Артисты и музыканты
Цыдыпова Валентина
- Народная артистка Республики Бурятия (1991)
- Дипломант XIII Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (Рига, 1989)
- Номинант музыкальной премии «Золотой софит»
- Номинант музыкальной премии «Бриллиантовая лира»
- Обладатель музыкального приза «Жар-птица», учрежденного И. Архиповой и В. Гергиевым
- Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве
- Солистка Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова
- Заслуженная артистка Российской Федерации
Валентина Ешидоржиевна Цыдыпова родилась в с. Алташей Бичурского района Республики Бурятия. Окончила Улан-Удэнское музыкальное училище, затем Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки (педагог по вокалу профессор Р.И. Жукова). В 1984 году была принята в труппу Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Дебютом Валентины Цыдыповой на сцене театра стала партия Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». Солистка исполнила в те годы многие ведущие партии, в том числе Дездемоны, Иоланты, Ярославны, Тоски и другие.
В 1989 году певица была приглашена в Новосибирский театр оперы и балета, а ещё через три года — в прославленный Мариинский театр. Вот как писала газета «Культура» в номере за 16 декабря 1995 года о том периоде в её певческой судьбе:
В начале следующего года, 9 января 1996 г., Валентина Цыдыпова, прилетев в Бурятию, а у неё тогда только-только родился внук, подарила вечер улан-удэнским меломанам. Спела арии Сантуццы, Аиды, Татьяны, Леоноры, Джоконды, песни бурятских композиторов, и всё это в одном концерте.
За те три с небольшим года работы в Мариинском театре певица, кроме текущего репертуара, спела Чио-Чио-сан в Опера Бастиль (это был её первый контракт) и в Гамбургской опере, дала концерт в лондонском Вигмор-холле, участвовала в постановке Японской национальной оперы, в «Певческих биеннале» в Москве, вместе с Владимиром Атлантовым пела в постановке «Руслана и Людмилы» в Сан-Франциско.
Вот что писал о «Мадам Баттерфляй» в Опера Бастиль, ультрасовременном спектакле в постановке Роберта Ульсена, Виктор Игнатов («Русская мысль», Париж):
Певица тогда, в конце декабря-начале января 1996 года, только что спела в Мариинке Саломею в одноимённой опере Р. Штрауса и была на тот момент единственной Саломеей в театре. Уже через несколько дней ей предстояло петь Турандот в Римском театре, а затем рецитал в Сеуле и ещё одну Баттерфляй в Вене.
Словом, все дни и недели были расписаны у неё за год вперёд. Например, в театральном сезоне 2001-2002 одних оперных премьер у певицы было девять (!). В интервью газете «Бурятия» в сентябре 2002 года она заметила, что в те годы она уже спела трёх немецких авторов: кроме «Саломеи» Рихарда Штрауса, «Парсифаль» Вагнера (это пятичасовая опера, где Валентина Цыдыпова пела главную партию Кундри) и «Ариадну на Наксосе» тоже Штрауса, такие сложнейшие полотна.
Солистка участвовала в международных оперных фестивалях: в Эдинбурге, Брюсселе, Токио, Лондоне, Савонлине, Гляйдбурне. Английская воскресная газета «Sunday Times» включала Валентину Цыдыпову в десятку лучших сопрано мира.
С труппой Мариинского театра гастролировала
в Израиле, Италии, Испании, Франции, Германии, Голландии, Японии,Турции, Корее, Великобритании (Лондонский Вигмар-Холл), Шотландии, США.
С 2007 года заслуженная артистка России, народная артистка Бурятии вновь в труппе Бурятского академического театра оперы и балета, поёт в спектаклях и во всех концертах, участвует в гастрольных поездках по городам России, не раз выступала перед жителями сельских районов республики.
В репертуаре Валентины Цыдыповой более тридцати оперных партий:
Дискография:
В 1989 году певица была приглашена в Новосибирский театр оперы и балета, а ещё через три года — в прославленный Мариинский театр. Вот как писала газета «Культура» в номере за 16 декабря 1995 года о том периоде в её певческой судьбе:
«Она долго искала себя. В музыкальном училище Улан-Удэ начинала заниматься как лирическое сопрано. Через 15 лет предстала на XIII Конкурсе имени Глинки как меццо (и взяла только диплом). Спустя три года была приглашена в Мариинский театр на партии драматического сопрано. Чудо, что голос не выхолостился и не поломался на таких виражах, — значит, гибок и прочен. Мало того, сегодня он вместилище фантастических богатств. Диапазон огромен, низы — настоящая меццовая бездна, середина — пульсирующая, пламенеющая лава, верхи порой просто истекают соком».
