Театральное искусство Бурятии

Петр Базарон: хореограф, лауреат, дипломант всероссийских и международных конкурсов

25 февраля 2021

2962

Петр Базарон — представитель балетной и педагогической династии семьи Абашеевых, общий педагогический стаж, которого составляет более 700 лет.

Петр Базарон: хореограф, лауреат, дипломант всероссийских и международных конкурсов
Родоначальником династии был Даниила Алтаевич Абашеев (1890-1966 гг.), который после окончания учительской семинарии, а затем Иркутского университета работал в с. Укыр Боханского района Иркутской области, Закаменском районе, в Монголии. В 1928 году он основал первую светскую школу Монголии в Урге (ныне Улан-Батор), его учеником был вождь монгольского народа Чайболсан. [1,с. 22]. Общий стаж 54 года.

Дедушка Петра Базарон, Абашеев Петр Александрович, имел учительский стаж 45 лет. Именно он дал свое имя внуку при рождении.




Анна Афанасьевна Кузнецова (Балдунникова — по отцу, Абашеева — по материнской линии), относилась к плеяде известных выпускников Ленинградского хореографического училища им.А.Я.Вагановой, заслуженный работник культуры Российской Федерации, талантливый педагог, более 40 лет посвятившая Бурятскому хореографическому училищу.

Петр Тимофеевич Абашеев — ведущий солист Бурятского театра оперы и балета, партнер и соратник Ларисы Петровны Сахьяновой. Снимался в кино, автор-постановщик балетных спектаклей, художественный руководитель балетной труппы театра и хореографического училища, балетмейстер-репетитор, педагог, театральный деятель, народный артист РСФСР, лауреат государственной премии РФ, внес в педагогическую копилку династии почти 40 лет.

Предложение о поступлении племянника в хореографическое училище исходило от Петра Тимофеевича, кроме того этому способствовало большое желание самого Петра. 

В 2004 году Петр Базарон окончил Бурятское хореографическое училище, ученик народных артистов РФ Б.Ц. Дамбаева, Ю.Ф. Муруева, засл. раб. культуры РБ Э.А. Черновой, засл.арт. РБ В.В. Бородина.
Училище, имея большой концертный репертуар и полноценные спектакли такие как: «Чиполлино», «Щелкунчик», «Небесная Дева — Лебедь», «Спящая красавица», «Монтекки и Капулетти» дает большую возможность, воспитанникам начиная с младших классов в полном объеме пройти учебно-сценическую практику, почувствовать вкус сцены, раскрыть свои артистические возможности. Петр, имея хорошие физические данные и сценическую фактуру, танцевал во всех спектаклях училища, выезжал на гастроли во Владивосток, Иркутск, Шелехово, Ангарск, Усолье Сибирское.

Будучи студентом, Петр Базарон участвовал в балетных спектаклях Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова, гастролировал с балетной труппой по городам России и Китайской народной республики. На выпускном концерте он станцевал сольный номер «Журавли» на музыку Ю.Чугунова в хореографии Г.Майорова, в паре с одноклассницей Ксенией Черноус.
После окончания училища стоял выбор, где работать, были приглашения с других театров: Красноярска, Новосибирска, Одессы и Петрозаводска (Карелия). Выбор пал на Музыкальный театр Республики Карелии, где молодой артист балета проработал с 2004 по 2008 гг. 

Имея за спиной багаж исполнительской деятельности, Петр танцевал в сольных партиях и массовых сценах репертуара театра. В 2005 году он получил Диплом за партию Джаксона в рок-спектакле «Пир во время чумы» в городе Псков.

В 2007 году Петр решает поступить на кафедру режиссуры балета в Санкт-Петербургскую Ордена Ленина государственную консерваторию им. Н.А Римского-Корсакова. С большой благодарностью вспоминает Петр Базарон профессора народного артиста РСФСР, лауреата государственной премии РСФСР Н.Н. Боярчикова, у которого ему посчастливилось учиться на курсе. Одновременно с учебой Петр работает в балетной труппе при консерватории в качестве артиста балета и как приглашённый артист в Карелии до 2008 года.

Свои первые постановки Петр Базарон создает еще в годы работы в музыкальном театре Петрозаводска. Он ставит несколько номеров для фильмов-балетов: «Треплев» 2006г., «Бегущая по Волнам» 2007 г. (режиссер Е.Сидорова).

