Артисты и музыканты

Николаев Пётр

Николаев Пётр
  • Заслуженный артист РСФСР (1969)
  • Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР (1954)
  • Кавалер двух орденов «Знак Почета»
  • Участник первой (1940) и второй (1959) декад бурятского искусства и литературы в Москве
  • Артист Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1930 года
Пётр Нагаслаевич Николаев посвятил театру 57 лет своей жизни, работая на сцене с 1930 по 1987 годы. Всю свою долгую артистическую жизнь он вёл дневник, который в 1984 году был издан в виде книги «Монолог перед занавесом». При написании данной статьи использованы некоторые материалы из книги, личный архив, хранящийся в музее театра, материалы из книг В.Ц.Найдаковой.

«Артист — великолепная профессия. На мой взгляд, самая лучшая. Настоящего мастера своего дела в шутку и вместе с тем уважительно называют артистом. Большой смысл скрыт в этом. Актёр — прежде всего гражданин, отдающий народу, Родине свой талант, ум, сердце, любовь». 

Эти слова из мемуаров «Монолог перед занавесом» Петра Нагаслаевича как нельзя лучше подходят к его жизненному кредо. 

«Детство зажигает в наших сердцах любовь к отчей земле, своему народу, оно порой определяет и весь жизненный путь. Мой путь на сцену начинался в детстве», — читаем в «Монологе»...

Пётр Нагаслаевич родился в 1913 году в улусе Зунмодон (Зоны) Аларского района Иркутской области в семье Нагаслая Балтыровича и Марины Махнутовны Николаевых, в которой росли семеро детей. «В Аларской семилетней школе впервые побывал на концерте: к нам приехала из Верхнеудинска музыкальная группа Бориса Сальмонта. В ее составе были Гомбо Цыдынжапов, Мария Шамбуева, Антроп Ильин, Николай Таров, Анфиса Степанова и другие. На этом концерте я впервые в жизни встретился с профессиональным искусством», — вспоминал П.Н.Николаев. 

В 1930 году становится студентом национальной студии Б.Сальмонта при педтехникуме Верхнеудинска. В 1931 году Владимира Халматова и Петра Николаева за особые успехи в учёбе перевели на последний курс, где учились Намжил Балдано, Найдан Гендунова, Чойжинима Генинов, Жугдур Пагбаин и другие. Именно они впоследствии стали основоположниками и гордостью национального бурятского театра.

В 1931 году в учебном спектакле «Хлеб» В.Киршона исполнил роль бывшего партизана Романова. С этим спектаклем учащиеся выехали осенью в Москву для показа его на сцене Дома творчества им. Н.К.Крупской. Это был первый выезд всей группы будущих артистов национального театра. Как вспоминал П.Н.Николаев, ехали весело, спектакль был хорошо принят москвичами и критиками, хотя отмечали немало недоработок. В свободное время ходили по городу, посещали музеи и памятные места, смотрели спектакли в разных театрах. Особенно запомнился балет «Петрушка» в Большом театре, спектакли «Три изюминки» и «Колдунья» в Еврейском театре с участием Ляли Черной.
В 1932 году Пётр едет в Ленинград, чтобы поступить в техникум искусств им. Вс. Мейерхольда. Но там не было набора до осени, он устроился подручным слесаря на завод им. В.И.Ленина. Вскоре его призвали на военную службу: стал водолазом на Черноморском флоте. После демобилизации в 1935 году вернулся в родной театр и с этого времени вся его жизнь посвящается театру. В тридцатые годы жизнь театра была очень насыщенной: выезжали в районы со спектаклями, концертами. Из постановок тех лет наиболее значительными были пьесы С.Третьякова «Рычи, Китай!», «Шестеро любимых» А.Арбузова, «Тартюф» Ж.Мольера, «Сэсэгма» Ж.Тумунова, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и др. Из-за немногочисленности труппы в них были заняты все актёры, иногда играли в одном спектакле по две-три роли.

1940 год ознаменован важнейшим событием в культурной жизни республики — в Москве с успехом прошла первая Декада бурятской литературы и искусства. Во всех декадных постановках П.Николаев исполнял заглавные роли, по итогам был награждён орденом «Знак Почёта».

В трудные военные годы, когда 80 процентов мужского состава музыкально-драматического театра были призваны на фронт, оставшиеся ставили спектакли, выезжали помогать колхозникам — косили сено, убирали хлеб. Вечерами давали концерты, проводили лекции и беседы. 

В 1943 году по приглашению маршала Чойбалсана весь коллектив театра выезжал на двухмесячные гастроли в Монголию со спектаклями Г.Цыдынжапова «Снайпер», «Баир», оперой «Энхэ-Булат-батор», балетом «Бахчисарайский фонтан».

