Музыка

Ты вечно с нами, прекрасная душа!

30 мая 2018

3508

Для появления истинного искусства, говорит Л. Толстой, необходимо совмещение очень многих условий, и совмещаются все эти условия, давая выдающийся результат, крайне редко. Почва, среда, традиция, талант, трудолюбие — всем этим Елену Шараеву судьба не обделила. Кто хоть раз слышал ее пение, попадал под обаяние чарующего голоса. А ведь голос тоже такое же гениальное творение, как возвышенная поэма, как неумирающее полотно или музыка.



На родине, в Галбае, наши дома стояли по соседству, мы с Леной вместе играли, меняясь новыми игрушками. После шести лет, когда моя мама переехала на новое место работы в Тагархай, наши пути надолго разошлись. Я слышала разговоры о том, что Лена хорошо поет, учится в Улан-Удэнском музучилище. А встретились мы, когда она училась в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Я тогда по журналистской своей привычке старалась понять, откуда у деревенской девушки такой высокий талант. Я узнала, что ее мама Ринчин Доржеевна обладала красивым сильным голосом удивительного тембра и широкого диапазона. Наш великий земляк Цырен Хоборков, народный артист Бурятии, предлагал ей учиться вокалу и получить музыкальное образование. Но жизнь распорядилась иначе: Ринчин Доржеевна вышла замуж за ветерана войны Гомбо Сыдыповича Шараева и посвятила свою жизнь воспитанию семерых детей. А голос ее передался по наследству дочери.

Елене повезло с наставниками. Она с особой благодарностью вспоминала своего первого педагога по вокалу, заслуженную артистку России Клавдию Гомбоеву-Языкову. Это была замечательная певица и удивительная женщина, которая раскрыла редкий талант своей воспитанницы, сумела распахнуть ее душу навстречу красоте гармонии звуков.


В Ленинграде Елена попала в класс профессора И. П. Левандо, заслуженного деятеля искусств России. Ираида Павловна воспитала целую плеяду оперных звезд. Когда приемная комиссия большинством голосов решила, что Елена обладает меццо-сопрано, Ираида Павловна возразила: «Нет, я буду вести ее как драматическое сопрано». Так талантливый педагог не стала ломать голос будущей дивы бурятской оперы, а бережно продолжила дело, начатое ее первым наставником. Совместилось еще одно важное условие, указанное Толстым — эти талантливые учителя следовали лучшим традициям русского классического оперного искусства.

В 1989 году Елена Шараева была принята в труппу солистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета, где ей стали поручать ведущие партии классического оперного репертуара. Хорошее знание бурятского языка помогло ей мастерски исполнить на калмыцком языке партию Ага Шавдал в национальной опере К. Чонкушева «Джангар». В 1990 году во время гастролей нашего оперного на Ставрополье и в Элисте восхищенные ее пением калмыки готовы были носить на руках молодую певицу. На Первом международном конкурсе молодых вокалистов в Перми в 1993 г. Елена была удостоена специального приза им. Ольги Бородиной. В этом же году она успешно выступила на фестивале оперных певцов в Токио и знаменитая Ирина Архипова пригласила Елену Шараеву и Татьяну Шойдагбаеву к себе на мастер-класс. Так наши молодые талантливые певицы попали к ней на учебу в Большой театр. Невероятное везение!

Но кроме удачи и таланта, своевременной поддержки ей потребовались такие личностные качества, как стойкость и выносливость, огромное трудолюбие, чтобы создать на сцене яркие запоминающиеся образы. Недда в «Паяцах» Леонкавалло, Леонора в «Трубадуре» Верди, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Ярославна в опере «Князь Игорь» Бородина, Лиза в «Пиковой даме» и Татьяна в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Тоска из одноименной оперы Пуччини, Земфира из «Алеко» Рахманинова, Волхова из «Садко» Римского-Корсакова, Саффи из «Цыганского барона» и Розалинда из «Летучей мыши» Штрауса, Сильва из одноименной оперетты Кальмана, Урмай Гоохон из оперы «Гэсэр» Андреева — вот галерея образов, созданных ею на сцене бурятского оперного театра. Кроме этих разнохарактерных ролей в ее багаже насчитывалась камерная лирика, романсы и песни бурятских композиторов.
На творческом пути певицы была встреча с Даримой Линховоин, музыкантом от бога и педагогом по призванию. Народная артистка России, художественный руководитель театра Дарима Лхасарановна Линховоин помогала молодым певцам постичь сложный музыкальный материал, войти в образы оперных героев, готовила их к участию в профессиональных конкурсах. Вместе с ней Елена Шараева давала концерты на сценах многих стран мира: Австрии, Голландии, США, Франции, Южной Кореи, Японии.