С первых своих студенческих работ он проявил себя как талантливый балетмейстер, сочинения которого всегда отличались оригинальными идеями, со вкусом подобранной музыкой и намечавшимся авторским почерком. Он впитывал в себя многочисленные современные хореографические веяния, наблюдал за развитием современного искусства. 

На старших курсах творческий почерк Петра Базарон был уже вполне узнаваем, в частности, по сюжетам, заложенным в основе его опусов, где были сформулированы философские идеи, а не пересказывалась фабула. 
На фоне своих однокурсников, которые стремились к масштабности, с многочисленными спецэффектами, Петр Базарон кропотливо отбирал только самое необходимое, старательно освобождая сцену от лишних деталей. Уже к последнему году обучения его постановки отличались ясностью изложения, доступностью восприятия, концептуальной логикой сюжета, некоторой строгостью сценического воплощения. 


  • Уже тогда можно было говорить о том, что Петр Базарон — талантливый балетмейстер, который активно совершенствует себя в своей специальности, создает свои первые оригинальные спектакли, принимает участие в конкурсах: 
  • Диплом за исполнение номера «D-People», хореография П.Базарон, Е. Плошкиной. Конкурс «Альтернатива», СПб(2009);
  • Лауреат премии (номинация хореограф) за постановку номера «Сны метро». Конкурс «Альтернатива», СПб (2010);
  • Балет «Сказка» для труппы Санкт-Петербургского Государственного Академического театра балета имени Леонида Якобсона (2011);
  • Плодотворная работа с учащимися Академии Русского балета им. А.Я Вагановой, которая с успехом вылилась в концертный номер на музыку И.С Баха «Маленькие музы» (2012);  
  •  
  • В 2012 году после окончания консерватории Петр Базарон вплотную занимается постановками: 

  • Балет «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского. Премьера состоялась в июле 2014 года на сцене Cadogan Hall в Лондоне;
  • Балет «Маша и Щелкунчик» на музыку П.И Чайковского.
  • Премьера состоялась на сцене Александрийского театра СПб (2015);
  • Три мини балета: " Игра«, «Завтра я уеду», «Что не сбудется, то нам приснится» Иркутск (2016);
  • Балет «Снежная Королева», музыка сборная. Премьера состоялась на сцене театра балета «Щелкунчик» Екатеринбург (2016). Спектакль является лауреатом четырех театральных премий «Браво» Екатеринбург (2017), имеет приз зрительских симпатий национальной театральной премии «Арлекин», СПб (2018);
  • Балет «Жар — птица» на музыку И.Стравинского. Премьера состоялась на сцене театра балета «Щелкунчик» Екатеринбург (2016);
  • Балет «Щелкунчик» на музыку П.Чайковского. Премьера состоялась на сцене театра балета «Щелкунчик» Екатеринбург (2018);
  • Балет «Петя и Волк» на музыку С.Прокофьева, Е.Меньщикова. Премьера состоялась на сцене театра балета «Щелкунчик» Екатеринбург (2019);
  • Балет «Маша и медведи» на музыку О.Респиги, Р.Щедрина. Премьера состоялась на сцене театра балета «Щелкунчик» Екатеринбург (2020). 

Большой пласт творческой деятельности Петра Базарон занимает его работа качестве хореографа в драматических спектаклях, мюзиклах, коммерческих и телевизионных проектах. В 2017 году закончил аспирантуру Академии Русского балета им. А.Я Вагановой. 

Академия танца Б. Эйфмана, Академия Русского балета в Санкт-Петербурге, периодически приглашают хореографа на постановки. П.Базарон работает с фигуристами, гимнастами, сотрудничает с российскими драматическими театрами, с театрами оперы и балета и хореографическими колледжами страны. Одной из них является ИРНИТУ Школа современной хореографии «Шаги». На сегодняшний день школа является флагманом современного танца в городе Иркутск, занимается продвижением танцевального искусства среди детей и молодежи, является лауреатом различных фестивалей и конкурсов городского и всероссийского масштаба.

