Артисты и музыканты

Самандуев Виктор

Самандуев Виктор
  • Народный артист Бурятской АССР
Самандуев Виктор Галданович родился в селе Ород Кижингинского района. В 1949 году окончил 7 классов, после школы работал в народном театре в селе Кижинга. В начале пятидесятых годов Передвижной бурятский театр после реорганизации остро нуждался в молодых артистах. В то время в театре было всего два молодых артиста: В.Найдакова и Петр Лосев. В поисках новых талантов главный режиссер Цырен Шагжин ездил по республике, просматривая спектакли и концерты колхозной художественной самодеятельности. Во время районного смотра художественной самодеятельности в 1952 году в Кижингинском районе он нашел Цыремжэ Уладаеву — восемнадцатилетнюю певунью со звонким и красивым сопрано и Виктора Самандуева. Уже 18 сентября 1952 года юные таланты начали работать артистами бурятского театра драмы. Так, не имея специального образования, но щедро наделенные от природы яркой самобытностью, они встали на путь профессионального искусства.

Виктор сразу же активно включается в репертуар, уже в 1952 году сыграл большую роль секретаря сельсовета Мартина Кандыбы в спектакле «Калиновая роща» по пьесе А.Корнейчука, затем последовали роли в спектаклях «Честь семьи», «Пол золотым орлом», «На той стороне», «Огни на реке» и многих других.

Образ Рыбакова в исполнении В. Самандуева в 1957 году в «Кремлевских курантах» Н.Погодина — живой, непосредственный, исполненный молодого задора. Артист показывает своего героя еще не вполне сложившимся, но целеустремленным. В характер своего героя актер вложил волевые качества и трогательную романтику. История взаимоотношений Рыбакова и Маши — это не традиционная любовная линия, через свои чувства влюбленный познает красоту новой жизни: считает звезды на небе, рассуждает о вечности и мечтает добыть три миллиона для Советской власти...

Самандуев также сыграл роль слуги Фабьо в спектакле «Раба своего возлюбленного» Лопе де Вега. Роль в пьесе не центральная и на первый взгляд незначительная. Но артист В. Самандуев подал его столь выразительно, что эта роль получилась одной из самых ярких и удачных в спектакле. Это комический персонаж, близкий к фольклорным героям, простачок, у которого есть и своя гордость, и стремление утвердить свое человеческое достоинство. Зрители увидели господского кучера, который, по его словам, хотя и слуга, но при своих господах не только позволяет себе сесть, но даже всегда сидит впереди их (разумеется, на козлах). Это шутка. А всерьез: «У низких родом дух высок!». Этот образ в спектакле — несомненная удача В. Самандуева. Он играет сдержанно и бережно, не впадая в буффонаду, словом, не переигрывая и не делая из своего героя шута. А между тем такая опасность подстерегала исполнителя. Артист не поддался искушению изобразить незадачливого дурачка. Ему удалось найти верные интонации, благодаря чему образ получился правдивый и жизненный.

«Доржи Банзаров» 1966 г. Истоки традиционной дружбы, взаимопомощи русского и бурятского народов, подчеркнуты через образ старого отставного казака Кузьмы, которого судьба столкнула с Доржи Банзаровым. Старый казак, найдя приют в доме чиновника-инородца, трогательно заботится о нем, выражает к нему искреннюю привязанность не потому, что он «благодетель», а потому что у них одна, схожая судьба. Эту роль удачно исполнил В. Самандуев.

Одной из непревзойденных ролей В. Самандуева было исполнение роли шута в «Короле Лире». Шут, пользуясь своим неписаным правом, может небрежно восседать на королевском троне, может учить короля, потому что, рассыпая свои шутки, он был в замке единственным человеком, который думал о жизни. Без слов, но очень внимательно следит за разделом королевства, он уже не злословит, совсем притих. В финале Лир, шатаясь и падая, ухватился за шута и две фигуры слились, прижались одна к другой. Лир обездоленный и безумный, схватил в объятья шута как сына, как родную душу, а шут прижался всем своим тщедушным телом к старым костям Лира. И оба вдруг обрели устойчивость и осилили злые ветры, найдя в единении силы. И победили.

В театре Виктор Галданович работал до 1969 года.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева