Композиторы и дирижеры

Андреев Анатолий

Андреев Анатолий
  • Заслуженный деятель искусств России
  • Заслуженный деятель искусств Бурятии
  Анатолий Андреевич Андреев вошел в историю национальной музыкальной культуры Бурятии как автор талантливых музыкальных произведений различных жанров, как автор музыки Государственного Гимна Республики Бурятия, как педагог и музыкальный организатор.

А.А. Андреев родился в 1941 г. в Улан-Удэ. В 1963 г. окончил теоретико-композиторское отделение Улан-Удэнского музыкального училища, где учился у ведущих бурятских композиторов Д.Д. Аюшеева, ЖА. Батуева и Б.Б. Ямпилова. В 1970 г. окончил композиторский факультет Уральской консерватории им. М. Мусоргского (выпускник класса профессора Б.Д. Гибалина). Дипломной работой его был первый акт оперы «Волшебная кукушка» (на собственное либретто по бурятской народной сказке).

По окончании учебы возвращается в Улан-Удэ, преподает в музыкальном училище, активно сочиняет музыку, в 1971 г. становится членом Союза композиторов СССР. Авторитет молодого музыканта рос, и в 1974 г. его пригласили возглавить художественное руководство Бурятской филармонии, где он работал до 1977 г., а затем в 1985-1990 гг. По семейным обстоятельствам в 1981-1983 гг. жил в Кяхте, преподавал в местном музучилище. С 1991 г. — на творческой работе, а в 2002 г. был избран председателем правления Союза композиторов РБ. Его творческая, педагогическая и организаторская работа не раз отмечалась — он был удостоен почетных званий Заслуженного деятеля искусств Бурятии (1983) и России (1989), удостоен Премии комсомола Бурятии (1982) и Государственной премии Бурятии (1984).

На протяжении своей творческой деятельности Андреев создал более ста произведений во многих жанрах музыки — опера, балет, симфоническая поэма, оратория, музыка к драматическим спектаклям, фортепианные пьесы, романсы, хоры и песни.

В своей творческой манере Андреев явился продолжателем традиций бурятских композиторов старшего поколения, своих учителей. Это сказывается на глубокой почвенности его стиля, опоре на бурятский музыкальный фольклор, мелодичности, ясности формы. Вместе с тем, композитор не стал подражателем, он обратился и ко многим более современным приемам музыкальной выразительности, особенно в симфонической и камерно-инструментальной музыке. Творчество представителя среднего поколения композиторов Бурятии Анатолия Андреева стало связующим звеном между основоположниками бурятской композиторской школы и новым поколением, ведущим поиски обновления национальной композиторской палитры.

К окончанию консерватории Андреев был автором еще и крупного симфонического произведения — поэмы «Гэсэр» (1969), программой которой стали эпизоды из знакомого композитору с детства бурятского народного эпоса.

Из консерваторских сочинений Андреева интерес представляет «Музыка для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано» (1967). В этом одночастном квинтете проявилась способность молодого композитора, тогда еще студен¬та, не только глубоко чувствовать, но и логично мыслить в музыке. Недаром на III съезде композиторов РСФСР (1972) ЕВ. Свиридов назвал это сочинение в числе удачных творческих опытов композиторов национальных республик, а в 1976 г. партитура квинтета была издана в Москве.

С 1970 г., когда в Улан-Удэ регулярно выступал восстановленный в 1967 г. оркестр бурятских народных инструментов, Андреев включился в работу по пополнению репертуара этого коллектива. В сюитах и отдельных пьесах для ОБНИ композитор проявил чутье к особенностям оркестра, нашел удачные соединения и сопоставления групп, добился красочных звучностей.

В начале 1984 г. хореографический репертуар Бурятского театра оперы и балета пополнился балетом «Песнь поэта» Андреева на либретто М. Заславского и Л. Линховоина.

Музыкальная драматургия «Песни поэта» традиционна: две сферы интонаций — положительная (Поэт, Песня, народ) и отрицательная (захватчики). Первая из сфер близка к ритмо-интонационности бурятской народной песни и танца, вторая — национально-нейтральна, построена на неустойчивых резких оборотах, жестких диссонансах, механических ритмах. Развитие сфер происходит в их столкновениях, с постепенным усилением положительной, а в итоге — уход отрицательной сферы.

С самого начала творчества Андреев постоянно обращался к вокальным жанрам — хору, романсу, массовой песне.