Своими впечатлениями о совместной работе с П.Базарон делится преподаватель школы «Шаги» Юлия Кузнечихина: 

Первой нашей совместной работой с Петром стала постановка хореографической миниатюры на музыку Людовика Эйнауди про отношения слепой девочки и собаки-поводыря, номер, который невозможно станцевать или сыграть, его можно только прожить, прочувствовать, погрузиться целиком в образ героя. Хореография Петра отличается удивительной музыкальностью, он обыгрывает каждую ноту и паузу. За время работы с балетмейстером мы научились и техничному исполнению на большой скорости, и наполненному молчанию в паузах. Он единственный, кто мог поставить и полчаса добиваться от исполнителя нужного вздоха и движения глазами, а мог спросить, какое движение было бы удобнее для танцовщика.  Удивительно, но, несмотря на сложность постановок, как в физическом, так и в лексическом плане, и на зачастую сжатые сроки, работать с Петей легко и приятно. Он умеет найти подход к каждому в зале, умеет найти нужные слова и образы, чтобы движение заиграло так, как ему надо. Про то, что и как Петя говорит в зале можно рассказывать бесконечно, но поймет это только тот, кто танцевал рядом с ним. Любую его постановку можно выучить как песню, как рассказ.

В следующий раз мы встретились с Петром на большой совместной работе с хором «Половецкие пляски» на музыку А. Бородина. " Половецкие пляски" попали в книгу рекордов Иркутской области. Постановочный процесс шел в два этапа, мы быстро поняли, что Петя не шутит, что бы он не говорил. Если он сказал, что будем ставить по 1 минуте в день, значит, мы должны успеть. И, когда он сказал, что в финале Половецких плясок танцоры должны «умереть», мы уже знали, что хочешь или не хочешь, а «умереть» вовремя придется.  

И еще одна серия работ с Петром — хореографические миниатюры (мини-балеты) «Игра» (Питери Васкс), «Завтра я уеду» (группа «Houschka»), «Что не сбудется, то нам приснится» (Питер Бродерик). Эти работы стали хэдлайнерами на юбилее коллектива. Они яркие, сложные, каждая со своим настроением и историей. 

Эти номера научили исполнителей, где надо, думать, где надо чувствовать, они научили быть, а не казаться. Иначе хореографию Базарон просто не станцевать. Именно он научил нас быть «чуть старше зрителя», быть рассказчиком, глубоко понимать то, о чем ты говоришь своим танцем, растворяться в нем и наслаждаться им. 
 
Петр сам является источником огромной энергии, учит своих исполнителей вытаскивать из себя энергию, учит работать с ней.

В репертуаре нашего коллектива нет этнических бурят-монгольских постановок Петра, но мы работали с ними на классах в различных танцевально-образовательных проектах. Это свой отдельный космос, Петя глубоко погружается в любую тему, с которой берется работать, но эта тема любимая, насколько мы можем судить. Создается ощущение, что Петру лет 500 не меньше, как подробно и интересно он рассказывает о традициях, какими движениями он это все передает. Интересный факт, что во время большинства этно-классов начинался дождь, а иногда и грозы, и проходили спустя короткое время после окончания занятий.

Кто такой Петр Базарон для нашего коллектива? Постановщик. Наставник. Учитель. Прежде всего, Друг. 

Детская Школа Балета Ильи Кузнецова г. Санкт-Петербург, Илья Кузнецов о Петре Базарон:

Первый раз, когда я познакомился с молодым балетмейстером Петром Базарон, я увидел в нем искру таланта, которая нужна была тогда для моей школы и моего спектакля. Для него дети — это не дети, а артисты! И дети чувствовали себя артистами! Это создавало атмосферу рабочего «праздника». Дети были максимально увлечены его энергией, его любовью к своему искусству, это во многом повлияло на создание в будущем прекрасного балета. Надо было видеть глаза детей, их увлеченность, когда Петя объяснял движение, жест или эмоцию. Он не только ставил танец, он играл с ними в игры, чтобы «разыграть» их на сцене. В итоге на премьере мы увидели не детей, а настоящих артистов!

Помимо того, что он талантливый балетмейстер, Петр — прекрасный человек. Когда мне нужен балетмейстер на постановку номера, всегда первой мыслью пригласить Петра. Он, конечно, сейчас очень занят и всеми востребован, но всегда отвечает на мои звонки и помогает нашей школе. 
Очень ценю как друга и балетмейстера этого человека! 