В 1995 году произошло незабываемое событие в ее жизни. Из 130 певцов, заявленных на участие в XVI Международном конкурсе вокалистов им. Глинки, Елена Шараева в числе 15 была допущена к финальному туру. Став лауреатом конкурса, по приглашению председателя жюри И. К. Архиповой наша землячка пела в гала-концерте на сцене Большого театра.

Следующий 1996 год принес Елене новый успех — блестящее выступление на конкурсе «Бельведер» в сердце музыкальной Европы Вене. Тогда она получила предложение от импресарио Венского театра на участие в постановке оперы Пуччини «Тоска». Но этому не суждено было сбыться.

Мне вспоминается наш разговор накануне ее бенефиса, состоявшегося 29 апреля 2004г. Мы говорили о ее последних работах. Лена рассказывала, как она работает над образом: представляет себе место и время действия, обычаи и нравы эпохи, характер, состояние души героини. Она тогда сказала: «Я пробую каждый образ на голос». Я представила себе, какой это огромный труд — лепить образ голосом, вложив в него частицу своей души.

Тогда она призналась, что ей очень дорог образ Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, что она трепетно относится к музыке Чайковского и Рахманинова. Это понятно, ведь Елена Шараева выпускница Ленинградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, знаменитой своими традициями, школой русского классического оперного пения. Потому в ее репертуаре особое место отводилось камерным произведениям этих композиторов. Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов — это русское музыкальное Евангелие, без чего невозможно представить Россию, ощущать ее духовность. А Россия спасалась и спасется, будет всегда, пока у нее есть духовность.

Такой она и осталась в моей памяти — неутомимый труженик, очень требовательный к себе, полный творческих замыслов. Певица щедро делилась своим даром, завоевывала новые вершины, оставаясь в то же время удивительно скромным человеком. Как и все многочисленные поклонники ее таланта, мы были уверены в ее будущих творческих победах, с нетерпением ждали ее новых работ. А она мечтала спеть в Ла Скала...
В ней всегда чувствовалась манящая тайна — души, таланта, всего ее прекрасного облика. Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту как факел, свет которого отражается на лицах и душах добрым очищающим светом. В каждом ее движении, в каждом повороте головы чувствовался дух, исполненный красоты и любви. В этом тоже была тайна...


Беда всегда приходит неожиданно, повергая в отчаяние. Но молитве людской не отвратить всевышней воли, как не дано гаданиям изменить ход звезд. Солнечным майским днем проводили Елену в последний путь. Ты — крылатый призыв к вышине, ты, созданная из огня, где ты сейчас? Благословен твой каждый шаг в неведомом для нас мире, ступай же, как богиня, рассыпая звезды и цветы...

Чарующий голос твой мы будем слышать каждое утро — в пении птиц, в дыхании ветра, в звоне весенних ручьев и шуме дождя. Весной, когда в отрогах Саян расцветает багульник, в его лиловом море мы будем слышать твою песню о Тунке, о счастье, о любви. Под высоким летним небом, бодрствуя вместе с луной и звездами, увидим в небесах твой незабвенный образ. Ты вечно с нами, прекрасная душа!

Музыка

2943

Грани таланта

Светлой памяти моего учителя Олега Иосифовича Куницына

Музыка

4552

Опыт возрождения бурятских традиционных музыкальных инструментов сууха хуура и суура

Доржиева Виндарья Ринчин-Нимбуевна — известный общественный деятель, автор и организатор проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов»