Художники и скульпторы

Налабардин Иннокентий

Налабардин Иннокентий
  • Заслуженный художник Бурятской АССР
  • Народный художник Бурятской АССР
  • Член Союза художников СССР
Начало творческой деятельности художника Иннокентия Григорьевича Налабардина выпало на бурное время творческих исканий, дискуссий и устремлений молодых художников, поэтов и писателей. Во второй половине ХХ века в изобразительном искусстве Советского государства и, конечно Бурятии, происходили перемены, обусловленные событиями, которые приоткрыли страну для культурного сотрудничества со странами Европы, Америки, Азии. Только самые знаменательные из них, которые буквально взорвали мировоззрение советского человека: всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году, выставка произведений Пабло Пикассо в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в 1964 году, которая произвела шокирующее впечатление на неискушенного в современном западном искусстве зрителя. Одни художники с энтузиазмом восприняли современное искусство, которое ломало традиционные устои классического искусства, предлагая новую эстетическую концепцию, другие использовали новые формы, но оставались в русле реалистической традиции. 

Почти все художники Бурятии, именуемое «средним» поколением, начинали свой творческий путь именно в это время, учились в Москве и Ленинграде — культурных центрах страны, где аккумулировались творческие поиски и эксперименты, а затем распространялись по всему CCCР. В бурятском искусстве новые веяния и методы вплетались в канву традиционной эстетики, связанной с историческим прошлым края. Художники Бурятии, используя новые формы художественного выражения, работали в реалистическом направлении искусства и создавали произведения, в которых была отражена значительная веха исторического развития общества. 

Иннокентий Григорьевич Налабардин начал творчески работать в начале 60-х годов и продолжал трудиться в тяжелый для искусства период рубежа веков. За долгие годы творчества менялась его манера письма, но он остается верен реалистической школе отражения действительности. 

Иннокентий Григорьевич Налабардин родился 19 апреля 1933 года в Улан-Баторе, куда с семьей выехал его отец Григорий Тимофеевич на строительство промышленного комбината. Предки Налабардиных были родом из Кяхты из зажиточного мастерового сословия, которые занимались плотницким и кузнечным делом. Проработав по контракту в дружественной Монголии несколько лет, семья переехала в Улан-Удэ. В детстве у Иннокентия проявилась склонность к рисованию. Дома углем он изрисовывал печку, мать белила ее, но потом все снова повторялось. В школе он оформлял школьные стенгазеты. На уроках рисования карандашами, как и все мальчишки той поры, рисовал бои Отечественной войны, которая шла там, далеко, но соприкосновение с ней было тяжелым и голодным. Его увлечение рисованием заметил учитель Иннокентий Павлович Голубев, который помимо занятий в школе вел изостудию в Доме Пионеров. Он предложил мальчику дополнительно посещать этот кружок, где Иннокентий узнал и освоил азы рисования и живописи, понял, что все, что он видит, волнует его душу можно запечатлеть на бумажном листе. Со временем увлечение переросло в осознанное стремление стать художником. В 1949 году он поступил в Иркутское художественное училище — прославленное учебное заведение Сибири. Многие первые бурятские художники окончили это училище, а другим оно стало ступенью к постижению творческого мастерства. Молодому студенту повезло, что его преподавателями в училище были известные художники-педагоги Б.И. Лебединский — ученик А. Рылова, В. Матэ, Н. Рериха, А.П. Жибинов — ученик П. Филонова, А.П. Крылов. Во время учебы в училище в 1952 году И. Налабардин был призван в ряды Советской армии в морской флот. Отслужив в военном флоте, он демобилизовался и вернулся в родное училище, которое успешно окончил в 1957 году, написав дипломную работу по теме, ставшей ему близкой за три года службы «В матросском кубрике».

Вернувшись в Улан-Удэ после училища, И.Налабардин поступил на работу в Художественный фонд Союза художников Бурятии. В это время Союз художников активно готовился ко II декаде Бурятского искусства в Москве в 1959 году. Кроме известных мастеров кисти и резца, на выставке изобразительного искусства участвовали молодые художники, только что окончившие учебные заведения, и студенты художественных ВУЗов. Иннокентий Налабардин участвовал произведениями небольшого размера «Галинушка» и «Рыбак». Участие в выставке такого ранга при тщательном отборе художественного совета было серьезным экзаменом для начинающего художника, который он отлично выдержал. Вдохновленный, он много работал. За десятилетие после выставки он написал светлые, пленэрные этюды («Девушка», «Солнечный день» 1962, «Вечер в степи» 1962, «Школьный крольчатник» 1963), в которых отразились жизнерадостность и оптимизм автора. 

И в это же время художник написал психологический автопортрет («Раздумье. Автопортрет» 1962.), в котором отобразил свои размышления о новых формах и приемах выразительности, о своем творческом пути. В автопортрете И. Налабардин берет ракурс сверху, светом выделяя фигуру мужчины из сумрака, подчеркивая важность момента. Может быть, художник обдумывает замысел картины, перед ним на мольберте холст и на полу эскизы. Но контрастная светотеневая моделировка вносит некий драматизм, что усиливает и углубляет задуманный сюжет. 

