Прикладное искусство
Юрий Мандаганов: «Я надеюсь, что в Бурятии появится школа флорентийской мозаики»
6 июня 2019
2755
Недавно мастера наградили «Медалью ордена за заслуги перед Отечеством 2-ой степени».
Юрий Мандаганов — художник монументалист, мастер флорентийской мозаики, создающий удивительные полотна из самоцветов Байкальского региона. Он один из немногих кому подвластен этот непростой материал, в его руках камень обретает форму и цвет, очертания, линии, наполненные смыслом. Автор создает произведения искусства на разные сюжеты, но все полотна объединяют одно — в чутких руках они оживают, обретают тепло, выразительность, чувственность и глубину.
Юрий Мандаганов является членом Союза художников России, удостоен звания «Народный художник Бурятии», «Заслуженный художник России», имеет благодарность Российской академии художеств, Лауреат Государственной премии Бурятии, в 2012 и 2016 годах награжден Золотой медалью союза художников России, медалью «И.И. Шувалова» «Российской академии художеств». О нем знают за пределами нашей страны. Работы автора находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственном музее Востока, музее Н.Фешина (США), в коллекции Владимира Путина, Сергея Миронова, Германа Грефа, Алексея Кудрина, главы российского императорского дома Марии Романовой, Роберта Турмана, экс-главы Монголии Элбэгдоржа и многих других.
На счету мастера более 30 персональных выставок, которые проходили во многих музеях Москвы, а также Томска, Новосибирска, Иркутска, Читы, Омска, Улан-Батора, США и др. Юрий Мандаганов успешно работает не только в технике флорентийская мозаика, но и в области графики, скульптуры и инсталляции.
Высокая награда
Недавно стало известно, что Юрий Мандаганов награжден «Медалью ордена за заслуги перед Отечеством 2-ой степени». Мы поинтересовались у мастера, над какими проектами он сейчас трудится и как он отреагировал на столь высокую награду.
Осваивать экзотичную технику Юрий Мандаганов начал 30 лет назад. Тогда, да и сейчас выбор был необычен для окружающих, многие интересовались и интересуются до сих пор, почему выбор пал именно на флорентийскую мозаику. Для нашего региона техника необычная и занимаются ею в нашей стране единицы. Многие удивляются, как такое нехарактерное для Бурятии мастерство живет и процветает в республике.
Монументальные работы автора
Кроме того, что Юрий Мандаганов принимает активное участие в выставочной деятельности, он как художник монументалист осуществил эстетические решения в архитектурном пространстве. Флорентийская мозаика украшает входную часть здания Бурятского драматического театра им. Х. Намсараева — панно на тему «Истоки театра» (2011), а также вестибюль медицинского центра «Диамед» в Улан-Удэ — панно носит название «Материнство» (2012), витражи мастера украшают учебный корпус Восточно-Сибирского технологического института (1980), зимний сад Дворца пионеров (1981).
В данное время мастер трудится со своей командой над реконструкцией железнодорожного вокзала. В центральной части, а точнее в вестибюле будут созданы четыре панно на темы: Чайный путь, Мифы и легенды Байкала.
— Работать над панно на вокзале сложно, так как архитектура специфичная, здание построено в 30-50-ые годы. А как известно, монументальная живопись — это элемент архитектурного сооружения, гармонично вписывающееся в общий ансамбль здания. Данный проект выполнен институтом «Иркутскжелдорпроект», с ними мы прорабатываем детали. Панно займет 48 кв метров, — уточнил мастер.
Реконструкция железнодорожного вокзала — это масштабный и непростой проект, здание полностью реорганизуют. Панно Юрия Мандаганова станут центральными произведениями искусства, которые привлекут внимание и представят красоту самоцветов Байкальского региона.
Религиозно-просветительский проект
Сегодня мастер трудится над двумя проектами, второй — это тематический парк религиозного туризма «Арьяа Баала». Главенствующей скульптурой в парке будет божество буддийского пантеона, наиболее почитаемое в Бурятии Авалокитешвара «Владыка, взирающий» или Арьяа-Баала. Согласно легенде, Авалокитешвара некогда дал монашеский обет, с целью спасти всех живых существ от пут сансары. Монумент расположится в селе Санага Закаменского района. Место выбрано не случайно, недалеко от села Санага в местности Номтогол, что в переводе с бурятского языка означает — Долина Знаний, начал свою историю один их самых крупных буддийских храмовых комплексов Бурятии — Даша Пунцоглинг дацан.
