Искусство народов Бурятии

«Рисовал углем на бабушкиной печке»

18 мая 2020

354

Владимир Шелковников — самородок. Он не поступал в специализированные академии, не получал дипломы. Его работы выставляются и признаются в разных странах, но он продолжает жить и работать в Бурятии.

«Рисовал углем на бабушкиной печке»

Личный архив Владимира Шелковникова

Корреспондент DV Елена Самбилова поговорила с художником о его вдохновении и сложном пути.

Смелость и самобытность

«Помню, как рисовал углем на бабушкиной печке. А в подростковом возрасте понял, что моё предназначение быть художником, — говорит Владимир Шелковников. — Выбор был между музыкой, литературой, изобразительным искусством и путешествиями. На развитие художественного взгляда повлияли красота байкальского края, близкие люди, с детства любил наблюдать за природой, животными, растительным миром, а также за людьми, меня окружающими».
В послевоенные годы большая семья Шелковниковых, состоящая из девяти детей, переезжает из села в село в поисках работы. После окончания школы Владимир работает на заводе в Улан-Удэ, а вечерами обучается у народного художника Бурятии, Героя Советского Союза Георгия Москалёва.
Он собирался поступить в Народный университет им. Н. Крупской, но помешали семейные обстоятельства и служба в армии. Поэтому, говорит Шелковников, творческое дарование

«не было испорчено ни художественными академиями искусства, ни другими специализированными учреждениями»,

тем самым он приобрёл и сохранил свою самобытность.


Личный архив Владимира Шелковникова 

Девять лет Владимир Шелковников работал художником на БАМе. Находясь в среде эвенкийской культуры, изучая традиционные одежды и обувь эвенков, он выработал новое направление — меховую живопись: стал создавать целые картины из драгоценных мехов. Эти работы пользовались особой популярностью. Многие из них покупали для государственных музеев и частных коллекций.
«В молодости я часто путешествовал, — рассказывает художник. — Любил ходить пешком по тайге, питался вдохновением и энергией земли родной. Работая над новым произведением, я долго вынашиваю тему. День и ночь думаю о ней. Предвкушаю результат, и тут же волнение охватывает: а нужно ли это? Какая судьба его ждёт? Но идея не даёт покоя, и работа над произведением подобно рождению дитя, которое появляется на свет в мучениях».

Для туристов и детей

Как говорит супруга художника Наталия Васильева, где бы он ни жил: в охотничьем балагане, в зимовье, в доме или в квартире — в любом жилье он создавал вокруг себя музей. Любил собирать какие-то предметы, украшая стены своими картинами. Он всегда находил творческих единомышленников и создавал общественные пространства. Так появился первый краеведческий музей в Баргузине в начале 70-х, который впоследствии стал школьным районным.


Личный архив Владимира Шелковникова 

В 1996 году художник со своей семьёй и мастерами построил парк-музей «Светлая поляна» в Максимихе. Это музей деревянного зодчества под открытым небом на берегу Байкала. Славянский комплекс со сторожевой башней на воротах, частоколом, деревянными резными домами, православной церковью-часовней Покрова Пресвятой Богородицы — всё это создано руками Владимира Шелковникова. А в 2012 году в своём родовом поместье он создал новый музей-усадьбу в селе Адамово. Все эти центры принимают десятки тысяч туристов со всего мира, приезжающих в Баргузинскую долину.
«Я люблю обучать детей, — говорит Владимир Николаевич, — особенно когда видишь результат этой деятельности. Кто-то из моих учеников стал мастером по дереву, кто-то приобщился к профессиональному искусству. Главные ученики — это мои дети и внуки. Адамовские дети любят приходить к нам в музей. Они здесь рисуют, мастерят, занимаются бисероплетением. А ещё к нам часто приезжают дети из детских домов, школ республики, а также студенты».

Работы и награды

Сейчас бурятский художник работает над скульптурой «Атака в вечность», посвящённой 75-летию Победы. На скульптуре изображены три солдата, идущие в свою последнюю атаку. Они победители, и это их последний бой, где их ждёт гибель, поэтому три журавля на заднем плане поднимаются ввысь. Скульптура ещё находится в работе.


Скульптура «Атака в вечность»  Личный архив Владимира Шелковникова

Жена Наталия Васильева стала личным PR-менеджером, пресс-секретарём, продюсером Владимира Шелковникова. По её словам, прошлый год был полон призовых наград: в ноябре 2019 года художник занял десять призовых мест на международной выставке «Российская неделя искусств» в Москве, из них шесть первых мест. Он единственный был с таким результатом. «
Я получала дипломы сначала за третье место, — рассказывает Наталия, — затем за второе, а когда вышла получать приз за первое, звучали громкие аплодисменты всего зала — сразу шесть первых мест! Зал был удивлён тем, что художник Шелковников из глухого села Бурятии».
После этого художника пригласили участвовать в международной выставке «Итальянская неделя искусств», где он занял пять призовых мест. В феврале 2020 года участвовал в «Чешской неделе искусств», там занял четыре призовых места, три из них первые. На всех этих трёх международных выставках его картина «Причал» (берестяная живопись) и скульптура «Голова девушки» (резьба по дереву, кап) высоко оценены специалистами и заняли первые места. А в марте 2020 года в Санкт-Петербурге на Международном фестивале абстрактного искусства была выставлена его работа — панно «Богиня охоты», которая заняла первое место.


Личный архив Владимира Шелковникова 

После выставок и творческих конкурсов, где художник представлял свои работы, всегда поступало множество предложений о переезде в Грецию, Японию, Англию, Арабские Эмираты. Но для Шелковникова принципиально важно жить и работать на своей малой родине и для неё.

Оригинал статьи: https://dv.land/people/risoval-uglem-na-babushkinoi-pechke 
Автор: Елена Самбилова для сайта dv.land

Искусство народов Бурятии

463

Молоко на зиму и облепиховая мука. Особенности бурятской кухни. Часть третья — десертная

У бурят, как и у других кочевников, национальная кухня построена на строгом балансе мясных и молочных продуктов, которые дополнялись небольшим количеством растительной пищи и продуктов охоты и рыболовства.

Искусство народов Бурятии

204

Шагай наадан: учимся играть

В книге «Шагай наадан»  рассказывается о более 30 видов игр. По мнению Цырже-Мэдэг Аюшеевой, самая легкая игра – «алтан сэргэ» (золотая коновязь), а самая сложная игра – «шагай шүүрэлгэ» (подбрасывание цепочки).

Искусство народов Бурятии

1262

Этническая характеристика шаманского пантеона бурят (XIX-начало XX вв.)

Одной из характерных черт традиционной религии бурят является чрезвычайная обширность и сложность её пантеона. «Бурятский пантеон,- говорит С. А. Токарев,- необычайно богат и вместе с тем представляет собой стройную, иерархически построенную систему. Наверху стоят небесные боги — тэнгрии, заведующие небесными явлениями: грозой, дождями и пр., ниже — «цари» (ханы), по большей части души героев, знаменитых шаманов; ещё ниже — заяны и эжины: духи, управляющие отдельными местностями или отдельными событиями в жизни человека (болезни, те или иные занятия); это тоже духи умерших шаманов и др. Наконец, на низу находятся мелкие духи, злые, но слабосильные, — анахаи ада. Помимо этого иерархического расчленения мира духов... в нём существует разделение на «западную» и «восточную» половины: в первую входят светлые, благожелательные божества и духи, во вторую — тёмные, злые.