БУР

Художники и скульпторы

Эрдынеев Юрий

Эрдынеев Юрий
Юрий Эрдынеев родился в селе Таптанай Дульдургинского районаАгинского Бурятского автономного округа Забайкальского края.

Образование среднее специальное художественное. С 1985 – учился у народного художника Республики БурятияБ-М.Б. Чимитова. 

Работал чеканщиком, ювелиром на заводесувениров в Улан-Удэ (1985-1988), АООТ “Бурятская золотопромышленная компания” (1993-1998), Творческой мастерской авторских ножей Б.А. Мэрдыгеева “БАТА”, ООО «Лотос».

С 2005 пон.в. – занимается предпринимательской деятельностью в ИП «Ю. Эрдынеев» по изготовлению ювелирных изделий и малой пластики.

С 1985 – участник республиканских,региональных, всероссийских и международных художественных и оружейных
выставок, в том числе персональных вХудожественном музее им. Ц.С. Сампилова (2010-2011, 2015, «Женщины и цветы»). 

Юрий Эрдынеев – известный в республике мастер-ювелир,создавший свой узнаваемый авторский почерк, в основе которого лежит приверженность национальным традициям ювелирного искусства.Он является универсальным мастером, в совершенстве владеющим всемитехниками художественной обработки металлов - литьем, чеканкой, филигранью, а также хорошим резчиком по дереву и камню. 

В 2005 году Юрий Эрдынеев в соавторстве с известнымибурятскими скульпторами Дмитрием Будажабэ и Гэсэром Зодбоевым принял участие в разработке проекта фонтана «Плещущиеся рыбки» на «Арбате». Фонтан был создан по
эскизу Ю. Эрдынеева. В том же году мастером был разработан декоративный знак «Нулевой километр автодорог Республики Бурятия», который был установлен на ул. Ленина перед зданием почтамта. Благодаря этим проектам, мастер увлекся пластическим искусством, литой бронзой.

В экспозиции первой персональной выставки, прошедшей в2010 году в Художественном музее им. Ц. Сампилова, помимо произведений ювелирного искусства, было представлено около 30 объемных композиций, большая
часть из которых, была впервые показана широкой публике.

Вот как рассказывала об этой выставке журналисткаЕкатерина Хертыгеева (25.12.2010, http://baikal24.ru/text/25-12-2010/master-yuvelir):
«Мастер-ювелирЮрий Эрдынеев презентовал свои работы публике Образы шаманов, воинов и улигершинов, волнующая красота женщины и трогательные детские образы, навеянные воспоминаниями о собственном детстве, — Юрий Эрдынеев обладает уникальным авторским почерком.

15декабря в Художественном музее им. Сампилова мастер-ювелир впервые представил свои работы в виде выставки. Помимо изделий ювелирного искусства, присутствовали 30 объемных композиций, большинство из которых были впервые представлены широкой публике.

Юрий Эрдынеев долгое время занимался исключительно ювелирными работами: роскошные ножи, кубки, выполненные в витиеватой форме, женские украшения, созданные по древним правилам бурятского народа. Однако позже мастер увлекся скульптурой.

Кслову, данную выставку оформляла супруга Юрия Эрдынеева Саржана Дашинимаевна. Директор музея Татьяна Бороноева по этому случаю дажесравнила открытие первой персональной выставки с таким важным событием, как свадьба: "Не такой большой ряд предметов был экспонирован супругой с такой нежностью и любовью".
Попризнанию ювелира, супруга является его главной музой. Тут, конечно, не обошлось и без ее портрета, который так и называется "Саржана".

"Облака", "Утро", "Прелюдия" — действительно, большая часть работ посвящена женщине. Изящные щиколотки, тонкие запястья, пропорциональность форм — каждая деталь четко проработана.

"Женщины— это моя излюбленная тема, — говорит Юрий Эрдынеев. — Это такой собирательный образ, мое представление женской красоты. Среди скульптур есть и чисто европейские образы, но большую часть все-таки занимают бурятские женские образы. Часть работ подсмотрена в жизни. Например, композиция "Правый
глаз. Левый глаз". Давно замечено, что когда женщина красится, почему-то открывает рот. Каждое утро я наблюдаю дома такую картину. Так появилась эта работа. Она сделана, конечно, с юмором".