В 1964 году он был принят в Союз художников Бурятии, а в 1967 году написал многофигурные полотна, посвященные теме исторического прошлого («Балтахинов», 1967) и городской пейзаж («Утро», 1967). Живо и современно смотрится городской мотив в стремлении автора запечатлеть сиюминутность обыденного мгновения, подчеркнутые новыми приемами фрагментарности и «стоп-кадра».

Одним из этапов творческой деятельности И.Налабардина в 60-е годы была работа в Бурятском книжном издательстве. Там он познакомился с произведениями известных писателей Бурятии, чьи книги он иллюстрировал. Особенно запомнились ему встречи и беседы с И.К. Калашниковым, который задумал большой роман о жизни и походах Чингисхана. Тогда разговоры с талантливым писателем заронили в душу художника, интересовавшегося историей, зерно большой темы. Ну, а пока перед молодым человеком стояли другие цели и задачи. В 1968 году И. Налабардин поступил в Московский полиграфический институт, который окончил в 1974 году. Его дипломной работой было оформление и иллюстрирование книги бурятского писателя Ж. Тумунова «Степь проснулась». 
После окончания института он еще некоторое время работал в книжном издательстве, но его влекла живопись. Он помнил совет своего учителя профессора П.Г. Захарова, который рекомендовал ему перейти на живопись. Он ушел из книжного издательства и посвятил себя свободному творчеству. Художник работал в разных жанрах: портрете, пейзаже, исторической картине. 

В 1970-1990-е предпочтение отдавал пейзажу. В эти годы Союз художников постоянно организовывал выезды на пленэр в разные районы республики. Ландшафт Бурятии разнообразен и интересен для художников сменой природных зон, каждая из которых имеет свой уникальный колорит и пространство, свою осязаемую форму и плотность. Высокие горы, непроходимая тайга, чистейшее озеро Байкал, широкие степи привлекают мастеров возможностью запечатлеть массу эмоциональных впечатлений и переживаний, применяя различные приемы выразительности. Горы («Баргузинский тракт», 1979, «Курумканские горы», 1977, «В горах Закамны») И. Налабардин пишет плотными, корпусными мазками, создавая суровую, величавую красоту увиденного мотива. В изображении березового леса в окрестностях Улан-Удэ («Кумыска», 1977, «Осень», 1979) художник облегчает цветовую палитру, вводя пространственную среду и воздух. Иначе мастер отображает бурятскую степь с неизменными сопками на горизонте («Вечер в Оронгое», 1985, «Хурумша», 1986, «Иройская долина», 1992, «Возвращение», 2000). Почти гладкая живопись с тональной разработкой цвета подчеркивает традиционную доминанту национального пейзажа. Используя разные живописные приемы, И. Налабардин сохраняет свой индивидуальный почерк.

Художника всегда интересовала историческая тема, особенно история родного края: героические события революционного периода и гражданской войны, не отраженный в изобразительном искусстве поход хори-бурят к Петру I, время правления Чингисхана. В 1980-е годы (в 1978 году была издана книга И. Калашникова «Жестокий век») И. Налабардин вновь обратился к теме Чингисхана. Изучал материал о великом полководце, ездил четыре раза в Монголию, чтобы увидеть ландшафт, на фоне которого рос и мужал будущий властитель мира. В Монголии до сих пор можно найти уголки, где сохраняется тот уклад жизни и бытования, унаследованный от предков. Каждый раз из поездок он привозил подготовительные эскизы, которые помогали в воплощении грандиозного замысла — создание крупноформатного триптиха «Из глубины веков». 

Исследуя материалы о жизни и деятельности правителя монголов, И.Налабардина поразило глубокое высказывание Чингисхана: «Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?» Эта мысль стала идеей, изобразительной концепцией триптиха. Первый вариант триптиха «Из глубины веков» автор закончил в 1990-е годы. В 2006 году И. Налабардин подарил триптих Музею изобразительного искусства Монголии имени Дзанабадзара после персональной выставки. В этом же году в Улан-Удэ была издана книга «Сказание о Чингисхане» выдающегося монгольского ученого и писателя Сайшала, где в оформлении были использованы части триптиха «Из глубины веков».
Знаменательному событию истории бурятского народа вхождению Бурятии в состав Российского государства художник посвятил триптих «Поход хори-бурят к Петру I», написанный в 2004 году.

В настоящее время Иннокентий Григорьевич Налабардин полон творческих замыслов, пишет пейзажи Бурятии, работает над вторым вариантом триптиха «Из глубины веков».