Хоровое творчество Андреева обширно — это отдельные хоры и хоровые циклы (все на стихи бурятских поэтов). Возможности хорового жанра композитор использовал широко и разнообразно — широкое кантиленное пение, различные формы речитатива, эпизоды, где хор выступает словно бы в инструментальном качестве. Составы в его хоровых сочинениях различны. По высказываниям специалистов-хормейстеров, Андреев глубоко проникся спецификой хорового жанра, всегда добивался уравновешенного склада, удобного для хористов изложения. Хоры Андреева постоянно звучат в выступлениях профессиональных и любительских хоровых коллективов.

Заметным стал вклад Андреева в камерно-вокальный жанр — романс. В романсах Андреев достиг немалой выразительности, благодаря свежим (связанным с фольклором) мелодическим оборотам, единству вокальной линии и тщательно разработанной партии фортепиано. Среди романсов Андреева особенной популярностью пользуется романс «Когда в горах растает снег» (слова Д. Улзытуева), привлекающий своей задушевной мелодичностью и тонкостью партии сопровождения.

И, наконец, исключительной популярностью и любовью пользуются в республике песни Андреева. Тематика их разнообразна — патриотическая тема, лирика, размышление, зарисовки картин жизни и природы Бурятии.

В песнях патриотического содержания, прославляющих Отечество, его выдающихся людей, или приуроченных к праздникам, Андреев нередко использовал традиционные приемы — энергичный маршевый ритм, характерные обороты-возгласы в мелодике, например, в песне «Памяти героя» (слова Ц. Галсанова). Но наибольшую популярность приобрели те песенные высказывания композитора, где он решил патриотическую тему в лирическом плане.

Из лирических песен Андреева уже два десятилетия особенно популярна песня «Брат и сестра» (слова Г. Чимитова), посвященная первому ее исполнителю народному артисту СССР Д. Дашиеву. Успех песни связан с ее искренностью, певучестью мелодических оборотов, близких к бурятской народной песенности.
И еще немало песен Андреева не выходит из репертуара профессиональных и самодеятельных певцов, звучит и в народном быту.

К числу произведений Андреева, пользующихся признанием, относятся и детские пьесы для фортепиано. Композитор сумел соединить простоту и ясность музыкального языка с широким использованием возможностей инструмента и воплощением увлекательных для детей программных замыслов. В сюите из семи пьес «Детские картинки» композитор нашел музыкально-выразительные средства, рисующие образы детства на фоне сельской природы («Цыплята», «В сумерках кто-то поет за улусом» и другие). Эти и еще многие детские пьесы Андреева заняли прочное место в учебном репертуаре детских музыкальных учреждений в республике.

Последним крупным сочинением Андреева стала опера «Гэсэр» (по мотивам одноименного эпоса либретто написал монгольский литератор Д. Турбад и перевел на бурятский язык поэт Г. Чимитов).

Из необъятного содержания эпоса автор либретто взял историю освобождения Гэсэром народа, страдающего под игом иноземцев, испытаний героя в ниж¬нем (подземном) мире, возвращения его в небесное царство. Музыка, в которой композитор раскрыл чувства и переживания Гэсэра, по общему мнению, близка к его песенному творчеству. Коллега Андреева композитор В. Усович, ознакомившись с партитурой оперы, писал накануне премьеры: «...в музыке оперы много узнаваемых песенных интонаций. Это не только понятно и объяснимо, но и закономерно. Песни Андреева на стихи Чимитова — целая эпоха бурятской музыки — их знают, любят и поют». Исполнительница главной женской партии Г. Шойдагбаева с волнением говорила: «Считаю, что появление оперы Анатолия Андреева — большое событие не только для оперного театра, но и вообще для искусства Бурятии».

Кроме выше упомянутых композитором сочинены: Симфонический улигер «Ленин» (сл. А.Тороева); Симфониетта; Кантата «О Родине пою» (сл. Ц. Галсанова); оратория «Буревестник» (сл. М. Горького); Сюиты для ОБНИ: «Родные края», «Детская»; Юбилейная увертюра; струнный квартет; «Детский альбом» для фортепиано; Хоры: «Лунная ночь» (сл. Н. Дамдинова), «Спящая мать» (сл. Ц.-Б. Бадмаева), «Месяц и звёзды» (сл. Д. Жалсараева); обработки бурятских народных песен.

                                                                                                                                                                                                                                                                О.И. Куницын