Музыка

Грани таланта

2 февраля 2023

4564

Светлой памяти моего учителя Олега Иосифовича Куницына

Грани таланта
Дорогой наш профессор, 
в торжественный день юбилея 
Разрешите восславить 
Ваш ум, Ваш талант и Ваш труд. 
Наш нижайший поклон Вам
За то, что себя не жалея, 
Вы бессменно в работе...
С каким нетерпением ждут
Ваши книги и мысли! 
Вы всё это нам отдаёте
Преисполнены верой,
Что всё, чем владеет душа,
Вы должны отдавать...
И Душа остаётся в полёте
Неизменного творчества, 
Дело святое верша.

Это стихотворение известная бурятская поэтесса Галина Чеботарёва посвятила Олегу Иосифовичу Куницыну. Оно написано в 2004 году в связи с его 70-летием. Думаю, под этим стихотворением могли бы подписаться многие поклонники таланта Куницына.



Олег Иосифович — удивительно разносторонняя личность. Музыковедение, музыкальная критика, педагогика и лирическая проза — вот важнейшие грани его таланта. Неутомимый и пытливый музыкальный исследователь, он является автором целого ряда научных трудов, многочисленных монографий о жизни и творчестве выдающихся деятелей музыкальной культуры. Они свидетельствуют об исключительной по широте эрудиции и представляют неоспоримо большую ценность для современного музыкознания.

 В поле зрения музыковеда находятся культура Востока и Запада, зарубежная и русская музыка, искусство прошлого и современности. Но, пожалуй, центральной темой его исследований является музыкальная культура Бурятии. Первое соприкосновение с бурятской национальной музыкой состоялось в 1963 году, когда его, студента Новосибирской консерватории, после окончания IV курса направили в Улан-Удэ для прохождения преддипломной практики. Здесь и возникла идея написания дипломной работы, посвящённой симфоническому творчеству одного из основоположников бурятской профессиональной музыки Б. Ямпилова. Она определит в дальнейшем главные научные ориентиры музыканта. С 1964 года, после успешного завершения учёбы, Куницын связывает свою жизнь с Бурятией. Здесь он, по существу, обретёт вторую родину, а Улан-Удэ станет дорогим, близким сердцу городом. Здесь, благодаря музыкальной одарённости, пытливости ума и исключительной работоспособности, в полной мере раскроется его разностороннее дарование.

Концентрация научных интересов вокруг проблем бурятской профессиональной музыки и интенсивная работа в этой почти неисследованной области позже по праву позволит назвать его основоположником бурятского музыковедения. В конце 1960-х годов выходит в свет первая книга Куницына «Музыка Советской Бурятии», а затем — целый ряд капитальных исследований: «Композиторы Бурятской АССР», «Музыкальный театр Бурятии», «Бурятская опера», монографии о жизни и творчестве композиторов: Б. Ямпилова, Ж. Батуева, Д. Аюшеева, В. Усовича; музыковеда Н. Угрюмова; исполнителей-мастеров бурятской оперной сцены: Б. Балдакова, Л. Линховоина, К. Базарсадаева, К. Гомбоевой-Языковой, Н. Кузьминой. Эти книги — результат кропотливого изучения материалов из фондов Бурятского оперного театра, Союза композиторов Бурятии, Министерства культуры республики, частных архивов музыкантов. Огромное значение, конечно же, имело личное знакомство с композиторами, режиссёрами-постановщиками, дирижёрами, исполнителями.

Сегодня можно смело утверждать, Олег Иосифович — самый авторитетный и информированный музыковед во всех вопросах, касающихся бурятской музыки. Важное значение в его исследовательской работе имела кандидатская диссертация, посвящённая проблеме формирования и развития оперного жанра в бурятском музыкальном искусстве, которая прошла успешную защиту в 1979 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания. Двадцать лет спустя, в 1999 году, вышло ещё одно капитальное исследование «Выразительные средства бурятской профессиональной музыки», которое получило высокую оценку известного московского музыковеда М. Д. Сабининой. 