Центральное место в экспозиции занимает триптих "Тотемы бурят", изображающие первопредков бурят: Хун Шубуун (Лебедь) — прародитель хори-бурят, Эреэн Гутар (Налим) — эхиритов, Буха-Нойон — прародитель булагатов. Триптих получил первое место на "Алтаргане-2010" в Улан-Баторе.

Средиобразов, которые присутствуют на выставке, — морин-хур, священный инструмент для бурят и монголов. "Когда вы пришли на выставку, звучал морин-хур, — говорит Юрий Эрдынеев. — Его звуки могут вызвать у меня даже слезы".

Среди экспонатов присутствуют и работы из дерева, например, "Буйвол" сделан из нароста стволовой лиственницы. Как говорит мастер, тут уже природа сама подсказывает форму работы».

Свою оценку дала этому триптиху сотрудник центра изобразительных искусств им. Ц.С. Сампилова И.Н. Содбоева (http://muzeyrb.ru/2015/11/27/teplo-bronzy-yuriya-yerdyneeva/): «Свирепым и грозным Буха-нойон изображается в работе, входящей вскульптурный триптих «Тотемы», удостоенный главного приза на фестивале «Алтаргана-2010» в Улан-Баторе.  Эпические животные, воплощающие мощь и дух бурятского народа, представлены на контрасте с трогательными младенцами.

Маленький Булагат (родоначальник булагатского племени бурятского народа) сладко и беззаботно заснул на спине огромного быка,  умиленно подложив одну ручку под щеку,  и раскинув ножки. Голова Буха-Нойона повернута к ребенку в сторону,  вверх, как бы окружая его со всех сторон своей защитой. Близкое расположение голов героев композиции, делают акцент на контрасте их настроений: на фоне умиротворенного с легкой улыбкой лица малыша, бык выглядит устрашающе злым, готовым в любую минуту ринуться на врага. Не менее важно, с каким
трепетом скульптор изобразил детское тело: округлые линии, пухлые ручки и ножки, большая пропорциональная голова. Автору удалось передать и нежность кожи маленького героя, в противовес грубому сильному телу животного».

В 2014 году на площади перед недавно отреставрированным двухэтажным памятником архитектуры — бывшим “Пти-Отелем” мещанки Селищевой, где разместился новый офис Сбербанка, была установлена скульптура Юрия Эрдынеева, посвященная верхнеудинскому купцу Евсею Лукичу. Историческое здание недалеко от монгольского консульства знаменито тем, что, по преданию, в XIX веке во время поездки на Сахалин в нем останавливался Чехов.
Одной рукой купчина лихо закручивает ус,другой — придерживает ларец. По задумке авторов памятника, в крышке
ларца есть прорезь, куда можно бросить монетку, сам он закрыт на замок, который нужно потереть, чтобы притянуть финансовую удачу.

Творческий конкурс на лучший эскиз памятника был объявлен три года назад. Участие в нем приняли  как профессионалы, так и простые горожане. В итоге был выбран проект известного в Бурятии скульптора, ювелира Юрия Эрдынеева.

Вся работа, по его словам, заняла три месяца. «Было много предложений: от бронзового изваяния А. П. Чехова до его же дамы с собачкой. Как вариант рассматривалось символичное изображение рук, дарующих богатство. Но в итоге выбрали купца. Выглядит он так, как подобает выглядеть представителю зажиточного сословия. С бородой,
небольшим животиком, бросающимся в глаза перстнем на левой руке»
, —рассказал мастер. Предприниматель позапрошлого века облачен в добротные сапоги, штаны, сюртук. Поверх рубахи — как и положено, жилет,
на голове — картуз. В нагрудном кармане заложены часы, они угадываются по цепочке, свисающей с одной из пуговиц.
А в сентябре 2015 г. наш город украсила скульптурнаякомпозиция «Каникулы», установленная в сквере школы № 42 по ул. Комсомольской.