Муниципальный театр балета «Щелкунчик» г. Екатеринбург, руководитель литературно-драматургической части, пресс-секретарь Майя Давыдовская:

Петра любим и благодарим Бога за встречу с ним. С ним мы вышли на совершенно новый уровень, буквально влетели на орбиту профессионального сообщества. Его балеты, его видение — как глоток свежего воздуха и не только в нашем театре, он вообще перевернул представление о том, каким должен быть театр для детей. Каждый год спектакли в его постановке становятся Лауреатами в номинации «Лучший спектакль для детей» областной премии и фестиваля театральных работ «Браво!» — это старейший престижнейший театральный конкурс в Уральском регионе, о котором мы даже не мечтали раньше. Нас заметили и на федеральном уровне, приглашали со спектаклем «Щелкунчик» в Москву на фестиваль молодой режиссуры СТД РФ «Артмиграция — детям», на съёмки программы «Большие и маленькие» на канале Культура.

У Петра свой особенный авторский почерк и потрясающее умение видеть мир глазами подростков. Поэтому его балеты так интересны зрителю такого непростого возраста: он понимает их мир, их язык, их отношение к родителям, взрослым и друг другу. 

Пётр не просто работает с труппой, а это ребята 12-19 лет. Он в центре их мира, знает их проблемы, увлечения, влюблённости. Они вместе устраивают какие-то маленькие праздники, походы в кафе, просто много и подолгу разговаривают, шутят. Он сплотил вокруг себя старших артистов, у них даже мэмы свои и заразил их творчеством. Многие из выпускников поступили в творческие ВУЗы, продолжают работать в театре. Пётр стал инициатором и практически создал программу преемственности в театре, и две девушки, его ученицы Сабина Алиева и Татьяна Токаревских поставили под его руководством первый спектакль, репертуарный балет «Маша и Медведи» — потрясающая работа, ставшая маленькой культурной сенсацией в городе. 

За годы деятельности в театре Пётр Базарон накопил большой и во многом уникальный опыт работы с детско-юношеским составом, создал немало новых художественных средств. Его часто приглашают с лекциями и мастер-классами по теме «Современный детский театр». 


Особая страница творческой деятельности П.Базарона связана с Бурятским хореографическим колледжем им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеев и Бурятским Государственным академическим театром оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова. 

В каждый свой приезд на родину Петр Базарон всегда готов поставить свои оригинальные постановки. Бурятия для него всегда в приоритете. «Я всегда с удовольствием работаю в Улан-Удэ. Могу отменить другие проекты ради возможности поработать на родине» — говорит П.Базарон.


Благодаря Петру Базарон репертуар колледжа пополнился новыми концертными номерами:

  • «Прогулка», музыка И.Пахельбеля; современный номер, специально поставленный для конкурса балетмейстеров, проходивший в рамках первого Всероссийского форума «Балет XXI век», посвященного столетию Г.С. Улановой в г. Красноярск в октябре 2010 года. Номер исполнили студенты 3 курса Дарья Багаева и Баир Тайбинов, педагог Б.Б. Цыбикова.
  •  «Инизио», музыка Л.Энауди (2012);
  • «В одно касание», музыка Л.Энауди (2012); номер был представлен на II Всероссийском Балетном форуме «Балет XXI век», посвященному юбилею Юрия Николаевича Григоровича в г. Красноярск. Здесь Петр Базарон стал дипломантом конкурса среди хореографов. 
  • «Маленькие музы», музыка И.С. Бах (2012);
  • «Одуванчики», музыка Ф.Петерлини (2013);
  • «Замершие», группа Ar Lab (2015);

В 2013 году на сцене театра оперы и балета состоялась премьера одноактного балета «4 сезона», на музыку А.Вивальди, главными исполнителями стали студенты колледжа. Воспитанники, с хорошей подготовкой, энтузиазмом, свойственным молодым исполнителям старательно осваивали замысловатые комбинации молодого балетмейстера. Изобретательная пластика, интересные режиссерские идеи, яркие игровые эпизоды, оригинальное сценическое решение, все это как нельзя лучше подошло для ученического спектакля.

Спектакль, основанный на современной танцевальной лексике, отличается своим хореографическим направлением. Колеблющийся от академической классики до популярных дискотечных движений он очень выразителен и, действительно, архитектурно выверен. В нем зримо ощущается биение жизни.
В ходе работы над спектаклем Петр Базарон так отзывался об исполнителях: «Ещё много работы, но ребята большие молодцы, они верят в искусство, верят в свое дело, я очень горд ими и ни капельки не сомневаюсь в них».
«Было сложно, нужно выдавать очень много эмоций, хореография совершенно другая, в классике, если это статика, то в современной хореографии тело двигается иначе, для нас это был большой опыт, и я рада, что мы работаем с таким талантливым хореографом, как Петр Базарон» — вспоминала студентка 3 курса Наталья Алексеева, дипломант всероссийского конкурса молодых артистов балета (г.Москва).


Балет «4 сезона» бережно сохраняется в репертуаре, и для того, чтобы снова выпустить спектакль на сцену, администрация колледжа приглашает хореографа на родину: он вновь работает с ребятами, усложняя и совершенствуя хореографию.

Весь педагогический коллектив колледжа благодарит своего талантливого выпускника Петра Базарон за все постановки, которые он осуществил в колледже. Работая с учениками, Петр выкладывается на все сто процентов, всегда старается привлечь, заинтересовать и включить в процесс работы всех участников. В итоге всегда получается целостность данной работы, которая неизменно приносит ощущение праздника в наши ученические и творческие будни. 

Балет «Пенелопа», в сюжетной основе которого лежит классическая поэма Гомера «Одиссея», был поставлен на артистов Бурятского Государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова в 2012 году. Данная постановка была реализована в рамках масштабного проекта «Перетекающие миры», задуманного и осуществленного ведущим театром Улан-Удэ. Идея заключалась в представлении двух противоположных спектаклей. Артистам труппы предстояло раскрыть себя в программном сочинении «Пенелопа» Петра Базарон и дать волю фантазии в экспериментальном импровизационном действе Т.Морица «В точку». В качестве режиссера спектакля выступил петербуржец Ю.Герцман. 

Артистам балета, для которых был предназначен эксперимент, представилась возможность поработать как с начинающим хореографом, вчерашним сокурсником по училищу и коллегой по театру, так и с опытным, именитым мастером Т.Морицем, учеником и приемником знаменитого У.Форсайта. 

Три премьеры (29, 30 и 31 мая 2012 г.) прошли при полных аншлагах. Внимание прессы привлекла работа Петра Базарон, авторы статей были единодушны, отмечая его как талантливого балетмейстера, чья постановка пришлась по вкусу зрителям. Самому хореографу представилась уникальная возможность стать частью большого проекта, сотрудничать с выдающимся хореографом и режиссером современности. Не менее почетно было работать и с артистами труппы, уже состоявшимися профессиональными танцовщиками, известными публике.

Особое внимание необходимо уделить постановке балета «Намжил», который стал свидетельством творческой зрелости П. Базарон. На этот раз молодого балетмейстера пригласили в Улан-Удэ специально для работы над репертуарным спектаклем. Петру предстояло работать не с обыкновенным литературным сочинением, которое можно было бы трансформировать в сценическое либретто и воплотить в танце. В основе данного произведения лежали сочинения Намжила Нимбуева, национального поэта Бурятии. Дирекция театра сделала ставку на данную постановку, которая могла претендовать на место в ряду с такими традиционными балетами как «Красавица Ангара» и «Лик богини». Если указанные постановки имели определенные национальные аспекты (сюжет и музыка), то постановка балета «Намжил» стала универсальным спектаклем, в основе которого поэтические строки стали частью действия наравне с музыкой и пластикой.

Данный спектакль доказал, что Петр Базарон уже вполне состоявшийся хореограф, который способен решать многочисленные задачи и профессионально работать с артистами труппы. Балетмейстер не опирается на слово и не старается «станцевать» его. Он умело извлекает из текста заложенную философскую идею и воплощает ее в своей хореографии. Его пластика многогранна и осмысленна, каждый зритель может увидеть в этой метафоричной лексике то, что близко и знакомо ему. Поэтические строки рано ушедшего поэта находят отражение в легких и замысловатых движениях артистов, которые визуализируют настроение, заложенное в стихах. Здесь Базарон достигает совершенно нового уровня постановочного материала, в котором нет ничего лишнего: движения все оправданы и сконцентрированы для достижения поставленной цели. Ничего не мешает свободному выражению, нет излишней детализации и перегруженности, нет прямолинейного пересказа текста. Музыка, точно соответствует характеру поэтических строк, существует в совершенной гармонии с хореографическим текстом. Все составляющие постановки органично взаимодополняют друг друга, что рождает новый синтетический спектакль. 

Петр Базарон каждое стихотворение реализовывал в пластике как эмоцию, настроение, неуловимое эфемерное сиюминутное состояние человеческой души. О бытовых особенностях изложения свидетельствуют только скупые декорации, отражая действительность происходящего.

