Артисты и музыканты

Цыдынжапов Гомбожап

Цыдынжапов Гомбожап
  • Народный артист СССР (1940)
  • Народный артист Бурят-Монгольской АССР (1939)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1949)
  • Депутат Верховного Совета РСФСР 2-го, 3-го и 4-го созывов и Верховного Совета Бурятской АССР 3-го и 4-го созывов
  • Почетный гражданин Улан-Удэ (1975)
  • Награжден орденом Ленина (1940), орденом Трудового Красного Знамени (1948)
  • Один из основателей бурятского профессионального театра
Я очень счастливый человек. Мне довелось видеть и слышать гениального Станиславского, учиться у его учеников...

— Так
напишет спустя тридцать лет после окончания режиссерского факультета Государственного института театрального искусства им. А. Луначарского (1934 г.) народный артист СССР, один из основоположников профессионального искусства Бурятии Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов.

Девятилетним мальчиком-хувараком он сбежал из дацана. Хотя именно там получил азы тибетской медицины и старомонгольской письменности, научился играть на бишхуре. Но в смутное сложное время, в период крушения всей буддийской религии в СССР, оставаться в дацане было просто невозможно. Потому пришлось батрачить. В 1925 году, в возрасте двадцати лет, он поступает в Верхнеудинский педагогический техникум и параллельно работает в Государственном музыкальном передвижном ансамбле при Наркомпросе Бурятской АССР.

Весной 1930 года его командируют в Москву на курсы по художественной работе при Центральном доме самодеятельного искусства (ранее — Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова). В 1931 году Гомбожап поступает на режиссерско-педагогический факультет ГИТИСа, который заканчивает в 1935 году.

В 1933 году, будучи на практике в Бурят-монгольском драматическом театре, работавшем второй сезон, ставит свой первый спектакль «Из искры — пламя» Хоца Намсараева. Дипломной же работой стал «Чудесный сплав» В. Киршона на сцене Русского театра.

Талант Гомбожапа Цыдынжапова был разносторонним. Тяга к музыке привела к созданию с поэтом Д. Дашинимаевым, драматургом А. Шадаевым и композитором П. Берлинским музыкальной драмы «Баир», поставленной летом 1938 г. Это было нечто большее, чем просто появление первого музыкального спектакля по мотивам национального фольклора. Начиналась новая страница в театральной летописи Бурятии. Более того, мечта режиссера открыть музыкальный театр могла вот-вот стать явью.




В это время началась подготовка к первой декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Как писала доктор искусствоведения В.Ц. Найдакова,

организаторский талант Г.Ц. Цыдынжапова развернулся с особой силой. Знание народной музыки, танца, эпоса, умение увлечь красотами родной культуры мастеров русского профессионального искусства — И.М. Туманова, И.А. Моисеева, М.П. Фролова, приехавших на помощь молодому коллективу, способствовали рождению музыкального театра. После «Баира» закономерно было появление первой национальной оперы «Энхэ-Булат батор» М.Фролова и переход театра в ранг музыкально-драматического.

Декада имела огромный успех. Правительство наградило театр орденом Ленина, ведущих актеров — званиями. Г.Ц. Цыдынжапову было присвоено звание народного артиста СССР.

В годы войны, зимой 1943 года, Г.Ц. Цыдынжапов возглавил фронтовую концертную бригаду театра, артисты выезжали на Белорусский фронт.

Все, что было потом в его жизни, большей частью связано с развитием бурятского театра оперы и балета, где, после разделения музыкально-драматического театра на два коллектива, он возглавил художественное руководство. Как и строительство в конце сороковых — начале пятидесятых здания театра, который теперь носит его имя.

Итак, в 1934–1948 годах Г.Ц. Цыдынжапов — актер и режиссер (с 1936 года — художественный руководитель) Бурят-монгольского музыкально-драматического театра (так он стал называться с 1938 года). В 1948 году театр был реорганизован: музыкальный театр был отделен от драматического. На основе музыкального театра был создан Бурятский театр оперы и балета.

