Театральное искусство Бурятии

Содном Хажитов. Вся его жизнь прошла на сцене Бурятского театра драмы

19 апреля 2019

173

Наряду с великими актерами старшего поколения он вписал достойную страницу в историю национального театра.


Содном Хажитов 

Артист государственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, заслуженный артист Республики Бурятия, народный артист Республики Бурятия, заслуженный артист России, кавалер Монгольского ордена Чингисхана Содном Дареевич Хажитов родился 19 апреля 1953 года в с. Борто Закаменского района. Школьные годы Соднома прошли в Цакирской средней школе-интернате, где, как и везде в то время, расцветало самодеятельное художественное творчество. В 1971 году закончив школу, прошел отборочный тур для поступления в Дальневосточный институт искусств. Большую роль на данном этапе жизни сыграл Содном Дашиевич Будажапов — народный артист РФ, один из ярких талантов на театральном небосклоне 70—х годов. Именно он поехал в Закаменский район подбирать талантливую молодежь в Бурятскую студию при Дальневосточном институте искусств. В ту студию попали пятеро выпускников Цакирской школы: Олег Бабуев и Толя Будаев из Ехэ-Цакира, Содном Хажитов из Бортоя, Саша Будаев из Мылы, Лазарь Чимитов из Саган-Морина.

С помощью своих наставников Михаила Яковлевича Розина, Сергея Захаровича Гришко и многих других, будущая профессия актера за годы учебы переросла в дело всей жизни для него самого и его одногруппников Доржи Сультимова, Олега Бабуева, Сергея Бальжанова, Дамбадугар Бочиктоева, Ивана Цыбикжапова, Чимита Ринчинова, Любови Цыдыповой, Елены Дамбаевой, Даримы Дамдиновой, Бальжит Очировой и других.


В роли Дагдан в спектакле "Адууһан төөлэй"

После ролей в дипломных спектаклях «Проделки Скапена» Мольера (Октав, Сильвестр), «Двадцать лет спустя» М. Светлова (Константин) с 1975 года Содном активно вводится в спектакли основного репертуара театра. Яркость его дарования обнаружилась в первой же большой роли Тайши Дымбылова в спектакле «Кнут тайши» Х. Намсараева. В последующих постановках этой пьесы Содном Дариевич блестяще играл роль Гурэмбэ ламы, роль которую в свое время играли великие актеры старшего поколения Жугдур Пагбаин, Сундуб Рабсалов, Буянто Аюшин.

В обширном репертуаре С. Хажитова более 100 разноплановых ролей мировой, русской и бурятской драматургии. Городулин в спектакле А.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Прометей в сп. «Не бросай огонь, Прометей!» М. Карима, Иван в «Беседы при ясной луне» В. Шукшина, Туркин в сп. «Лёнушка» Л. Леонова, посвящённом Великой Победе, удостоенном серебряной медали имени А. Д. Попова, Мика Ставинский в «Барабанщице» А. Салынского, где он явился достойным и чутким партнёром ведущих мастеров Л. Егоровой, М. Елбонова. Создал роли во многих спектаклях на основе бурятской драматургии: зоотехник Доржо в «Подснежниках той весны» Г. Дашабылова, Шагдар в «Сроке свадьбы» Д. Дылгырова, Туруев в «Полнолунии» А. Ангархаева, Хао Ли в «Катастрофе» Д. Батожабая, Оюн Шагдар в спектакле «На перепутье» монгольского автора Д. Намдага, Ажеев в «Собаке моей любовницы» Г. Башкуева, Кудимов в «Старшем сыне» А. Вампилова. В число актёрских достижений С. Хажитова входит исполнение ролей в спектаклях «Абай Гэсэр» Н. Дамдинова (Эржэн тайжа) и «Похищенное счастье» Д. Батожабая (Ван Түмэр).

В 1991-95-х годах Содном Дареевич — художественный руководитель театра кукол «Үльгэр». Под его руководством творческий коллектив кукольного театра добился больших успехов, участвовал во втором Международном фестивале театров кукол в г. Киеве со спектаклем «Мудрая девица Ногоодой» М. Батоина, и стал дипломантом фестиваля.