Вехи биографии

Налабардин Иннокентий Григорьевич родился в 19. 04. 1933 г. в. г. Улан-Батор Монгольской народной республики.
В 1958 — окончил Иркутское художественное училище (учился у А. И. Вычугжанина).
Участник II декады Бурятского искусства и литературы (1959, Москва).
В 1960-1970-е — работал художником в Бурятском книжном издательстве.
В 1968— 1973 — учился в Московском полиграфическом институте (преподаватель П.Г. Захаров).
С 1964 — член Союза художников СССР.
С 1958 — участник республиканских, зональных, российских, всесоюзных, зарубежных выставок, в т.ч. персональных в Республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова (1983, 1993, 2003, 2008, 2013, Улан-Удэ), в Северобайкальской картинной галерее (1993), в Музее изобразительных искусств (2006, Улан-Батор, МНР), участник выставки «Женщины и цветы» в художественном музее им. Ц.С. Сампилова (2011). 
Автор работ: «Утро моего города » (1964), «Ангарский военком П. Балтахинов «(1967), „Каландаришвили“ (1976), „Портрет писателя М. И. Жигжитова“ (1979), серия работ, посвященная Байкало-Амурской магистрали — „Умхэй“ (1975), „Гоуджекит“ (1978), Улюнхан», книжные иллюстрации к повести Ж. Тумунова «Степь проснулась» (1974), триптих «Из глубины веков» (1998-2004), триптих «Поход хори-бурят к Петру I» (2001-2008), росписи интерьеров городского Дворца бракосочетаний, зданий Министерства мелиорации и водного хозяйства, городской больницы № 1 (Улан-Удэ), Дворца культуры в селе Новая Брянь (Заиграевский район).
Произведения находятся в Художественном музее им.Ц.С. Сампилова, в Шушенском мемориальном музее В. И. Ленина, в Музее Н.И. Фешина в США, в частных коллекциях России и за рубежом.

Умер в апреле 2020 г. 

Библиография:

1. Иннокентий Григорьевич Налабардин: [буклет] / Союз художников Респ. Бурятия. — [Б.м.]. — [2004]. — 1 л. [в 3 сл]: цв. ил. 
2. Иннокентий Григорьевич Налабардин: живопись / сост. О.В. Чичеватова; М-во куль-туры БурятАССР, Союз художников БурятАССР, Бурят. респ. худож. музей им. Ц.Сампилова. — Улан-Удэ: Б.и., 1983. — 20 с.: ил.
3. Иннокентий Налабардин: [кратк. сведения] // Мир у Байкала в произведениях членов Союза художников Бурятии. — Б.м., [2009]. — С. 30: цв. репр., портр.
4. Искусство Бурятии. Архетипичное и актуальное: каталог выст. / М-во культуры и массовых коммуникаций Респ. Бурятии; текст И. Соктоевой, А. Трубачеевой, А. Улзытуевой, дизайн Н. Соктоевой-Улзытуевой, фото В. Урбазаева, А. Улзытуевой. — Улан-Удэ: Б.и., 2007. — 48 с.: цв. ил. См. об И. Налабардине, с. 20: цв.ил. 
5. Искусство Бурятии: к 60-летию образования Бурят. АССР: живопись, скульптура, графика, Театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство: каталог выст. / авт. вступ. ст. И. Соктоева, сост. каталога М.В. Хабарова; Союз художников СССР, М-во культуры РСФСР, Союз художников РСФСР, М-во культуры Бурят. АССР, Союз художников Бурят. АССР. — М.: Сов. художник, 1983. — 42 с.: ил. См. об И.Г. Налабардине, с. 27.
6. Искусство Советской Бурятии: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство: каталог выст. / авт. ст. И. Соктоева; М-во культуры Бурят. АССР, Бурят. отд-ние союза художников РСФСР. — Чита, 1982. — 22 с.: 12 с. ил. См. об И.Г. Налабардине, с. 10.
7. Налабардин И.Г. Цаган-Оронгой // Современное изобразительное искусство Бурятии / вступит. ст. З.К. Церетели, авт. проекта и сост. Р.Б. Цыденова, Л.М. Вишнякова, С.И. Ильин; Творческий союз художников России, М-во культуры Республики Бурятия, Союз художников Республики Бурятия, Художественный музей им. Ц. Сампилова. — Улан-Удэ: Б.и.,2003. — С. 15: цв. ил. — (К 80-летию Республики Бурятия, 70-летию Союза художников Республики Бурятия, 60-летию художественного музея им. Ц.Сампилова).
8. Налабардин Иннокентий: [кратк. сведения] // Современное изобразительное искус-ство Бурятии: каталог / вступит. ст. В.Прокопьева, авт. проекта Р.Б. Цыденова, кураторы проекта: С.Л. Цоктоев, С.Э. Цыденова, С.И. Ильин; творческ. Союз художников России, М-во культуры Республики Бурятия, Союз художников Республики Бурятия. — [Б.м.]: [Б.и.], 2003. — С. 18: цв. ил.
9. Художники Бурятии — округу: каталог. Живопись, графика, скульптура, ювелирное искусство / Сост. И.И.Стариков; Усть-Ордынский филиал Иркут. гос. объединен. музея. — Усть-Орда: Б.и.,1989. — 35 с.: ил., портр. См. об И.Г. Налабардин, с.6-7.
Автор: Т.Е.Алексеева, искусствовед, зав. сектором хранения «Изобразительное искусство» Национального музея Республики Бурятия