В послевоенный период актёру Николаеву удалось обогатить свой репертуар психологически сложными ролями. 22 декабря 1945 года состоялась премьера историко-бытовой драмы «Кнут тайши» Х.Намсараева. Ярким, с национальным колоритом получился спектакль в оформлении художника Марии Шестаковой. Работу режиссёра-постановщика В. Халматова и его ассистента Ч. Генинова рецензент А.Бальбуров оценил как «заметное достижение театра...Спектакль чёткий по социальным мотивам, верный по исторической правде. В этом крупная заслуга В.Халматова, который дебютирует как режиссёр». В нем было много актёрских удач, и, прежде всего, образ тайши Дымбылова в исполнении В.Халматова и Г.Лосева, роль Тарбы Жигжитова — хитрого и корыстного претендента на роль тайши в исполнении П.Николаева, хатан Долгор — Найдан Гендуновой. 

В эти же годы он создает образы фронтовика Сэрэмпэла Харанутова, возглавившего колхоз в первые послевоенные годы, в спектакле Н. Балдано «Баян гол», Дикого в «Грозе» А.Островского, матроса Рыбакова в «Кремлёвских курантах» Н.Погодина, Отелло в одноимённой драме В.Шекспира. Эту роль, как пишет Николаев в своих воспоминаниях, он очень любил и с удовольствием играл. 

В 50-е годы творчество П.Николаева отмечено зрелостью и мастерством. В 1954 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный артист БМАССР». Одна из самых удачных и любимых ролей этого периода — роль полковника Воропаева в спектакле «Счастье» П.Павленко.

«За долгие годы работы сыграно было более ста ролей, ролей разнохарактерных, малых и масштабных. Бывали огорчения и неудачи. Бывали радости успеха, счастье победы. Бывали дни будничной, черновой работы. Бывали и бессонные ночи раздумий. Я рад, что мне довелось все это пережить», — пишет в «Монологе» Петр Нагаслаевич.
Известен он был и по ролям, сыгранным в кинофильмах. В «Пржевальском», снятом Сергеем Юткевичем в 1949 году, — табунщик, в «Поре таёжного подснежника» — белогвардеец Галсан. В тувинском фильме «Люди голубых рек», снятом Свердловской киностудией, снимался в роли председателя колхоза Эльбэка. Была интересная и большая роль в художественном фильме по повести Ю.Рытхеу «След росомахи».

Иногда сценой для Петра Нагаслаевича служили колхозное поле, площадка возле чабанской отары, кузов автомобиля, были также сцены Большого театра Союза ССР, Малого театра, МХАТа, Академического театра комедии Ленинграда, сцены Монголии, Калмыкии. Где бы он ни играл, повсюду подтверждал своё высокое звание заслуженного артиста РСФСР, которое было присвоено ему в 1969 году.

Театральный критик Н.Б.Томашевский, посмотрев во время гастролей театра в Москве спектакль по пьесе Л.Леонова «Лёнушка», восторженно отозвался в прессе об игре П.Н.Николаева: «Великолепно играет артист. Какая глубина, какие могучие силы в этом человеке!»

Скромный, простой в общении, непосредственный в разговорах, великолепный рассказчик, знающий массу интересных эпизодов, деталей, событий из истории бурятского театра — таким он остался в памяти своих друзей, коллег, учеников. За долгие годы работы Петр Нагаслаевич прожил насыщенную творческую жизнь в театре и кино. Этот актёрский успех кроется, в первую очередь, в личности актёра, в его способности мыслить, чутко отзываться на человеческую боль и радость, остро ощущать справедливость и несправедливость. Конечно же, нужен и талант, помноженный на работоспособность. В любой большой или малой роли актёр должен быть выразительным, эмоциональным, умеющим отдавать сердце зрителю и стремиться отразить в создаваемых им образах частицу своего времени. Отбросив тяготы дня, забыв о собственных неурядицах и усталости, оставшись один на один со своим благодарным зрителем поведать ему самое сокровенное, самое выстраданное. 

И как завещание звучат строки из его книги: «Служение искусству — это вечный поиск. Это безостановочное восхождение на вершины мастерства. Покоришь одну — а с неё видны другие — более высокие. Остановиться нельзя. Чтобы жить в искусстве, надо идти вперёд. Особенно мне хочется призвать к большому напряжённому труду молодёжь: ведь на их плечах будущее национального театра». 

Литература:

П.Н.Николаев. «Монолог перед занавесом»;
В.Ц.Найдакова о творчестве П.Н.Николаева;
В.Д.Бабуева по материалам музея театра.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева