Искусство народов Бурятии

Жили люди. Великий улигершин Александр (Альфор) Васильев

29 августа 2019

949

Васильев Александр (Альфор) Онгоевич (1887 — 1945), великий бурятский улигершин, сказитель народных эпосов-улигеров.

Сказитель юных лет он прославился как певец, сам сочинял песни, был мастером-импровизатором на турнирных состязаниях певцов. Обладал великолепным, могучим басом, играл на морин хуре.




Александр Васильев родился в улусе Молька Усть-Удинского района Иркутской области, в семье бурята из рода хөөгэй. Все в его семье — родители, братья, сестры — хорошо знали народную поэзию и обладали прекрасными голосами.

В раннем детстве Альфор потерял зрение, но это не помешало ему жить полноценной активной жизнью. В 20-е гг. становится руководителем коллектива художественной самодеятельности, сочинил пьесу «Любовь всесильна», которую ставила молодежь из улуса Ворот-Онгой.

Он был участником Республиканского сурхарбана в 1925 г. в г. Улан-Удэ и награжден призом — скрипкой; участником Краевой олимпиады Восточной Сибири в Иркутске (во второй половине 20-х гг.) и получил за песни бронзовую медаль.

К сожалению, сведения о А. Васильеве в бурятской фольклористике скудны и противоречивы. Имя Альфора упоминается в ранней статье А.И. Уланова «Бурятское советское народнопоэтическое творчество».

В другой работе ученого дается лишь краткая характеристика деятельности сказителя и манеры исполнения им устных произведений: «Знаменитый певец Унги Альфор был популярным исполнителем улигеров, хуршином, обладал замечательным голосом. Он много ездил по улусам, выискивал себе соперников...».




Биографию сказителя по частицам восстановил ученый фольклорист Раднай Андреевич Шерхунаев.

(Шерхунаев Р.А. Альфор (Александр Васильев) Бурятские народные сказители. Часть I. -Улан-Удэ, 1986. — С. 38-64.)

Помимо песен, А. Васильев хорошо знал эпические сказания бурят, которые перенял от своего дяди Андрияна Васильевича Васильева и других одноулусников.

Певец-сказитель знал целиком и исполнял улигеры «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн», «Харасгай Мэргэн», «Хуйлэн хара моритой Хулдай Улан-Батор», «Шоно-батор», Улигеры исполнял пением, аккомпанируя на хуре.




Улигеры, песни и сказки от него впервые начал записывать ученый-фольклорист Сергей Петрович Балдаев в 1916г.

Согласно разбивке на главы, принадлежащей С.П. Балдаеву, вариант эпопеи «Абай Гэсэр Богдо хаан» А .Васильева включает 11 глав:
1) Старшая богиня-мать (Эхэ Ехэ бурхан),
2) Манзан Гурмэ бабушка,
3) Маяс Хара бабушка,
4) Небесное игрище (Тэнгэриин найр зугаа),
5) Хан Хурмуста тэнгри и Атай Улан тэнгрий,
6) о войне Хан Хурмуса тэнгрия с Атай Улан тэнгрием,
7) Тринадцать Асарангуйских тэнгринов,
8) Сэгэн Сэбдэг тэнгрий,
9) о решении спустить на землю Эрхэ Бэлэгтэ хубуна,
10) Эрхэ Бэлэгтэ хубун спускается с небес,
11) Об Эрхэ Бэлэгтэ хубуне и его Сэнгэле с Сэнгэлэн.

К этим записям С.П. Балдаева примыкает глава о дьяволе Шэрэм Мината. Первая «ветвь», изобилует космогоническими и теогоническими мотивами и сюжетами. Она повествует о сотворении земли, солнца, появлении небожителей и кончается описанием раздора и войны небожителей, появления на земле чудовищ, дьяволов и мангадхаев.Подобного панорамного описания жизни небожителей, их генеалогического древа и иерархических отношений, составляющих небесную предысторию Гэсэра, нет ни у одного другого сказителя.

Оригинальна и композиция данного варианта, а также примечательно обилие зачинов, вступлений; сэг даралга, угталга, удэшэлгэ, в чем сказались особенность творческой манеры сказителя, певца-импровизатора, стремление разнообразить повествование в отличие от «классического», традиционного исполнения П. Петрова, П. Дмитриева.

Вариант Альфора Васильева «Абай Гэсэр Богдо хаан», содержит более 48 тыс стихов, имеет огромный объем −405 страниц машинописи. По мнению ученых, этот вариант имеет самые подробные описания жизни богов-небожителей, отражает древние, добуддийские представления бурят о мироздании, здесь более полно представлен пантеон богов тенгрианства. Улигер был подготовлен к изданию ученым М. Тулухоновым, был издан Бурятским научным центром СО РАН в 1995 году.

В улигере- развернутый, художественно насыщенный, мифологический пролог, насчитывающий 4438 стихотворных строк, он фактически является улигером в улигере и не имеет себе аналога в фольклорной традиции тюрко-монгольских народов. Данный эпический памятник следует рассматривать и как уникальный источник по мифологии бурятского народа.

Альфор был одной из самых колоритных и примечательных личностей среди деятелей бурятской художественной культуры. Он оставил неизгладимый след в памяти своих земляков-современников, вошел в историю искусства слова бурят как выдающийся певец-сказитель, музыкант. Заслуги его огромны.

http://uran-media.ru/nasledie/zhili-ljudi-velikij-uligershin-aleksandr-alfor-vasilev/
Автор: Уран хүн

Искусство народов Бурятии

355

«Рисовал углем на бабушкиной печке»

Владимир Шелковников — самородок. Он не поступал в специализированные академии, не получал дипломы. Его работы выставляются и признаются в разных странах, но он продолжает жить и работать в Бурятии.

Искусство народов Бурятии

464

Молоко на зиму и облепиховая мука. Особенности бурятской кухни. Часть третья — десертная

У бурят, как и у других кочевников, национальная кухня построена на строгом балансе мясных и молочных продуктов, которые дополнялись небольшим количеством растительной пищи и продуктов охоты и рыболовства.

Искусство народов Бурятии

204

Шагай наадан: учимся играть

В книге «Шагай наадан»  рассказывается о более 30 видов игр. По мнению Цырже-Мэдэг Аюшеевой, самая легкая игра – «алтан сэргэ» (золотая коновязь), а самая сложная игра – «шагай шүүрэлгэ» (подбрасывание цепочки).

Искусство народов Бурятии

1262

Этническая характеристика шаманского пантеона бурят (XIX-начало XX вв.)

Одной из характерных черт традиционной религии бурят является чрезвычайная обширность и сложность её пантеона. «Бурятский пантеон,- говорит С. А. Токарев,- необычайно богат и вместе с тем представляет собой стройную, иерархически построенную систему. Наверху стоят небесные боги — тэнгрии, заведующие небесными явлениями: грозой, дождями и пр., ниже — «цари» (ханы), по большей части души героев, знаменитых шаманов; ещё ниже — заяны и эжины: духи, управляющие отдельными местностями или отдельными событиями в жизни человека (болезни, те или иные занятия); это тоже духи умерших шаманов и др. Наконец, на низу находятся мелкие духи, злые, но слабосильные, — анахаи ада. Помимо этого иерархического расчленения мира духов... в нём существует разделение на «западную» и «восточную» половины: в первую входят светлые, благожелательные божества и духи, во вторую — тёмные, злые.