— Глава Сангхи России Хамбо лама предложил мне создать очень ответственный и величественный рельеф, высотой 41 м. Это на склоне горы, технически очень сложный проект, который будет выполнен по устоявшимся канонам буддийского искусства. Мы над ним трудимся вот уже второй сезон. В планах использование современного композитного материала, а внутри рельеф будет полый. Так как у нас это комплекс, то мы продумываем каждый элемент проекта, — сказал Юрий Мандаганов.
Самое главное в работе мастера ...
Юрий Мандаганов тщательно и основательно подходит к своей работе. Перед началом рабочего дня воскуривает благовония, настраиваясь на нужный лад. Самое главное для автора — это создание соответствующей атмосферы, способствующей созданию из холодного камня — теплых и содержательных произведений.
— Я дружу с геологами, езжу на экспедиции по брошенным карьерам, а вообще у нас благодатный край — Бурятия. Привожу тонны камней, но что из них пойдет в дело — неизвестно. Геологи в своё время активно работали, всего много. Однажды, мне нужен был офиокальцит, который имеет лимонный цвет. Геологи дали мне наводку. Восемь раз ездил в Заиграевский район, нашел кое-как. У бурят почти не было традиции работы с камнем, — отметил Юрий Мандаганов.
Смотря на безупречное каменное полотно мастера создается ощущение, что оно сделано одним мановением руки, настолько произведение идеально и обладает легкостью и податливостью, зрителям остается лишь догадываться насколько сложно и трудоемко создать такую работу.
— Когда делаю работу всегда настроен на позитив, уверен в том, что делаю и придерживаюсь задуманной идее. Когда делаю эскиз просчитываю работу на 10 раз. Потому что сложно заменить деталь, цвет найти иногда просто невозможно, — отмечает художник.
— Камни имеют свою характеристику, одни мягкие, другие хрупкие, бывают вязкие, бывают с микротрещинами. Флорентийская мозаика тщательная и скрупулёзная, швы практически не должны быть видны. Если появляются трещины, приходится переделывать заново. В моей работе важна тщательность. И времени уходит много. Например, панно в Бурятском театре я делал около года. И то не один, а с командой. И да, у меня есть ученики, мы с ними работаем по 5-10 лет. Я руковожу процессом и бывает, что некоторые детали делаю сам.
Юрия Мандаганова часто спрашивают, возможно ли сделать копию панно, на что мастер ответил, что касается флорентийской мозаики, сделать это трудно из-за того, что каждые породы уникальны. Поэтому если Юрий Мандаганов и повторяет рисунок, то получается не копия, а вариант.
Мечта ...
Мечта мастера — создать панно, которое бы гармонично вписывалось бы в общую концепцию архитектурного замысла, и выглядело при этом как единое целое, в одном стилевом решении.
— Всю жизнь я был предан своему ремеслу, развивал его, верил в то, что когда-нибудь оно станет востребованным. Надеюсь, в будущем будет создана бурятская школа флорентийской мозаики, — сказал Юрий Мандаганов.
В заключении интервью Юрий Мандаганов вспомнил своё детство и посетовал на то, что в районах много талантливых детей, но к сожалению, мало учителей, которые бы организовали кружки по изобразительному искусству и ДПИ.
— Мастерить и рисовать я начал с малых лет, будучи учеником пятого класса. По наказу матери, осенью с двумя одноклассницами пошел записываться в кружок ИЗО, но стал посещать «Умелые руки». Прошел месяц мама спросила, что я нарисовал, а я тем временем лобзиком выпиливал. И все же мама меня перевела на кружок рисования. У меня были удивительные преподаватели. И это великое счастье учиться у них, постигать азы искусства. Сегодня столько талантливых детишек в районах, и в городе, но к сожалению, некому их учить. Это конечно, проблема, — заключил Юрий Мандаганов.❚
Фотографии Анны Огородник
Юрий Мандаганов
Юрий Мандаганов
Юрий Мандаганов является членом Союза художников России, удостоен звания «Народный художник Бурятии», «Заслуженный художник России», имеет благодарность Российской академии художеств, Лауреат Государственной премии Бурятии, в 2012 и 2016 годах награжден Золотой медалью союза художников России, медалью «И.И. Шувалова» «Российской академии художеств». О нем знают за пределами нашей страны. Работы автора находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственном музее Востока, музее Н.Фешина (США), в коллекции Владимира Путина, Сергея Миронова, Германа Грефа, Алексея Кудрина, главы российского императорского дома Марии Романовой, Роберта Турмана, экс-главы Монголии Элбэгдоржа и многих других.