В 1945–1946 годах Гомбожап Цыдынжапов стажировался в МХАТе.

В 1948–1960 годах Г.Ц. Цыдынжапов — главный режиссер Бурятского театра оперы и балета. Почти в те же годы (в 1951 году) народного артиста СССР назначают заместителем председателя Совета Министров Бурятской АССР. Под его руководством продолжается строительство нового здания театра оперы и балета.


Среди актерских работ Гомбожапа Цыдынжапова — Отелло («Отелло» Шекспира), Шарлай («Эржен» Балдано и Эделя), Платон («Платон Кречет» Корнейчука). В 1947 году исполнил роль В.И. Ленина («Кремлевские куранты» Погодина).



Поставил в 1938 году музыкальную драму «Баир» П. Берлинского (в 1940 году драма была поставлена во второй редакции совместно с Б. Ямпиловым);
драматические спектакли: «Один из многих» Н. Балдано (1937), «Снайпер» Г. Цыдынжапова (1943), «Кремлевские куранты» Н. Погодина (1947);
оперы: «Евгений Онегин» П. Чайковского (1943), «На Байкале» Л. Книппера (1948), «Тихий Дон» Дзержинского (1953) и др.



Автор либретто музыкальной драмы «Баир» (совместно с А. Шадаевым), пьес «Снайпер» (1943), «Сын народа» (1943) и сценария «Золотой дом» (совместно с Д. Батожабаем и В. Ежовым, 1960).



Г.Ц. Цыдынжапов снимался в фильмах:
  • 1953 г. — «Случай в тайге»;
  • 1959 г. — «Золотой дом»;
  • 1968 г. — «Последний угон»;
  • 1971 г. — «Кочующий фронт»;
  • «Хозяин Красных гор» — Челябинская студия телевидения.

Творческие озарения к  Цыдынжапову приходили часто. При нем Бурят-монгольский театр впервые обращается к классике — «Тартюфу» Мольера. В репертуаре были «Коварство и любовь» Шиллера (постановка Г. Мирского), «Слуга двух господ» Гольдони, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Падь серебряная» Н. Погодина, «Один из многих» Н. Балдано в постановке Г. Цыдынжапова, «Сэсэгма» Ж. Тумунова (постановка М. Шамбуевой), «Мэргэн» А. Шадаева (пост. Н. Балдано) и др. В «Отелло» Шекспира (реж. Л. Ицков) он выступил в заглавной роли.


«В моей жизни было много хороших людей, которым я обязан, но самым замечательным из них был Г.Ц. Цыдынжапов. Без его влияния, возможно, совсем иначе сложилась бы моя актерская судьба» (Народный артист РСФСР Петр Абашеев)

«Гомбо Цыдынжапович прожил жизнь не зря. Думаю, что творческая, общественная и государственная деятельность, его гражданский подвиг ждут своих исследователей. Он среди нас первым удостоен высокого звания народного артиста СССР, он первый лауреат Государственной премии СССР. О нем будут говорить и помнить нынешние и будущие артисты». (Народный артист РСФСР Буда Вампилов)

«Мое мнение: без Г. Цыдынжапова оперы в республике не было бы. Он настолько горячо воспринимал идею создания настоящего музыкального театра, что воодушевил на новое дело всех окружающих, заставил поверить в реальность возможного и заставил петь даже драматических актеров. Поначалу пели все, кто мог, кто имел хоть какой-то голос и музыкальный слух, пока не приехали дипломированные вокалисты с консерваторским образованием». (Из воспоминаний народного художника РСФСР Александра Тимина)

После выхода на пенсию Г.Ц. Цыдынжапов работал в культпросветучилище, затем на режиссерском отделении в Восточно-Сибирском институте культуры.
Автор: Надежда Гончикова