Артисты и музыканты

Дамбиев Баиржаб

Дамбиев Баиржаб
  • Заслуженный артист Республики Бурятия
  • Лауреат Государственной премии Республики Бурятия
  • Награждён Почетной грамотой Республики Бурятия (2010)
  • Награждён Почетной грамотой Министерства культуры РБ
  • Солист оперы Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова
Баиржаб Дашиевич Дамбиев окончил Улан-Удэнское музыкальное училище им. П.И. Чайковского, где учился в 1995-1999 годах (класс известного педагога-вокалиста В.Б. Елбаева), и затем вокальное отделение Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (класс народного артиста РФ В.Д. Бальжинимаева, 2000-2005 гг.).
Годы учёбы успешно совмещал с работой в Бурятском академическом театре оперы и балета, куда был принят артистом хора в 1998 году. Уже с 2001 года Баиржаб Дамбиев солист оперы.
Природный талант, вокальная и сценическая зрелость, умноженная на трудолюбие и целеустремленность, позволили ему за короткое время освоить большую часть теноровых партий в спектаклях, и уже через два года упорного труда Министерство культуры Республики Бурятия наградило солиста Почетной грамотой за прекрасное исполнение партии Малатеста в спектакле «Дон Паскуале» Г. Доницетти.
А ещё через год Указом Президента РБ за блестяще исполненную роль Бланцифлора в опере-балете К. Орфа «Кармина Бурана» Баиржабу Дамбиеву была присуждена Государственная премия Республики Бурятия. В 2010 году за целую галерею оперных образов и ролей, которые привлекают слушателей своим гармоничным слиянием вокального и сценического начал, достоверностью и жизненной правдивостью, за большой вклад в развитие культуры республики солист оперы был награжден Почетной грамотой Республики Бурятия.
Сегодня Баиржаб Дамбиев — это яркая творческая личность, обладатель прекрасного голоса и особого тембра, отличной сценической внешности, которые счастливо выделяют его, заставляя зрителей безоговорочно принимать созданные им образы.
За последние несколько лет репертуар оперного певца значительно расширился разнохарактерными и сложными партиями. Это Альфред в «Травиате» Дж. Верди, Герман в «Пиковой даме» и Роберт в «Иоланте» П.Чайковского, Айзенштайн и князь Орловский в «Летучей Мыши» И.Штрауса, Сергей в опере Д.Шостаковича «Катерина Измайлова», Кроун в «Порги и Бесс» Д.Гершвина, Хозе в «Кармен» Ж.Бизе, Пинкертон в «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини, Радамес в «Аиде» Дж. Верди.
Известный музыкальный критик Борис Синкин (художественный руководитель Академии Современной Оперы, Санкт-Петербург), присутствовавший на премьерном спектакле «Кармен», отметил:
«Партия Хозе в исполнении лауреата Государственной премии РБ Б.Дамбиева производит сильное впечатление, было заметно как от репетиции к репетиции и, наконец, на премьерном спектакле артист искал образ своего героя, и, судя по реакции зрительного зала, сумел завоевать симпатии поклонников оперного искусства. Голос его звучал уверенно, гибко и музыкально. Верхний регистр впечатляет интонационной чистотой и яркостью, а в движенческом плане чувствуются осмысленность и точность выполнения поставленных режиссером задач. Певец своим голосом и актерским мастерством мог бы украсить любой театр России. Центральная ария во втором действии „...цветок“ прозвучала тепло и проникновенно. А в дуэте с Микаэлой ощущалось тонкое чувство ансамбля. В финальной части оперы образ Хозе достигает кульминационной точки развития. Здесь со всей убедительностью показана полная амплитуда чувств героя от интонаций мольбы и страстного призыва до интонаций гнева и отчаяния. Дон Хозе Б. Дамбиева неоднозначен, как и образ Германа из „Пиковой дамы“ П.И.Чайковского, и этим привлекателен для ценителей оперного искусства».

Не осталось незамеченным, в частности в республиканской прессе, и исполнение певцом партии Энхэ-Булат батора в национальной опере «Энхэ-Булат батор» М. Фролова, как и партии Радамеса в опере Дж. Верди «Аида», поставленной в Бурятском театре оперы и балета в 2013 году известными мастерами Мариинского театра: дирижером Леонидом Корчмаром, режиссером Алексеем Степанюком, художником Вячеславом Окуневым. Это четвёртая постановка замечательной оперы в Бурятском театре. Для солистов опера Верди — ответственный экзамен на творческую зрелость. Дамбиевым экзамен выдержан на «отлично».
В концертном репертуаре Баиржаба Дамбиева большое количество оперных арий, песен и романсов. Певец активно участвует в концертах мастеров искусств, в творческих вечерах своих коллег, бенефисах и вечерах памяти. Особо звучит его голос в концертах, посвящённых Дню Победы, в вечерах бурятской песни.
С его участием проходят и все ответственные концерты, гастрольные поездки коллектива театра в сельские районы, за пределы Республики (Иркутск, Хабаровск и др.), а также за рубеж (Монголия). В 2009 году певцу аплодировали зрители Улан-Батора, где проходили Дни культуры Республики Бурятия. В 2011 году вместе с театром достойно представил бурятское искусство на Днях экономики и культуры Республики Бурятия в Москве.
Участвовал в концертах, посвященных приезду премьер-министра правительства Российской Федерации В.В.Путина, генерального секретаря ЦК КП Кореи Ким Чен Ира, 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России.
В 2012 и 2013 годах Баиржаб Дамбиев стал участником творческого проекта «Байкал-Опера», вместе с коллегами по цеху совершил гастрольное турне по шести городам России (Новосибирск, Томск, Якутск, Красноярск, Абакан, Кызыл) и в Улан-Батор.

Репертуар Баиржаба Дамбиева:

  • Ж. Бизе. «Кармен» — Хозе (1-е исп. в февр. 2008, в 2011 — на франц. яз.); 
  • Дж. Пуччини. «Чио-Чио-сан» — Пинкертон (1-е исполнение в ноябре 2009);
  • М. Фролов. «Энхэ-Булат батор» — Энхэ-Булат батор (1-е исп. в июне 2011); 
  • Дж. Верди. «Травиата» — Альфред (1-е исп. в декабре 2009), Жермон; 
  • С. Рахманинов. «Алеко» — Молодой цыган (1-е исп. в 2010);
  • Дж. Верди. «Трубадур» — Старый цыган; 
  • Дж. Верди. «Риголетто» — Герцог;
  • П. Чайковский. «Пиковая дама» — Герман (1-е исп. в декабре 2012); 
  • П. Чайковский. «Евгений Онегин» — Ленский;
  • П. Чайковский. «Иоланта» — Роберт;
  • И. Штраус. «Летучая Мышь» — Айзенштайн и князь Орловский;
  • Д. Шостакович. «Катерина Измайлова» — Сергей (1-е исполнение солистом в декабре 2006 года);
  • А. Бородин. «Князь Игорь» — Владимир Игоревич (1-е исп. в декабре 2007);
  • Д. Гершвин. «Порги и Бесс» — Кроун; 
  • Р. Вагнер. «Летучий голландец» — Рулевой (1-е исп. в октябре 2012);
  • Г. Доницетти. «Дон Паскуале» — Малатеста;
  • К. Орф. «Кармина Бурана» — Бланцифлор;
  • Дж. Верди. «Аида» — Радамес (1-е исполнение в сентябре 2013)
  • и многие другие.
Автор: Надежда Гончикова