На счету мастера более 30 персональных выставок, которые проходили во многих музеях Москвы, а также Томска, Новосибирска, Иркутска, Читы, Омска, Улан-Батора, США и др. Юрий Мандаганов успешно работает не только в технике флорентийская мозаика, но и в области графики, скульптуры и инсталляции.
Высокая награда
Недавно стало известно, что Юрий Мандаганов награжден «Медалью ордена за заслуги перед Отечеством 2-ой степени». Мы поинтересовались у мастера, над какими проектами он сейчас трудится и как он отреагировал на столь высокую награду.
Осваивать экзотичную технику Юрий Мандаганов начал 30 лет назад. Тогда, да и сейчас выбор был необычен для окружающих, многие интересовались и интересуются до сих пор, почему выбор пал именно на флорентийскую мозаику. Для нашего региона техника необычная и занимаются ею в нашей стране единицы. Многие удивляются, как такое нехарактерное для Бурятии мастерство живет и процветает в республике.
— Монументальная живопись, выполненная в технике флорентийская мозаика, конечно, удивительна для нашего региона. Но я всегда в глубине души верил, что когда-нибудь она станет известной и будет востребована. В советское время римская мозаика была популярна, это такие квадратики из глушеного цветного стекла, закрепленные на цементной основе. И витраж тоже популярен был, техника также относится к монументальной живописи, — уточнил Юрий Мандаганов.
На сегодня Юрий Мандаганов — это один из немногих мастеров в Сибири, который активно работает в технике флорентийской мозаики, сложной в исполнении, требующей личных вложений, множество усилий, знаний и практики. Техника считается самой трудоемкой, но самой роскошной. До сих пор в этом направлении трудится не так много мастеров, все от того, что это финансово затратное направление, для работы с камнем нужны инструменты и соответствующее помещение.
Монументальные работы автора
Кроме того, что Юрий Мандаганов принимает активное участие в выставочной деятельности, он как художник монументалист осуществил эстетические решения в архитектурном пространстве. Флорентийская мозаика украшает входную часть здания Бурятского драматического театра им. Х. Намсараева — панно на тему «Истоки театра» (2011), а также вестибюль медицинского центра «Диамед» в Улан-Удэ — панно носит название «Материнство» (2012), витражи мастера украшают учебный корпус Восточно-Сибирского технологического института (1980), зимний сад Дворца пионеров (1981).
В данное время мастер трудится со своей командой над реконструкцией железнодорожного вокзала. В центральной части, а точнее в вестибюле будут созданы четыре панно на темы: Чайный путь, Мифы и легенды Байкала.
— Работать над панно на вокзале сложно, так как архитектура специфичная, здание построено в 30-50-ые годы. А как известно, монументальная живопись — это элемент архитектурного сооружения, гармонично вписывающееся в общий ансамбль здания. Данный проект выполнен институтом «Иркутскжелдорпроект», с ними мы прорабатываем детали. Панно займет 48 кв метров, — уточнил мастер.
Реконструкция железнодорожного вокзала — это масштабный и непростой проект, здание полностью реорганизуют. Панно Юрия Мандаганова станут центральными произведениями искусства, которые привлекут внимание и представят красоту самоцветов Байкальского региона.
Религиозно-просветительский проект
Сегодня мастер трудится над двумя проектами, второй — это тематический парк религиозного туризма «Арьяа Баала». Главенствующей скульптурой в парке будет божество буддийского пантеона, наиболее почитаемое в Бурятии Авалокитешвара «Владыка, взирающий» или Арьяа-Баала. Согласно легенде, Авалокитешвара некогда дал монашеский обет, с целью спасти всех живых существ от пут сансары. Монумент расположится в селе Санага Закаменского района. Место выбрано не случайно, недалеко от села Санага в местности Номтогол, что в переводе с бурятского языка означает — Долина Знаний, начал свою историю один их самых крупных буддийских храмовых комплексов Бурятии — Даша Пунцоглинг дацан.