С приезда в Улан-Удэ широко развернулась музыкально-критическая и просветительская деятельность Куницына. В своих работах он отразил практически все события музыкальной жизни республики. Диапазон тем и жанров огромен — это рецензии на театральные спектакли и концерты, статьи, рассматривающие важные вопросы музыкального творчества, исполнительства и образования, творческие портреты бурятских композиторов и исполнителей. О масштабах музыкально-критической деятельности Куницына можно судить по количеству опубликованных работ: в библиографическом указателе, посвящённом 75-летию со дня рождения О. И. Куницына, представлено более тысячи названий! В целом, музыкально-критические работы Куницына помогают получить яркое и многомерное представление о жизни Бурятии, о процессах, происходивших в музыкальном искусстве республики на протяжении почти 50-летнего периода. Недаром Олега Иосифовича называют «летописцем бурятской музыки». Цель его научной и просветительской деятельности — сохранить для потомков память о музыкальном наследии бурятского народа. 

Энциклопедическая образованность, знание культурного наследия прошлого позволяли Куницыну обращаться к разным темам в исследовательской деятельности. Одно из главных его пристрастий связано с именем А. К. Глазунова. Любовь к музыке великого русского композитора и интерес к обстоятельствам его жизни он унаследовал от матери Марии Ильиничны Куницыной (горный инженер по профессии, она очень любила музыку и пыталась в сыне реализовать свои неосуществлённые мечты). Однако, помимо восхищения музыкой Глазунова и осознания той роли, какую он сыграл в развитии одного из сложнейших периодов русской музыкальной культуры, были и другие объективные причины, объясняющие интерес Олега Иосифовича к творчеству композитора, но о них он предпочитал не распространяться. Ещё в годы учёбы в музыкальном училище и много позже, рассматривая фотографии моего учителя и портрет молодого Глазунова кисти И. Е. Репина и поздние фотографии композитора, я обращала внимание на их внешнее сходство и однажды осмелилась задать по этому поводу вопрос. Сегодня, я думаю, можно раскрыть тайну и сказать, что Олег Иосифович, состоял в близких родственных отношениях с великим классиком (по материнской линии), но афишировать этот факт он не стремился.
Жизнь и творчество Глазунова на долгие годы стали темой едва ли не каждодневных раздумий учёного. Итогом его исканий явилось издание фундаментальной монографии. Выходу её в свет предшествовала громадная подготовительная работа: длительное собирание материалов (к тому времени Олег Иосифович являлся счастливым обладателем очень редких ныне изданий произведений композитора), тщательное изучение его музыкального наследия, публикации статей и путеводителей по его балетам и инструментальным концертам. Поставив цель «воссоздать духовный мир композитора», его «звукосозерцание», Куницын стремился раскрыть его путь на широком фоне музыкальной жизни той эпохи, в окружении родных и друзей. Основанная на документальных источниках (письмах, интервью, воспоминаниях), книга отличается достоверностью и представляет большой интерес для читателей. Об этом можно судить по их многочисленным восторженным откликам. 

Среди других увлечений Куницына в музыке — Бах, Дебюсси, Стравинский... В 2009 году издана новая книга Олега Иосифовича «Инвенции и Симфонии Иоганна Себастьяна Баха», в которой автор стремится раскрыть величие и масштаб созданного немецким гением через призму личного восприятия. Это не теоретическое исследование. Одно из известных произведений Баха, именуемое «Инвенциями и Симфониями», послужило поводом для размышлений не только о творчестве композитора, но и о судьбе, и роли музыки, глубокой и серьёзной, в современной жизни. Смысл книги заключается в том, что она заставляет задуматься о вечных нравственных ценностях, об идеалах, художественных и человеческих. Каждой главе предпосланы стихотворные строки поэтов прошлого и современности, сумевших высоким поэтическим слогом выразить свое благоговение и восхищение красотой и мудростью баховской музыки. 

Музыка и поэзия в жизни и творческой деятельности Олега Иосифовича всегда шагали рядом. Он прекрасно знал и любил поэзию. Благодаря феноменальной памяти, многое помнил наизусть. Больше десяти лет музыкант вёл рубрику «Поэтическая антология» на страницах газеты «Бурятия». Печатая удивительные по разнообразию тематики и глубине мыслей подборки стихотворений о дружбе и любви, об искусстве и природе, о вечном — о жизни и смерти, он открывал читателям малоизвестные имена и заставлял вспомнить великих классиков. 

