НА БУРЯТСКОМ

Артисты и музыканты

Балдаков Бадма

Балдаков Бадма
  • Народный артист РСФСР (1959)
Выдающийся певец Бадма Мелентьевич Балдаков был одним из тех, кто стоял у истоков зарождения оперного искусства  Бурятии.  

Бадма Балдаков родился в семье  Мелентия Николаевича  и Сыбжид Дулбаевны Балдаковых  в селе Курумкан.  В 1938 году  окончил вокальное отделение  республиканского театрально-музыкального училища (педагоги: Н.Н. Шатров и Н. В. Владимирский) и в том же году был принят в  труппу национального драматического театра, преобразованного в следующем году  в музыкально-драматический.  

В это время республика активно готовилась к первой декаде бурят-монгольского искусства и литературы в Москве (1940), и на молодого талантливого певца возлагались огромные надежды. В декадных постановках ему были поручены партия Хана в музыкальной драме "Баир" П. Берлинского и Бумал-хана в опере  М. Фролова "Энхэ-Булат батор". Готовил и концертные номера, вместе с Клавдией Гомбоевой-Языковой солировал в кантате «Бурят-Монголия» В. Морошкина.  По итогам декады  певец были  награждён   орденом «Знак Почёта».

   В годы Великой Отечественной войны Бадма Балдаков – активный участник фронтовых концертных бригад.

Когда в 1942 году Бурятский музыкально-драматический театр   возобновил    свою работу, Балдакову  поручают партию князя Гремина в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и партию Мефистофеля в «Фаусте» Ш. Гуно,  с чем он успешно справляется. Певец по-прежнему поёт в «Баире» и «Энхэ-Булат-баторе». В 1943 году выезжает с театром на гастроли в Монголию, где его отмечает Почётной грамотой правительство Монголии.

Наиболее полной творческой зрелости  солист оперы достигает к середине 1950-х годов. К этому времени он уже прошёл обучение в Московской государственной консерватории в классе Н.И. Сперанского (в 1946-1948 годах) и освоил несколько крупных  партий.

  Это Пимен в «Борисе Годунове» М. Мусоргского и старый цыган в «Алеко» С. Рахманинова, купец Собакин в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова и  Мефистофель в «Фаусте» Ш. Гуно, Гремин в «Евгении Онегине» П. Чайковского и   Бумал-хан в «Энхэ-Булат-баторе» М. Фролова.  

На второй декаде бурятского искусства в Москве в 1959 году Бадма Балдаков пел партию князя Галицкого в «Князе Игоре» А. Бородина и казака  Ивана Дубова в «Побратимах» Д. Аюшеева и Б. Майзеля.  За успехи в декаде Бадме Мелентьевичу Балдакову было присвоено высокое звание народного артиста РСФСР.

Солист оперы замечательно исполнял партии Мельника в «Русалке» А. Даргомыжского и   Фрола Баева  в опере «В бурю» Т. Хренникова,   Хусэтэ в опере «На Байкале» Л. Книппера и Гудала в «Демоне» А. Рубинштейна,   Рамфиса в  «Аиде» Д. Верди и многие другие.

Прекрасным находили современники и его концертный репертуар. Особое место в музыкальном искусстве Бурятии занимают песни Бадмы Балдакова на стихи бурятских поэтов и, конечно же, на собственные слова, среди которых  песня «К любимой» (1957 год) сразу же и надолго стала одной из самых популярных  в республике.  

В 1964 году  Бадма Балдаков оставил театр и ушёл в филармонию.

В память о выдающемся бурятском певце в Улан-Удэ учреждён конкурс вокалистов имени народного артиста РСФСР Бадмы Мелентьевича Балдакова.



«Его пение всегда трогало сердце, хотелось плакать или смеяться.  В голосе было какое-то таинство» (народный артист СССР Л.Л. Линховоин)
«На свете не так уж мало обладателей больших и красивых певческих голосов, дарящих слушателям радость встреч с настоящим искусством. Но иногда природа создает совершенно неповторимые по индивидуальной красоте тембра, особенные, единственные в своем роде голоса. Именно такой голос, удивительно колоритный высокий бас был у выдающегося бурятского певца народного артиста России Бадмы Мелентьевича Балдакова. Непередаваемое словами своеобразие этого голоса, его бархатная мягкость и, вместе с тем, мужественная сила очаровывали слушателей все три десятилетия творческой жизни певца…» (О.И. Куницын, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, музыковед, профессор)  
Автор: Надежда Гончикова