— Глава Сангхи России Хамбо лама предложил мне создать очень ответственный и величественный рельеф, высотой 41 м. Это на склоне горы, технически очень сложный проект, который будет выполнен по устоявшимся канонам буддийского искусства. Мы над ним трудимся вот уже второй сезон. В планах использование современного композитного материала, а внутри рельеф будет полый. Так как у нас это комплекс, то мы продумываем каждый элемент проекта, — сказал Юрий Мандаганов.
Самое главное в работе мастера ...
Юрий Мандаганов тщательно и основательно подходит к своей работе. Перед началом рабочего дня воскуривает благовония, настраиваясь на нужный лад. Самое главное для автора — это создание соответствующей атмосферы, способствующей созданию из холодного камня — теплых и содержательных произведений.
— Я дружу с геологами, езжу на экспедиции по брошенным карьерам, а вообще у нас благодатный край — Бурятия. Привожу тонны камней, но что из них пойдет в дело — неизвестно. Геологи в своё время активно работали, всего много. Однажды, мне нужен был офиокальцит, который имеет лимонный цвет. Геологи дали мне наводку. Восемь раз ездил в Заиграевский район, нашел кое-как. У бурят почти не было традиции работы с камнем, — отметил Юрий Мандаганов.
Смотря на безупречное каменное полотно мастера создается ощущение, что оно сделано одним мановением руки, настолько произведение идеально и обладает легкостью и податливостью, зрителям остается лишь догадываться насколько сложно и трудоемко создать такую работу.
— Когда делаю работу всегда настроен на позитив, уверен в том, что делаю и придерживаюсь задуманной идее. Когда делаю эскиз просчитываю работу на 10 раз. Потому что сложно заменить деталь, цвет найти иногда просто невозможно, — отмечает художник.
— Камни имеют свою характеристику, одни мягкие, другие хрупкие, бывают вязкие, бывают с микротрещинами. Флорентийская мозаика тщательная и скрупулёзная, швы практически не должны быть видны. Если появляются трещины, приходится переделывать заново. В моей работе важна тщательность. И времени уходит много. Например, панно в Бурятском театре я делал около года. И то не один, а с командой. И да, у меня есть ученики, мы с ними работаем по 5-10 лет. Я руковожу процессом и бывает, что некоторые детали делаю сам.
Юрия Мандаганова часто спрашивают, возможно ли сделать копию панно, на что мастер ответил, что касается флорентийской мозаики, сделать это трудно из-за того, что каждые породы уникальны. Поэтому если Юрий Мандаганов и повторяет рисунок, то получается не копия, а вариант.
Мечта ...
Мечта мастера — создать панно, которое бы гармонично вписывалось бы в общую концепцию архитектурного замысла, и выглядело при этом как единое целое, в одном стилевом решении.
— Всю жизнь я был предан своему ремеслу, развивал его, верил в то, что когда-нибудь оно станет востребованным. Надеюсь, в будущем будет создана бурятская школа флорентийской мозаики, — сказал Юрий Мандаганов.
Задумка из прошлого о флорентийской мозаике сбылась, благодаря мастеру об этой технике знают многие в Бурятии. Прошедшая два года назад в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова персональная выставка Юрия Мандаганова показала, что этот вид искусства вызывает интерес и любопытство у зрителей. Мероприятие стало большим культурным событием для региона.
В заключении интервью Юрий Мандаганов вспомнил своё детство и посетовал на то, что в районах много талантливых детей, но к сожалению, мало учителей, которые бы организовали кружки по изобразительному искусству и ДПИ.
— Мастерить и рисовать я начал с малых лет, будучи учеником пятого класса. По наказу матери, осенью с двумя одноклассницами пошел записываться в кружок ИЗО, но стал посещать «Умелые руки». Прошел месяц мама спросила, что я нарисовал, а я тем временем лобзиком выпиливал. И все же мама меня перевела на кружок рисования. У меня были удивительные преподаватели. И это великое счастье учиться у них, постигать азы искусства. Сегодня столько талантливых детишек в районах, и в городе, но к сожалению, некому их учить. Это конечно, проблема, — заключил Юрий Мандаганов.❚
Фотографии Анны Огородник