Цепочку – от замысла к воплощению – проследил в своейкурсовой работе студент юрфакв БГУ А. Эрдынеев: «По собственному признанию скульптора идеи ему подсказывает самматериал. Интересно проследить процесс изготовления скульптуры «Улигершин». 

Традиционный образ улигершина представлен седовласым невысокого роста стариком в традиционном бурятском костюме в сидячем или полусидящем положении с морин-хуром в руках. Не отходя от привычного образа, мастер Юрий Эрдынеев исполняет скульптуру улигершина из бронзы на нефритовой подставке. Процесс
изготовления сложен и состоит из нескольких этапов: сначала будущая скульптура в течение 7-8 дней детально лепится из оливкового пластилина в натуральную величину, затем полученное изделие заливается гипсом, затем из гипса вываривается пластилин, затем в полученную гипсовую форму заливается жидкая бронза. После литья скульптура требует кропотливой доводки, прорисовки отдельных мелких деталей, шлифования. Наконец, готовая скульптура водружается на подставку. - В целом весь процесс производства может занять до 1 месяца. Все зависит от творческого вдохновения, - признается Юрий Эрдынеев»
(http://freeref.ru/wievjob.php?id=814558).
С 2011 по 2015 год  Юрий Эрдынеев принималучастие в большом проекте – возвращении самой большой буддийской  святыни  на  территории  России – 14-метровой  скульптуры  Будды  Майтрейи,  демонтированной  в 1930-е годы и
переправленной в Санкт-Петербургский  музей религии. При транспортировке по железной дороге части статуи  были  сплющены. К сожалению, в музее не были созданы условия для сохранности святыни и все эти годы она хранилась в запасниках под  навесом. Лишь спустя полвека статую вернули в Бурятию. Многие детали были утрачены. То, что сохранилось, было деформировано и изъедено ржавчиной.

Реставрация памятника культуры проходила в мастерских ООО «Лотос» в Улан-Удэ. В 2011 году Юрием Эрдынеевым и его командой мастеров была воссоздана голова Будды. Восстановление других частей статуи возобновилось через два года. Большую лепту в дело возрождения святыни внес и мастер Баир Дармаев.

- Смотрите, вот в таком виде они, окисленные, местами,насквозь, - показывает Юрий Эрдынеев. - Вот эта деталь - это украшение, пояс-лента. Это тоже мы восстанавливаем. Это всё было смято. Всё разглаживается, вот, буквально, молоток и наковаленка. Каждый миллиметр вот так простукивается. Где порвано, заваривается. И вот так аккуратненько в ящики упаковывается. В мастерскую статуя прибыла позеленевшей, мятой и без пальцев –
сохранилось только два. Мастера делают их по-новому. Утрачены мелкие детали, их растаскивали на сувениры. Но основные детали, слава Богу, сохранились. Это очень сложная работа. У нас нет чертежей, просто общий вид. Буквально, берем две
детали и как пазлы собираем. Вот, это предплечье. Вроде такая огромная деталь,
но она сделана из металла 1,5 миллиметра толщиной, - отметил скульптор. После
них за работу возьмутся золотари – будут восстанавливать позолоту. – Вот в
такой позе Будда Майдари так будет выглядеть в собранном виде. Сидит, как на
табуретке, - показывает сам  мастер. -Все Будды вот так же поджимают ноги, а он готов встать и пойти.( http://www.baikal-daily.ru/news/16/95506/).

По сообщению сайта Агинского дацана, в начале июня 2015 года в Агинском дацане возобновились работы по реставрации статуи Будды Майтрейи. Завершена установка всех основных деталей, закладка внутреннего заполнения «Шун».  Следующим этапом стало покрытие статуи, окружающих атрибутов, а так же украшений лаком.