Персонажи постановок Петра Базарон представлены как обобщенный психологический портрет, созданный на основе поэзии Н.Нимбуева. Удивительная ясность и логика в пластическом повествовании, гармония движения и музыкального материала прослеживается на протяжении всего спектакля. Постановщиком были отражены многочисленные оттенки человеческих чувств, свойственные им смена настроений и эмоций, которые отражены в поэтическом тексте Н.Нимбуева.

Нельзя не отметить работу артистов, которые гармонично сосуществовали на сцене и с легкостью преодолевали многочисленные замысловатые комбинации. Коммуникабельность балетмейстера, его умение найти индивидуальный подход к исполнителям, а также, подобно режиссеру, объяснить каждому его задачу, что впоследствии отразилось в создании единой, гармоничной атмосферы спектакля.

Баярма Цыбикова, ведущая балерина БГАТОиБ, народная артиста РБ так отзывается о работе с Петром: «Петр Базарон уже более чем друг, он наставник в театральном мире. Человек с огромным опытом, уникальная личность и талантливый хореограф-режиссер, он умеет выразить танцем глубины человеческой души, ее сокровенные мысли и переживания. Я горда тем, что у меня есть личный опыт сотрудничества с Петром: это балет „Пенелопа“, который был поставлен для меня и балет „Намжил“, где мы были командой. По моей инициативе Петром были поставлены различные номера для студентов колледжа. И это счастье видеть, как дети растут, развиваются и открывают новые грани своего таланта и мастерства на хореографии Петра Базарон».

Анна Петушинова, ведущая балерина БГАТОиБ, заслуженная артистка РБ:
«Работа с Петром всегда проходит с максимальной отдачей и погружением в творческий и репетиционный процесс, он добивается понимания и воспроизведения своей хореографии телом и умом. Высокие требования к артистам проявляются в том, что повторяя вновь и вновь до изнурения хореографический текст, исполнитель показывает истинные эмоции, когда пластика тела начинает выдавать и высказывать задуманное режиссером. И, безусловно, такая работа обогащает артиста и создается шедевр произведения в целом.

Восхищаюсь Петром, всегда глубоко и жизненно чувствующий, нежный и одновременно мужественный, многоликий, душевный и искренний.

Петр для меня близкий друг, и для меня счастье знать его».


Петр Базарон как организатор принимал участие во множестве различных танцевальных и арт-проектах (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Сочи, Екатеринбург, Улан-Удэ):
• В рамках проекта «Baikal Dance lab» проводит мастер — классы по современной хореографии;
• На протяжении многих лет участие в проекте «Танцевальное лето на Байкале»;
• На протяжении многих лет участие в проекте «Танцевальное лето на Байкале»;
• В 2020 году прошла серия мастер-классов, участниками и педагогами которых выступили танцовщики и хореографы со всей России, в том числе балетная труппа Бурятского театра оперы и балета. Куратором проекта выступает Петр Базарон: 

«Это некоммерческий проект, созданный не для пиара. Просто хочется, чтобы артисты родного театра получили новые, интересные знания, а так же поделились своим богатым опытом».


В заключение остается пожелать молодому хореографу придерживаться избранного пути и следовать намеченной цели, преодолевая многочисленные препятствия, воплощать на сцене свои замыслы, сохраняя ясность изложения и редкую в современном искусстве деликатность в обращении с музыкальным материалом.

Список литературы:
1. Республиканский общественно-политический, учебно-методический журнал «Школьник» № 1(2), январь 2010 года. 
2. Гурова Я.Ю. Петр Базарон. Четыре сезона из жизни артиста и балетмейстера [Электронный ресурс]: http://dancerussia.ru/publication/603.html (дата обращения: 12.01.2021)

Театральное искусство Бурятии

726

Из Петербурга в Сибирь

О премьере оперетты И. Кальмана «Мистер Икс» в Бурятском театре оперы и балета (2023 год)

Театральное искусство Бурятии

895

В Заиграево состоялось мероприятие, посвящённое вековому юбилею народного артиста Бурятии Цыден-Еши Бадмаева

Вечер памяти, посвященный 100-летию со дня рождения народного артиста Бурятской АССР Цыден-Еши Бадмаева прошел в Заиграевской межпоселенческой центральной библиотеке, сообщает газета «Бурятия»

Театральное искусство Бурятии

1682

Народная балерина Бурятии - Татьяна Муруева

Среди мастеров балета Бурятии 70-х начала 90-х годов XX века достойное место принадлежит Татьяне Муруевой, воспитаннице первого выпуска Улан-Удэнского хореографического училища.