паромщиков) был открыт военный лазарет — «гошпиталь», где лекарем до 31 июля 1805 г. был Иван Федорович Реслейн — один из первых врачей-хирургов Забайкалья и Восточной Сибири. По воспоминаниям известного полярного исследователя, а позже Верхнеудинского уездного начальника М.М. Геденштрома Реслейн был «один из благотворительнейших мужей своего времени, но притом имел величайшие странности. Ни от кого он не принимал денег за лечение, или даже подарков, большую часть жалованья своего он оставлял в казначействе и брал только то количество, которое считал необходимым на свое скудное содержание...».


Врач М.В.Танский


В 1805 г. в Верхнеудинске открыта первая гражданская больница на 20 коек, где врачом был штаб-лекарь 7-го класса Шиллинг. Он был дружен со многими декабристами (Н.А. Бестужевым, Е.П. Оболенским и др.). В 1886 г. на должность окружного врача прибыл Н.В. Кириллов, впоследствии известный сибирский краевед. В эти годы Кириллов начинает изучать тибетскую медицину, знакомится с известными ламами, в том числе с Пандито Хамбо-ламой Д. Гомбоевым, совершает поездки в Монголию. С 1906 по 1929 гг. возглавил Верхнеудинскую больницу М.В. Танский. По достижении пенсионного возраста отказался отказался, отдав ее на усиление танковых колонн в период ВОВ. На пенсии Танский занимался литературной деятельностью краеведческого характера.

«Омуль, чай и хлеб — вот и весь обед. Простая пища горожан»

Долгое время, почти вплоть до конца XIX в. основной пищей простых людей был кирпичный чай, омуль и ржаной хлеб. Вот что писала в 1804 г. иркутянка Е. Авдеева-Полевая: «Изба хозяев была большая, и все семейство пило кирпичный чай, я это видела в первый раз, потому что в Иркутске мало пьют кирпичный чай. Он вывозится от китайцев на большие суммы, и его пьют татары, буряты и забайкальские русские. Они так привыкают к нему, что он делается необходим. Многие женщины съедают даже листья чаю, или выварки, которые называются шара. Кирпичный чай имеет вид доски длиною вершков семь, шириною пять, а толщиною в вершок (1 вершок=4,45см...)


Дом купца Кобылкина


Виктор Александрович Харитонов (1967-2020) — занимает достойное место среди известных краеведов республики. Начал интересоваться историей еще в школьные годы. После окончания школы поступил в Иркутский университет и учился на гидролога. После четвертого курса из-за болезни глаз оставляет учебу и возвращается в Новоселенгинск, где ему предложили работу в открывшийся музей декабристов. Работая научным сотрудником музея, сумел собрать богатейший материал, которого не было в местных музеях и архивах.

«У истоков городской промышленности»

110 лет назад на Батарейке развернулось активное строительство — возводился стекольный завод верхнеудинского 1-ой гильдии купца А.К. Кобылкина... Конечно, и до этого в Верхнеудинске существовали небольшие мыловаренные, кожевенные, маслобойные заводики. Родился он в 1859 г., начал трудиться подростком — «печным мальчиком», который подносил дрова на винокуренном заводе купца Голдобина. Дослужился до водочного мастера, затем до счетовода и главного бухгалтера. Так что производство знал досконально со всех сторон. Он всегда мечтал о собственном производстве и в 1889 г. приписался к верхнеудинскому купечеству. Начав с бакалейной торговли, Кобылкин быстро занимает видное место среди городского купечества. Уже в июне 1891 г. он входил в число двадцати именитых граждан города, составлявших почетную охрану проезжавшего через Верхнеудинск цесаревича Николая Александровича... В 1906 году открыл собственную типографию в специально построенном для этого двухэтажном здании с переплетной мастерской. По тем временам она была лучшей типографией, впоследствии стала основой для типографии республиканской...Во время русско-японской войны участвует в организации госпиталей для раненых...

«Верхнеудинск ярмарочный»


Здание купца Трунева


«Торговля и промысел жителей Верхнеудинска состоит из разных привозных из Иркутска и других городов российских и немецких товаров, на которые выменивают у здешних иногородцев пушные товары, рогатый скот, лошадей и проч». Известно, что можно было приобрести из китайских товаров в конце XVIII в. Многое из этого списка современным читателям будет непонятно, например: ...китайка лощеная складная, называемая Дамская, Юнговская и Свышенская, вощанка, Шанхай, одинцовая в трубках, нелощеныя дабы, Пекинская и торговыя, шелк сырец, чай жулань, байховый мадзумей, кирпичной, бортогонной, из шелковых материй: канфы, полуканфы,...халаты шелковые флеровые, всякие бархаты, каменья и лаковыя всякие вещи, конфекты и лекарства, вощанки фанзовы, веера флеровы и бумажные, галстуки дензуй, тобак, шяр, решетки камышовыя...».

Вторая часть «Путешествия в историю» составлена из исследовательских работ известных ученых, краеведов Е.А. Голубева, А.В. Тиваненко, Л.Г. Орлова, Г.И. Мададаевой, Л.Н. Дарьенко. Их стараниями воссоздаются картины давно минувших дней, факты, события, биографии горожан и отзывы о городе влиятельных и ученых гостей разных временных пластов от старины до современности. Кто только не проезжал через наш маленький уездный городок и не оставил памятного слова о нем? Из статей Е.А. Голубева узнаем о высказываниях путешественников, проезжавших в свое время через город.


Торговые ряды купца Курбатова


«... и ночевали на усть реки Уды, а река течет из хребта, и по ней казаки промышляют соболи, и ныне на усть реки есть зимовье казачье...». (царский посол Николай Гаврилович Спафарий, 30 сентября 1675г.)

«Проезжали через маленький острожек по имени Удинск, который расположен на реке водном дне от озера». (французский монах-иезуит Жан-Франсуа Жербильон, 1665 г.)

«Город Удинский лежит на высокой горе и хорошим Кремлем укреплен. Большая половина тамошних обывателей живут под горою реки Уды. А когда мунгалы на них нападают, то они в Кремль убегают, где всегда держат гарнизон российские казаки». (Исбрант Идес, уроженец Гольштинии, 19 марта 1693 г.)

«Жители города занимались перевозкой казенных и частных товаров, поступавших из Иркутска и других мест Сибири и России для Кяхты и Нерчинского завода. При этом они получали изрядную выгоду „с перевозу хлеба и соли на Даурские сереброплавительные заводы и подряду на обратный путь под свинец, равным образом о поставления соленой рыбы, наипаче омулей, в места по сторону, где рыбой недостаточно“ (академик Петр Симон Паллас, 1771 г.). И так далее много интересных отзывов разных путешественников вплоть до XX века. Осенью 1959 г. в Улан-Удэ приехали журналисты из ГДР Зигфрид Майсгаймер и Гюнтер Линде. Год спустя написали книгу „Сибирь без прикрас“, где писали:

„Когда друзья узнали, что мы едем в Сибирь, то советовали взять с собой шубы. Теперь же, находясь в Забайкалье, мы поняли, что здесь вообще можно обойтись без шуб, но без вечернего платья не обойдешься“. Один из разделов книги посвящен Бурятии и ее столице, о встрече с горожанами. Журналистов удивило то, что их переводчицей была студентка Бурятского пединститута Эльвира Нархинова, превосходно знавшая немецкий язык и говорившая на чистейшем берлинском диалекте. Ей они посвятили целую главу в своей книге...».

А.В. Тиваненко рассказывает о тайных схронах разбойников и бродяг, географических названиях, связанных с бандитизмом как Разбойничья, Варначья, Каторжанка, Бродяжья. Из истории купечества Л.Г. Орлов приводит интересные сведения. В своей статье «Дела и заботы купеческого сословия» пишет: «Купцы города Верхнеудинска были, бесспорно, главными донорами» городского бюджета».

Третью часть «Дома как свидетели судеб» составлена Л.Н. Дарьенко, специалистом по краеведению Центральной городской библиотеки.

«В исторической части нашего города — старинные здания, которые формируют архитектурный облик площадей и улиц. Это церкви, здания Гостиных и Торговых рядов, присутственных мест Верхнеудинска-Улан-Удэ, усадебные постройки именитых купцов и горожан: Танского, Трунева, Голдобина, Капельмана, Курбатова, Рубинштейна. У каждого дома своя история», — пишет автор. Рассказы о старинных особняках и об их хозяевах чрезвычайно интересны. Это были люди, добившиеся упорным трудом положения в обществе, меценаты, благодетели, построившие историческую часть города, привнесшие в провинцию культуру и образование. Есть сведения об Одигитриевском соборе и Спасской церкви, построенных в XVIII веке, об общественных зданиях как городская библиотека, мужская гимназия, созданных почти век спустя. 

Четвертая часть «История Улан-Удэнаизнанку» станет для читателей, пожалуй, захватывающим приключенческим повествованием.

«Верхнеудинск несколько столетий являлся купеческим городом, три века считался крупным торговым центром Забайкалья, что отражено на его гербе. Купцы со всей России и восточных стран приезжали сюда с большими деньгами и ценными „заморскими“ товарами. Разные причины заставляли верхнеудинцев и гостей прятать свои ценности в укромных местах с надеждой воспользоваться ими в следующий приезд. Но не всегда хозяева возвращались к своим схронам. Сегодня, когда в Улан-Удэ идет оживленное строительство, не проходит и года, как объявляются сенсации по поводу обнаружения забытых кладов. Например, известному коллекционеру Анатолию Сахирову как-то принесли около 3 тысяч серебряных монет, найденных в случайно разрытом экскаватором схроне при строительстве здания торгового комплекса „Сагаан морин“. Тогда мало кто из горожан не поленился спуститься в котлован и достать с его дна хотя бы несколько монет. Самая старая монета имела дату 1821, а самая „молодая“ — 1926 год...» — пишет А.В. Тиваненко.


Панорама центральной части Улан-Удэ


Также находили клады при ремонте Торговых и Гостиных рядов. Здесь рабочие раскопали тайник с золотыми монетами, а в старом колодце — сосуд с золотыми украшениями и деньгами. Двое нанятых рабочих при ремонте печи нашли золотой перстень с бриллиантом. Хотели золото переплавить, а «стекло» выбросить. Когда отнесли его к ювелиру, то он понял истинную цену вещицы и нажал на тревожную кнопку. Милиция арестовала горе-копателей и изъяли найденное. Одна жительница нашла при расширении своего подполья выход в некое подземелье приличных размеров, увиденное через щели в досках. Там оказался тайник, набитый церковной утварью. А в другом случае нахождения под полом скрытых боковых ниш, подземные пустоты оказывались, предположительно, местом расстрела жертв репрессий, так как в соседнем здании находилось ОГПУ-НКВД. Есть догадки, что под городом находится множество подземных ходов, потайных подвалов, где лежат до поры, до времени как кости убиенных, так и ценные клады.

Оказывается, наш город не обошли вниманием и инопланетяне, и у нас немало очевидцев, столкнувшихся в разное время с неопознанными летающими объектами, называемыми НЛО. Они не похожи на обыкновенные самолеты и вертолеты, имеют в большинстве случаев формы тарелок с небольшим куполом сверху, иногда похожи на сигары или на светящиеся шары с сильным прожектором, летают беззвучно, возникают ниоткуда и внезапно. Например, как пишется в книге, двое рабочих недалеко от торгового центра «Мед» ремонтировали технику. Когда они увидели сигарообразный объект, они находились на территории базы в разных местах. Сигара довольно большого размера с иллюминаторами в 2 ряда была сравнима длиной с 4-мя вагонами. Летела на высоте около 100 метров, испуская желтые и синие огни... 

Людям, особенно, детям, очень нравится пугать друг друга байками о привидениях, призраках, домовых и так далее. У нашего города, видавшего виды за 350 лет, есть о чем рассказать. Войны, революции, разбои, репрессии, тюрьмы, госпитали, — сколько исторических наслоений, столько и мифов. В любой части города можно найти места, овеянные мистикой и легендами. Есть также места, где люди могут заблудиться средь белого дня, находясь в черте города, или же появляются стуки, шумы в какой-нибудь квартире, загорается огонь. Подобные истории связывают с тем, что Улан-Удэ находится на территории, где много тектонических разломов, трещин, подземных рек и пересечений геопатогенных зон.




В завершающей части книги размещен путеводитель по Улан-Удэ от первой и до последней буквы алфавита, что будет полезным и интересным для всех читателей. На днях состоялась презентация книжной новинки. Авторам и всем тем, кто имел причастие к ее изданию дальнейших творческих успехов и всего доброго!

Другие статьи автора

Нааданууд

321

Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд

Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

463

Гунга Чимитовай 100 жэлэй ойдо

Буряад арадай элитэ уран зохёолшо, ирагуу найруулагша Гунга Гомбоевич Чимитовай бүхы зохёолнууд буряадай уран зохёолой мүнхэ һарьдагуудай тоодо орохоороол оронхой. Тэрэнэй ном бүхэниинь уһан торгон уран буряад хэлэнэй үндэр жэшээ, алтан жаса

Уралиг

621

Сэлэнгын хабсагай шулуунда Сагаан үбгэнэй дүрсэ олдобо

Бууралхан Буряадаймнай хангай дайдын таабаринь дундаршагүй, үе-үе болоод лэ байгаалиһаа тодорһон гү, али нэгэ эртэ урдын сагта хүнэй гараар бүтээгдэһэншье түүхэ шажанда хабаатай шухаг зүйлнүүд олдоод лэ байдаг: шулуун дээрэ өөрөө гараһан Аранжин маани, Янжима бурханай дүрсэ, Алтан сэргэ, хабсагай шулуунууд дээрэхи эртэ урдын зурагууд, бэшэгүүд гэхэ мэтэ

Смотрите также

Прикладное искусство

2197

Macтepa мaгии

O динacтии иллюзиoниcтoв Цыpeнжaпoвыx

Прикладное искусство

1523

Это был человек с большой буквы

Виндарья Доржиева поделилась воспоминаниями о мастере по изготовлению бурятских народных инструментов Очиржапе Жамбалове

Прикладное искусство

2297

Typomania снова в Бурятии

Второй фестиваль шрифтов, каллиграфии, книжного дизайна, моушн-дизайна и интерактивного дизайна в Улан-Удэ и Бурятии