Композиторы и дирижеры

Ирдынеев Юрий

Ирдынеев Юрий
  • Заслуженный деятель искусств России (1993)
  • Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР (1985)
  • Лауреат Государственной премии Республики Бурятия (1991)
Юрий (Цыбикжап) Ирдынеевич Ирдынеев родился 26 августа 1941 г. в селе Амгалантуй Бичурского аймака Бурят-Монгольской АССР.

В 1964 г. окончил теоретико-композиторское отделение Улан-Удэнского музыкального училища им. П. Чайковского (класс композиции Д.Д. Аюшеева и Б.Б. Ямпилова). В 1965-1970 гг. работал в Бурятской филармоии, в ДМШ Новоселенгинска, села Цогто-Хангил Агинского округа, в Улан-Удэнском педучилище. В 1975 г. окончил Новосибирскую консерваторию им. М. Глинки (класс композиции профессора Е. Н. Иванова). В 1975-1995 гг. преподавал в Улан-Удэнском музучилище и одновременно был ответственным секретарем Союза композиторов Бурятии. С 1995 г. — на творческой работе. Член Союза композиторов СССР с 1975 г.
В своем творчестве композитор Ю. Ирдынеев стоит некоторым особняком среди своих коллег. «Виною» этому является масштабность мышления творческой личности, неординарность художественных замыслов, рождающихся под влиянием музыкальных и внемузыкальных импульсов. Обретая свое звуковое воплощение, они заставляют о себе говорить, будоража общественное мнение. Так было с балетом «Лик богини», поставленным осенью 1990 г. на сцене нашего театра. Пролежав в «портфеле» автора двенадцать лет, он, тем не менее, получил сценическое воплощение, благодаря общим усилиям балетмейстеров О. Игнатьева и Д. Даваа (МНР), дирижера А. Говорова, художника Ч. Гунгаасуха (МНР). К великому сожалению, балет не смогли сохранить в репертуаре театра по ряду причин, хотя и премьера, и последующие спектакли предполагали продолжительную сценическую жизнь, и что «Лик богини» будет не только открытием театрального сезона 1990-1991 гг., но и продолжит лучшие традиции бурятского балета. Республиканская государственная премия, присужденная в 1991 г. композитору Ю. Ирдынееву явилась ярким свидетельством высоких заслуг в области музыкального искусства.

В центре «романтической хореодрамы» — трагическая история Мастера и его Возлюбленной. Типично романтический конфликт здесь обретает свою особенную окраску: смерть Возлюбленной и ее перерождение, но не в последующих жизнях, в соответствии с законом реинкарнации, а в виде совершенной статуи богини милосердия Зеленой Тары с чертами простой, земной девушки — последнего, прекрасного и воистину бессмертного творения Мастера.

Впервые указанная тема была намечена в консерваторском сочинении — струнном квартете «Элегические стансы», посвященного памяти Дондока Улзытуева — бурятского поэта, рано ушедшего из жизни. Образный строй квартета сплетается из разных линий, а основная идея связана с непреходящим чувством боли и горечи утраты. Очень интересно выстроена последняя часть квартета, которая, благодаря разным приемам звукоизвлечения, обретает ирреальный оттенок — все звуки растворяются и как бы тают в высоком регистре.

Близка по духу квартету и «Драматическая поэма». Конфликт художника и окружающей его косности неразрешим, и все же трагическая концепция поэмы носит возвышенный и величественный характер: жизнь художника продолжается в его творениях.

Традиционная для бурятской культуры пентатоника и двенадцатитоновая хроматика впервые находят свое воплощение в фортепианной сонате, напи¬санной на I курсе Новосибирской консерватории. Бурятский фольклор явился благодатной почвой, на которой «взросли» жесткие созвучия, различные ин¬тервальные параллелизмы, не ложащиеся на слух музыкального обывателя, воспитанного в рамках песенной культуры. Годы учебы в классе профессора Г.Н. Иванова были не простым временем освоения сочинительского ремесла, но и периодом расширения своего кругозора на материале музыки XX в. Падение «железного занавеса» в 1960-х гг., заполнение информационного вакуума — западный музыкальный авангард стал ощутимой реальностью того времени. Все это натолкнуло композитора на собственные поиски, эксперименты в области гармонии, ритма, формы. Удивительным является тот факт, что музыка Ю. Ирдынеева, несмотря на свой «авангардизм» и «левизну», имеет свой ярко выраженный национальный характер.

Активным творческим поискам также предшествовала длительная работа в области вокальной музыки — это обработки народных песен, кантаты и песни. Интерес к вокально-инструментальному жанру Ю. Ирдынеев сохраняет на протяжении всего творческого пути — это оратории «Ода революции» и «Апассионата», циклы для смешанного и детского хоров, кантата «Ода о братстве народов» и многие другие. Некоторые из сочинений были приурочены к праздничным датам, в этом смысле композитор проявлял свою гражданскую позицию, откликаясь на значительные общественные события. В этих произведениях Ю. Ирдынеев использует традиционный прием цитирования. Музыкальные цитаты являются своего рода знаками, уточняющими и дополняющими общую картину музыкального действа. Кроме этого, в своих сочинениях он использует прием аллюзии — квази-цитаты. Тончайший намек на прообраз позволяет детализировать и углубить концепции произведения.

Кульминацией в данном жанре явился сборник «Бурят-монгольских духовных песнопений» для смешанного хора a capella, получивший благословение от главы Буддийской Традиционной Сангхи РФ, хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. Их создание — своеобразный символ нового времени, которое возвращает нас к своим истокам, к духовной жизни прошлого. В цикле представлены Молитвы, обращенные к высшим божествам — Будде Шакьямуни и его воплощениям, учителям — распространителям буддизма, буддийским дацанам, святым местам и реликвиям, реквием памяти друзей — художников, поэтов, музыкантов. Гимны бурятскому народу на трех языках — санкскрите, тибетском и бурятском. Композитора привлекала возможность воплощения буддийских молитв в европейских хоровых формах.

«Духовные песнопения» — единственное крупное произведение бурятской хоровой музыки в истории мировой музыкальной культуры. Пройдет время и будущие поколения проявят истинный интерес к нему и сумеют воздать должное творению композитора.

Ю. Ирдынеев — композитор, работавший над крупными вокальными и симфоническими произведениями. Он является автором балета, оперы, симфоний, концертов, кантат, ораторий и других жанров.

                                                                                                                                                                                                                                                                 Т.Б. Дугарова