В начале следующего года, 9 января 1996 г., Валентина Цыдыпова, прилетев в Бурятию, а у неё тогда только-только родился внук, подарила вечер улан-удэнским меломанам. Спела арии Сантуццы, Аиды, Татьяны, Леоноры, Джоконды, песни бурятских композиторов, и всё это в одном концерте.
За те три с небольшим года работы в Мариинском театре певица, кроме текущего репертуара, спела Чио-Чио-сан в Опера Бастиль (это был её первый контракт) и в Гамбургской опере, дала концерт в лондонском Вигмор-холле, участвовала в постановке Японской национальной оперы, в «Певческих биеннале» в Москве, вместе с Владимиром Атлантовым пела в постановке «Руслана и Людмилы» в Сан-Франциско.
Вот что писал о «Мадам Баттерфляй» в Опера Бастиль, ультрасовременном спектакле в постановке Роберта Ульсена, Виктор Игнатов («Русская мысль», Париж):
«Помимо многочисленных достоинств парижской постановки „Мадам Баттерфляй“ было и настоящее чудо. Им оказалась исполнительница главной партии — Валентина Цыдыпова. Её божественное сопрано с дивными полутонами и нежнейшим пиано имело феноменальный успех у публики. Молодая певица родом из Бурятии очаровала самых взыскательных меломанов, имела очень лестные рецензии во французской прессе».
Певица тогда, в конце декабря-начале января 1996 года, только что спела в Мариинке Саломею в одноимённой опере Р. Штрауса и была на тот момент единственной Саломеей в театре. Уже через несколько дней ей предстояло петь Турандот в Римском театре, а затем рецитал в Сеуле и ещё одну Баттерфляй в Вене.
Словом, все дни и недели были расписаны у неё за год вперёд. Например, в театральном сезоне 2001-2002 одних оперных премьер у певицы было девять (!). В интервью газете «Бурятия» в сентябре 2002 года она заметила, что в те годы она уже спела трёх немецких авторов: кроме «Саломеи» Рихарда Штрауса, «Парсифаль» Вагнера (это пятичасовая опера, где Валентина Цыдыпова пела главную партию Кундри) и «Ариадну на Наксосе» тоже Штрауса, такие сложнейшие полотна.
Солистка участвовала в международных оперных фестивалях: в Эдинбурге, Брюсселе, Токио, Лондоне, Савонлине, Гляйдбурне. Английская воскресная газета «Sunday Times» включала Валентину Цыдыпову в десятку лучших сопрано мира.
С труппой Мариинского театра гастролировала
в Израиле, Италии, Испании, Франции, Германии, Голландии, Японии,Турции, Корее, Великобритании (Лондонский Вигмар-Холл), Шотландии, США.
С 2007 года заслуженная артистка России, народная артистка Бурятии вновь в труппе Бурятского академического театра оперы и балета, поёт в спектаклях и во всех концертах, участвует в гастрольных поездках по городам России, не раз выступала перед жителями сельских районов республики.
В репертуаре Валентины Цыдыповой более тридцати оперных партий:
- Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского),
- Иоланта («Иоланта» П. Чайковского),
- Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского),
- Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина),
- Елизавета («Дон Карлос» Д. Верди),
- Волхова («Садко» Н. Римского-Корсакова),
- Земфира («Алеко» С. Рахманинова),
- Мария («Мазепа» П. Чайковского),
- Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфлай» Д. Пуччини),
- Горислава («Руслан и Людмила» М. Глинки),
- Катерина («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича),
- Флория («Тоска» Д. Пуччини),
- Аида («Аида» Д. Верди),
- Леонора («Трубадур» Д. Верди),
- Турандот («Турандот» Д. Пуччини),
- Дездемона («Отелло» Д. Верди),
- Леонора («Сила судьбы» Д. Верди),
- Микаэла («Кармен» Ж. Бизе),
- Заза («Заза» Р. Леонкавалло),
- Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи),
- Одабелла («Аттила» Д. Верди),
- Саломея («Саломея» Р. Штрауса),
- Ариадна («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса),
- Кундри («Парсифаль» Р. Вагнера),
- «Реквием» Д. Верди (партия сопрано),
- «Колокола» С. Рахманинова (партия сопрано),
- Маддалена («Маддалена» С. Рахманинова),
- Вера («Вера, Победа, Любовь» А. Двоскина),
- Декабристка («Души прекрасные порывы» С. Важова),
- Наталья («Кодаю» Ф. Гусейнова),
- Девушка («Орфей Хиросимы» Я. Акутагавы),
- Царица («Сказка о мертвой царевне»)
- и другие.
Дискография:
- «Садко» (Волхова) — Philips Classics;
- Софья (Кодаю) — NHK;
- Вокальный цикл Д. Шостаковича на стихи японских поэтов — ВВС