Также тело статуи Майтреи покрывается сусальным золотом с матовым эффектом.  Некоторое время назад он решил заняться сувенирным бизнесом, хотя изготовлением сувениров он занимается уже 20 лет. Большой выгоды пока нет, но мастер уверен, что это будет длиться недолго. Одним из наиболее перспективных его планов является освоение ниши бурятского столового серебра. По словам Юрия Эрдынеева, эта ниша на данный момент свободна и способна приносить значительный доход. В 2008 году успешно принял участие в республиканском конкурсе «Лучший туристский сувенир Бурятии». Кстати, в том же году он участвовал в конкурсе ледовых скульптур, объявленных мэрией Улан-Удэ. Вообще,активность мастера впечатляет: с 2006 года принимал участие в творческой программе всех бурятских фестивалей «Алтаргана», и каждый раз с успехом. Специально к благотворительному аукциону «Искусство во имя детства», состоявшемуся 29 октября 2015 года в Улан-Удэ, Эрдынеев выставил скульптурную композицию.
В ноябре-декабре 2015 года в Художественном музее им.Ц. Сампилова была представлена персональная выставка мастера, приуроченная к его 50-летию.На ней экспонировалось около 80 бронзовых, деревянных скульптур, серебряных украшений и фотографий.

- В основе моих работ, - рассказывает юбиляр, - в основном, воспоминаниядетства. Я вырос в деревне, в агинских степях. Бабушка, дедушка… И с молоком матери, можно сказать, всё это впиталось. Один из образов детства вылился в эту скульптуру: «Юный Гэсэр» уже на коне, но еще без оружия. Это одна из 12 новых работ скульптора. Вдохновляется мастер не только воспоминаниями и интуицией, но и историей.

Саржана Эрдынеева, супруга Юрия Эрдынеева: Он очень любит музыку бурятскую, страстноинтересуется историей бурят, фольклором, сказаниями. Работает взахлеб, очень много. Он участвовал в проектах по возвращению Будды Майтреи.

Баир Сундупов, скульптор: Сам я видел лично, это грандиознаяработа, впечатляет. Не было эскизов, фотографий не сохранилось, они по крупицам собирали материал, и все это ручная работа.
Литье, чеканка, филигрань, дерево и камень – палитруматериалов и образов работ Юрия Эрдынеева можно было увидеть в Художественном музее им. Сампилова на юбилейной выставке мастера в ноябре 2015 года. (http://arigus-tv.ru/news/item/77900/?r1=ya).
 
Библиография: 

1.    ХудожникиБурятии: каталог: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и
ювелирное искусство / Союз художников России, Союз художников Бурятии, Моск.
организация союза художников России. – Улан-Удэ: Виарт, Б.г. – 59 с.: цв. ил.,
портр. – (70 лет Союзу художников Бурятии). См. о Ю.Ч. Эрдынееве, с. 57.
2.    ЭрдынеевЮ.Ч. Кубок «Рог Бахуса» // Современное изобразительное искусство Бурятии /
вступит. ст. З.К. Церетели авт. проекта и сост. Р.Б. Цыденова, Л.М. Вишнякова,
С.И. Ильин; Творческий союз художников России, М-во культуры Республики
Бурятия, Союз художников Республики Бурятия, Художественный музей им.
Ц.Сампилова. – Улан-Удэ: Б.и.,2003. – С. 26: цв. ил. – (К 80-летию Республики
Бурятия, 70-летию Союза художников Республики Бурятия, 60-летию художественного
музея им. Ц.Сампилова).
3.    ЭрдынеевЮрий: [кратк. сведения] // Современное изобразительное искусство Бурятии:
каталог / вступит. ст. В.Прокопьева, авт. проекта Р.Б. Цыденова, кураторы
проекта: С.Л. Цоктоев, С.Э. Цыденова, С.И. Ильин; творческ. Союз художников
России, М-во культуры Республики Бурятия, Союз художников Республики Бурятия. –
[Б.м.]: [Б.и.], 2003. – С. 18: цв. ил.
4.    ЭрдынеевЮрий Чингисович: [кратк. сведения] // Современное искусство Бурятии:
Владивосток, 2004. – Улан-Удэ, 2004. – С. 15: портр.
5.    ЮрийЭрдынеев: [кратк. сведения] // Мир у Байкала в произведениях членов Союза
художников Бурятии. – Б.м., [2009]. – С. 41: цв. репр., портр.