Артисты и музыканты

Иванов Жамса

Иванов Жамса
Один из основоположников бурятского драматического театра Жамса Манзанович родился в селе Куйта Аларского района Иркутской области.

В 1932 году к открытию первого театрального сезона только что открывшийся театр помимо первого выпуска техникума искусств в труппу были зачислены восемь студентов второго курса театрального отделения: С.Батахаева, Ст. Баханов, А. Бухичева, А. Ильин, Жамсо Иванов, Мария Степанова, Б. Сангурков, О. Бухаева. Этот курс учился 4 года, пройдя последовательно все этапы обучения актерскому искусству под руководством режиссеров Марии Шамбуевой, М. Хаптагаева, А. В. Миронского. Летом 1934 года эти 8 выпускников подготовили для дипломной работы «Проделки Скапена» Мольера. Это было первое знакомство бурятских актеров с творчеством великого французского комедиографа.

В конце первого сезона коллектив показал спектакль о годах гражданской войны в Бурятии «Путь победы» Д. Дашинимаева и А. Миронского. Премьера этой постановки приурочивалась к празднованию 10-летия БМАССР и состоялась 10 и 13 июля 1933 года. Ж. Иванов, еще учащийся 2 курса техникума искусств, выступил в двух ролях: в прологе — бурятский фронтовик, в 4-ой картине — русский рабочий. Первый сезон бурятского профессионального театра показал жизнеспособность молодого коллектива, его творческие потенции.

В 1934 году Жамсо Иванов вместе с коллективом театра был приглашен киностудией «Восток-кино» в Ялту на съемки кинофильма «Наместник Будды». Коллектив бурятского театра совершил далекое, интересное, богатое впечатлениями путешествие по стране с заездом в Москву, Киев, Одессу. В Москве пробыли три с половиной месяца. Они начали работу над новыми спектаклями «Ревизор» Гоголя и «Оюун Билиг», подготовили большую концертную программу в двух отделениях. Сюда кроме театрализованного представления народного праздника «Сурхарбан» коллективные танцы, хоровое и сольное исполнение бурятских песен, отрывки из спектаклей. С этой концертной программой бурятские артисты выступили в КУТВе, в Доме крестьянина и Клубе мастеров искусств. Но главной целью столь длительного пребывания коллектива была необходимость близкого знакомства актеров из Бурятии с богатством и многообразием культурной жизни Москвы, с традициями лучших русских театров, с новыми направлениями в современном театральном искусстве. За это время бурятские актеры просмотрели около 40 спектаклей, посетили почти все музеи города, встречались с театральными коллективами, с великими мастерами русской сценической культуры: П. М. Садовским, В. О. Массалитиновой, А. А. Яблочкиной, В. Э. Мейерхольдом и др. Таким образом, пребывание в Москве и других городах расширило их творческий кругозор, открыло перед ними новые горизонты, приехали домой обогащенные, духовно выросшие.

Не только талант, но и прекрасные внешние данные привлекают к нему внимание режиссеров, он постепенно становится репертуарным актером.

В сентябре 1936 года театр показал премьеру комедии Мольера «Тартюф». Спектакль получил хорошую оценку в прессе и занял прочное место в репертуаре театра. В постановке многое было необычным для бурят-монгольского театра, начиная с оформления спектакля. Стильные, красочные костюмы и реквизит, полученные от одного из московских театров, давали зрителю наглядное представление об эпохе Людовика ХVI. Исполнитель заглавной роли артист Ж. Иванов сумел убедительно показать ханжество и лицемерие Тартюфа. В постижении классического образа артисту помогла его природная наблюдательность.

В 1937 году режиссер Мария Шамбуева поставила спектакль «Слуга двух господ» К. Гольдони. Спектакль стал удачным поиском театра на путях создания яркого театрального зрелища, синтезирующего в себе слово, пение, музыку, элементы пантомимы и танец. Выбор этого спектакля из огромного классического наследия мирового театра более подходящая пьеса начинающему театральному коллективу. Это был комедийный, жизнерадостный спектакль, насыщенный яркой импровизацией, которая разжигала творческую фантазию. Душой этого яркого комедийного представления стал Труффальдино в исполнении Жамсо Иванова, показавшего себя прирожденным комедийным актером, остроумным, ловким, с великолепным чувством юмора, удивительно легким и подвижным, неутомимым в импровизации сценических трюков. Молодой артист играл темпераментно, его герой был ловок, остроумен и смешон, неистощим на выдумки. В нем было столько энергии, жизнерадостности, юмора, куплеты его вызывали бурю восторгов у зрителей.

Молодому актеру наряду с исполнением молодежных ролей, стали доверять и возрастные роли. Так в спектакле «Коварство и любовь» Ф. Шиллера ему была поручена роль старика музыканта Миллера.

С самого начала войны многих актеров по приказу Сталина нельзя было брать на фронт, но в 1943 году с него сняли бронь и он был призван на фронт, воевал в воздушно-десантных войсках I Украинского фронта. В 1944 году десантировался в тылу врага в Венгрии возле озера Балатон. За подвиги, совершенные во имя Родины, был награжден орденами Славы 3 и 2 степеней, медалями «За взятие Вены», «За победу над Германией». В мае 1945 года вернулся домой и продолжил работу в родном театре

В 1954 году Ц. Шагжин на основе бурятских сатирических сказок создал комедию «Будамшуу», в качестве постановщика выступил сам автор. Ярко национальный по колориту, спектакль стал одним из популярных и любимых, держится в репертуаре больше 50 лет. Будамшуу — спектакль богатых характеров, живописный и сочный, с глубоким вниманием к народной жизни вызывал столь же глубокую зрительскую реакцию. В 1959 году осуществляется вторая сценическая редакция пьесы для показа на второй Декаде бурятского искусства в Москве в постановке режиссера Ц. Цыренжапова. Ж. Иванов в роли Будамшуу, отдаленно напоминающего Труффальдино, умный, ловкий, с озорным блеском в глазах, с первого выхода и до конца спектакля хозяин действия на сцене, любимец публики. Неунывающий весельчак, защитник бедных и угнетенных в своей борьбе за интересы народа выбирает наиболее доступный путь: прикидываясь наивным простачком, одурачивает богачей, а затем весело смеется над ними. Эту роль по праву можно назвать коронной ролью Жамсо Манзановича. Это добивается, прежде всего яркой эмоциональностью, высокой духовностью, умением мгновенно устанавливать контакты со зрителями, качества, помноженные на коллективный талант исполнителей, многократно усиленные игрой артистов, которые щедро раздариваются людям.

В 1969 году заслуженным деятелем искусств БурАССР, режиссером Ф. С. Сахировым на сцене театра был поставлен спектакль по пьесе Н. Дамдинова «Доржи Банзаров», где Ж. М. Иванов сыграл роль отца ученого Банзара. Его Банзар прост, деловит, по-отцовски горд своим ученым сыном, а когда надо, он и решителен, и принципиален.

Жамсо Манзанович прожил на сцене Бурятского театра драмы большую, насыщенную творчеством жизнь, за трудовые успехи и достижения был в 1960 году награжден Орденом Трудового Красного Знамени, он вошел в историю драматического искусства Бурятии как царь и бог на сцене, но незаметный и скромный в жизни.