Ещё одна грань дарования Олега Иосифовича связана с литературным поприщем. Его повести и рассказы покоряют читателей блеском литературного изложения, выразительностью языка, тонкостью и глубиной жизненных наблюдений. Они помогают составить комплексное представление о личности музыканта и литератора. В 2003 году вышла книга Куницына, в которую вошли четыре повести, семь рассказов и около сорока миниатюр. Неслучайно названием сборника послужила маленькая лирическая повесть «Последнее лето в Аршане» — это дорогое воспоминание о Гале Отрадновой, жене музыканта. Проникнутая острым, щемящим до пронзительности чувством безвозвратной потери и расставания с любимой женщиной, она потрясает искренностью, исповедальностью тона. Здесь сердце обнажено до предела и каждой клеточкой своей кричит о боли... И многие другие литературные произведения Олега Иосифовича несут в себе черты автобиографичности. Так, цикл «Частицы бытия», состоящий из более 50-ти миниатюр (многие из них публиковались ранее в журналах и газетах), раскрывает тонкий внутренний мир писателя-музыканта. В каждой из них — мгновения его жизни и частица его души. «Давно не приходилось читать в нашей прозе подобные произведения, где бы язык <...> был бы так безупречен, так по-настоящему интеллигентен, выразителен. Это скорее язык поэта, нежели писателя», — отмечала в своём отклике на издание книги поэтесса и прозаик С. Захарова. 
Природа одарила Куницына чувством юмора, лёгкого и утончённого, без какой-либо тени сарказма, юмора, который во всём своем блеске и неповторимости раскрылся в литературных опусах. Олег Иосифович любил пошутить. Подметив смешное, спешил запечатлеть в памяти. С этой целью давно, ещё с начала своей работы в музыкальном училище, он стал записывать курьёзные моменты, случавшиеся при ответах учеников на уроках музыкальной литературы, а потом и комические сценки, наблюдаемые в быту. Эти записи легли в основу сборника сатирических рассказов, фельетонов, юморесок «Симфонический синдром кота Василия».




Олег Иосифович — превосходный педагог и мудрый наставник. За годы работы в Улан-Удэнском музыкальном училище (с 1963 по 1975 гг.) он подготовил более 50-ти студентов-теоретиков. С 1975 года в течение более 20-ти лет Куницын преподавал в Восточно-Сибирском государственном институте культуры. Для нас, учеников (автор этой статьи училась в классе О. И. Куницына на теоретико-композиторском отделении Улан-Удэнского музыкального училища с 1971 по 1975 гг.), он всегда был эталоном высокого профессионализма. Отличный музыкант и всесторонне образованный человек, он производил неизгладимое впечатление. Удивлял колоссальными познаниями в вопросах истории и теории музыки, музыкальной эстетики, живописи, театра и, конечно, литературы и поэзии. Он рассматривал любые явления не изолированно, а в тесной связи со смежными видами искусств, использовал приемы интересных параллелей и ассоциаций. Такой подлинно комплексный подход, свойственный в целом системе Куницына, способствовал в большой степени формированию качеств, необходимых для музыканта-теоретика. Стоит ли говорить, как умения и навыки, приобретённые в его классе, помогали начинающим музыкантам успешно продолжать свой путь в искусстве и добиваться своих высот профессионального мастерства!

К ученикам Олег Иосифович относился с уважением. Я не помню случая, когда бы наш учитель повысил голос, открыто выразил негодование или раздражение. В любых ситуациях он сохранял доброжелательность, терпимость, чувство такта и лишь изредка с присущим ему тонким юмором позволял себе слегка поиронизировать над недостатками особо нерадивых студентов. Вместе с тем, необычайная деликатность и внешняя мягкость характера не мешали ему проявлять удивительную стойкость убеждений. 

Объектом его пристального внимания всегда были ученики-теоретики. Он активно привлекал их к научной работе, стремился привить интерес к исследовательской и музыкально-критической деятельности, особенно в сфере бурятской музыки. Он, я думаю, осознавал необходимость создания своей музыковедческой школы в республике и умело ориентировал учеников в их научных интересах. 