В 1996 году вернулся в родной коллектив. Не прерывая работы в театре, приобрел в 1996 году вторую творческую профессию режиссера на Высших режиссерских курсах при Государственном институте театрального искусства в Москве. С. Д. Хажитов плодотворно работал режиссером-постановщиком, осуществив за годы работы более 30 постановок на подмостках Бурятского театра драмы и различных сценических площадках республики. Первая режиссёрская работа С. Хажитова, поставленная на родной сцене — спектакль «Плаха» Ч. Айтматова имел большой успех у зрителей и широкий резонанс у театральной общественности республики. Следующие постановки режиссёра Хажитова С. Д. — «Ревизор» Н. Гоголя, «Этот разноликий мир» М. Батоина, «Солёная лепёшка» Г. Башкуева и Г. Чимитова, музыкальная комедия «Болдой сын Толдоя» и «Тохеолгон» Б-М. Пурбуева, «Мүнгэн хутага» Д. Доржиевой снискали ему известность в театральных кругах и любовь зрителей.

Ему не раз поручали постановку республиканских, городских и районных мероприятий: «Сагаалган», «Сурхарбаан», «Гэсэриада», новогодних и юбилейных праздников.

Особенно значимы его последние работы в масштабном проекте «Чингисхан», где актёр сыграл две ведущие роли: Чингисхана и его духовного учителя Теб-Тэнгри. Великий шаман Тэб-Тэнгэри — посланец Вечного Синего неба, ведет великую личность Тэмуджина — Чингисхана к высокой миссии. Спектакль был участником III Международного фестиваля монголоязычных театров в 2001 году в столице Монголии г. Улан-Баторе и II Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» в мае 2002 года в г. Иркутске.
За особенно удачные и значимые роли Теб-Тэнгри и Чингисхана в спектакле Б. Гаврилова «Чингисхан» награждён монгольским орденом Чингисхана.



В роли Отца в спектакле "Эхэ"

Содномом Дареевичем созданы сложные образы в постановках классики и современной драмы: Дорн в «Чайке» А. П. Чехова, Браун в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта, Кушак в «Утиной охоте» А. Вампилова, роли, сыгранные с полной самоотдачей в спектаклях бурятских драматургов — Дагдан в «Святом подношении» Д. Эрдынеева, Яков в «Танцующем призраке» Г. Башкуева, Бадам в спектакле «Встретимся в той жизни» монгольского автора С. Эрдэнэ, Найжа бөө в спектакле «На стыке веков» и Асаки Тосио в «Япон Долгор» Б. Эрдынеева, Бүүбэй хаан в «Бальжин хатан» Д. Эрдынеева.

Критики (не только бурятские, но и петербургские, калмыцкие, иркутские, монгольские) почти единодушно отмечают удивительную пластичность актера, широту его творческого диапазона, его способность играть и комедийные и трагические роли.

Принимал активное участие в Международных фестивалях монголоязычных театров в Улан-Баторе, в Межрегиональных театральных фестивалях «Сибирский транзит». В 2006 году в Межрегиональном театральном фестивале «Сибирский транзит» Хажитов С. Д. играл роль Бүүбэй хана в спектакле Д. Эрдынеева «Бальжин хатан» и стал лауреатом фестиваля в номинации «Честь и достоинство».

Последними ролями на родной сцене стали Талын эрэ золиг (Дух степи) в спектакле «Максар. Степь в крови» по У. Шекпиру, Отец в спектакле по пьесе Мэндсайхан «Эхэ» и Кушак в Утиной охоте" по пьесе А. Вампилова «Утиная охота».

Содном Дареевич ушёл из жизни в 2012 году. Почти 40 лет его творческая жизнь была связана с жизнью Бурятского драматического театра имени Хоца Намсараева. Он разделял его успехи и трудности с верностью человека раз и навсегда избранному пути. Наряду с великими актерами старшего поколения вписал достойную страницу в историю бурятского национального театра.
Автор: Валентина Бабуева, заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии

Театральное искусство Бурятии

82

Цыден-Дамба Пурбуев. Полвека с театром

22 апреля 2019 года исполнилось бы 85 лет Цыден-Дамбе Пурбуевичу Пурбуеву – народному артисту Бурятии и России, лауреату Государственной премии Республики Бурятия

Театральное искусство Бурятии

164

Баирма Дашидоржиева: «Мы рады, что нам выпала честь передать символ Года театра от всего Дальневосточного федерального округа – Сибирскому»

Директор театра кукол рассказала, как им удается ставить масштабные постановки, о переезде в ближайшем будущем в отреставрированное здание и о том, что ожидает юных театралов летом этого года

Театральное искусство Бурятии

365

Национальный оркестр Бурятии презентовал новый музыкальный проект под названием «Звук»

Звук - это некое воздействие на воздух. Когда мы говорим, бьем в барабан или трогаем струны мы производим колебания воздуха определенной частоты. А когда эти колебания происходят по творческому замыслу композитора, рождается музыка. Музыка способная трогать струны души.