Надо отметить, что его педагогическая работа всегда органично сочеталась с научной. Поскольку главные темы его исследований были связаны с бурятской профессиональной музыкой, то весьма закономерным стало появление разработанного им авторского курса «Бурятская музыкальная литература» (теперь этот предмет входит в число обязательных дисциплин в Детских школах искусств республики и Колледже искусств им. П.И. Чайковского), а вслед за ним выпуск целого ряда учебно-методических пособий. Значение их неоспоримо: уже не одно поколение музыкантов приобретает знания, изучая эти пособия. 

В своей педагогической деятельности я, как и многие музыканты, опираюсь на его труды, которые помогают получить яркое и многомерное представление о процессах, происходивших в музыкальном искусстве прошлого и современности, музыкальной культуре Запада и Востока. Я рекомендую студентам знакомиться с его повестями и рассказами, которые покоряют читателей выразительностью языка, тонкостью и глубиной жизненных наблюдений. Свои первые лекции по бурятской музыкальной литературе я всегда начинаю с рассказа о «летописце бурятской музыки». C нескрываемой гордостью я произношу имя Олега Иосифовича — Учителя, сумевшего заложить основы знаний, умений и навыков и определить судьбу многих своих учеников.

* * * * *
Основой всей жизни Куницына являлся труд, неустанный и кропотливый. На мой вопрос: «Удалось ли вам в полной мере реализовать свои замыслы?», Олег Иосифович, помню, привёл слова одного из своих любимых писателей К. Паустовского: «Каждому из нас суждено сделать лишь десятую часть из того, что мы, в принципе, могли бы сделать. И с этим приходится примириться». 

Летом 2022 года Олега Иосифовича не стало... В последние годы, несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, он много работал и благодарил судьбу за возможность продолжения творческой деятельности. «С возрастом всё больше понимаешь, что самая большая ценность — сама жизнь. Просто существование в мире ценно само по себе. Главная мудрость, которую мы обретаем, — это жить в гармонии с самим собой и окружающим миром: с природой, с людьми...» — говорил Олег Иосифович. Осознание этой истины помогало ему жить и работать.

К сожалению, остались неосуществлёнными его замыслы. Своеобразным итогом его жизни должны были стать давно задуманные им книги «Заметки музыкального критика» и «Занимательное музыковедение»... 

Другие статьи автора

Нааданууд

1528

Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд

Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ

Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон

1624

Гунга Чимитовай 100 жэлэй ойдо

Буряад арадай элитэ уран зохёолшо, ирагуу найруулагша Гунга Гомбоевич Чимитовай бүхы зохёолнууд буряадай уран зохёолой мүнхэ һарьдагуудай тоодо орохоороол оронхой. Тэрэнэй ном бүхэниинь уһан торгон уран буряад хэлэнэй үндэр жэшээ, алтан жаса

Уралиг

1724

Сэлэнгын хабсагай шулуунда Сагаан үбгэнэй дүрсэ олдобо

Бууралхан Буряадаймнай хангай дайдын таабаринь дундаршагүй, үе-үе болоод лэ байгаалиһаа тодорһон гү, али нэгэ эртэ урдын сагта хүнэй гараар бүтээгдэһэншье түүхэ шажанда хабаатай шухаг зүйлнүүд олдоод лэ байдаг: шулуун дээрэ өөрөө гараһан Аранжин маани, Янжима бурханай дүрсэ, Алтан сэргэ, хабсагай шулуунууд дээрэхи эртэ урдын зурагууд, бэшэгүүд гэхэ мэтэ

Смотрите также

Музыка

1503

Певец народа

15 мая года исполнилось бы 85 лет со дня рождения Дугаржапа Цыреновича Дашиева (1939-2003 гг.), выдающегося оперного певца, народного артиста СССР, лауреата Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки, солиста Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова.

Музыка

38961

Опыт возрождения бурятских традиционных музыкальных инструментов сууха хуура и суура

Доржиева Виндарья Ринчин-Нимбуевна — известный общественный деятель, автор и организатор проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов»