Музыка

Грани таланта

2 февраля 2023

2837

Светлой памяти моего учителя Олега Иосифовича Куницына

Грани таланта
Дорогой наш профессор, 
в торжественный день юбилея 
Разрешите восславить 
Ваш ум, Ваш талант и Ваш труд. 
Наш нижайший поклон Вам
За то, что себя не жалея, 
Вы бессменно в работе...
С каким нетерпением ждут
Ваши книги и мысли! 
Вы всё это нам отдаёте
Преисполнены верой,
Что всё, чем владеет душа,
Вы должны отдавать...
И Душа остаётся в полёте
Неизменного творчества, 
Дело святое верша.

Это стихотворение известная бурятская поэтесса Галина Чеботарёва посвятила Олегу Иосифовичу Куницыну. Оно написано в 2004 году в связи с его 70-летием. Думаю, под этим стихотворением могли бы подписаться многие поклонники таланта Куницына.



Олег Иосифович — удивительно разносторонняя личность. Музыковедение, музыкальная критика, педагогика и лирическая проза — вот важнейшие грани его таланта. Неутомимый и пытливый музыкальный исследователь, он является автором целого ряда научных трудов, многочисленных монографий о жизни и творчестве выдающихся деятелей музыкальной культуры. Они свидетельствуют об исключительной по широте эрудиции и представляют неоспоримо большую ценность для современного музыкознания.

 В поле зрения музыковеда находятся культура Востока и Запада, зарубежная и русская музыка, искусство прошлого и современности. Но, пожалуй, центральной темой его исследований является музыкальная культура Бурятии. Первое соприкосновение с бурятской национальной музыкой состоялось в 1963 году, когда его, студента Новосибирской консерватории, после окончания IV курса направили в Улан-Удэ для прохождения преддипломной практики. Здесь и возникла идея написания дипломной работы, посвящённой симфоническому творчеству одного из основоположников бурятской профессиональной музыки Б. Ямпилова. Она определит в дальнейшем главные научные ориентиры музыканта. С 1964 года, после успешного завершения учёбы, Куницын связывает свою жизнь с Бурятией. Здесь он, по существу, обретёт вторую родину, а Улан-Удэ станет дорогим, близким сердцу городом. Здесь, благодаря музыкальной одарённости, пытливости ума и исключительной работоспособности, в полной мере раскроется его разностороннее дарование.

Концентрация научных интересов вокруг проблем бурятской профессиональной музыки и интенсивная работа в этой почти неисследованной области позже по праву позволит назвать его основоположником бурятского музыковедения. В конце 1960-х годов выходит в свет первая книга Куницына «Музыка Советской Бурятии», а затем — целый ряд капитальных исследований: «Композиторы Бурятской АССР», «Музыкальный театр Бурятии», «Бурятская опера», монографии о жизни и творчестве композиторов: Б. Ямпилова, Ж. Батуева, Д. Аюшеева, В. Усовича; музыковеда Н. Угрюмова; исполнителей-мастеров бурятской оперной сцены: Б. Балдакова, Л. Линховоина, К. Базарсадаева, К. Гомбоевой-Языковой, Н. Кузьминой. Эти книги — результат кропотливого изучения материалов из фондов Бурятского оперного театра, Союза композиторов Бурятии, Министерства культуры республики, частных архивов музыкантов. Огромное значение, конечно же, имело личное знакомство с композиторами, режиссёрами-постановщиками, дирижёрами, исполнителями.

Сегодня можно смело утверждать, Олег Иосифович — самый авторитетный и информированный музыковед во всех вопросах, касающихся бурятской музыки. Важное значение в его исследовательской работе имела кандидатская диссертация, посвящённая проблеме формирования и развития оперного жанра в бурятском музыкальном искусстве, которая прошла успешную защиту в 1979 году во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания. Двадцать лет спустя, в 1999 году, вышло ещё одно капитальное исследование «Выразительные средства бурятской профессиональной музыки», которое получило высокую оценку известного московского музыковеда М. Д. Сабининой. 

С приезда в Улан-Удэ широко развернулась музыкально-критическая и просветительская деятельность Куницына. В своих работах он отразил практически все события музыкальной жизни республики. Диапазон тем и жанров огромен — это рецензии на театральные спектакли и концерты, статьи, рассматривающие важные вопросы музыкального творчества, исполнительства и образования, творческие портреты бурятских композиторов и исполнителей. О масштабах музыкально-критической деятельности Куницына можно судить по количеству опубликованных работ: в библиографическом указателе, посвящённом 75-летию со дня рождения О. И. Куницына, представлено более тысячи названий! В целом, музыкально-критические работы Куницына помогают получить яркое и многомерное представление о жизни Бурятии, о процессах, происходивших в музыкальном искусстве республики на протяжении почти 50-летнего периода. Недаром Олега Иосифовича называют «летописцем бурятской музыки». Цель его научной и просветительской деятельности — сохранить для потомков память о музыкальном наследии бурятского народа. 

Энциклопедическая образованность, знание культурного наследия прошлого позволяли Куницыну обращаться к разным темам в исследовательской деятельности. Одно из главных его пристрастий связано с именем А. К. Глазунова. Любовь к музыке великого русского композитора и интерес к обстоятельствам его жизни он унаследовал от матери Марии Ильиничны Куницыной (горный инженер по профессии, она очень любила музыку и пыталась в сыне реализовать свои неосуществлённые мечты). Однако, помимо восхищения музыкой Глазунова и осознания той роли, какую он сыграл в развитии одного из сложнейших периодов русской музыкальной культуры, были и другие объективные причины, объясняющие интерес Олега Иосифовича к творчеству композитора, но о них он предпочитал не распространяться. Ещё в годы учёбы в музыкальном училище и много позже, рассматривая фотографии моего учителя и портрет молодого Глазунова кисти И. Е. Репина и поздние фотографии композитора, я обращала внимание на их внешнее сходство и однажды осмелилась задать по этому поводу вопрос. Сегодня, я думаю, можно раскрыть тайну и сказать, что Олег Иосифович, состоял в близких родственных отношениях с великим классиком (по материнской линии), но афишировать этот факт он не стремился.
Жизнь и творчество Глазунова на долгие годы стали темой едва ли не каждодневных раздумий учёного. Итогом его исканий явилось издание фундаментальной монографии. Выходу её в свет предшествовала громадная подготовительная работа: длительное собирание материалов (к тому времени Олег Иосифович являлся счастливым обладателем очень редких ныне изданий произведений композитора), тщательное изучение его музыкального наследия, публикации статей и путеводителей по его балетам и инструментальным концертам. Поставив цель «воссоздать духовный мир композитора», его «звукосозерцание», Куницын стремился раскрыть его путь на широком фоне музыкальной жизни той эпохи, в окружении родных и друзей. Основанная на документальных источниках (письмах, интервью, воспоминаниях), книга отличается достоверностью и представляет большой интерес для читателей. Об этом можно судить по их многочисленным восторженным откликам. 

Среди других увлечений Куницына в музыке — Бах, Дебюсси, Стравинский... В 2009 году издана новая книга Олега Иосифовича «Инвенции и Симфонии Иоганна Себастьяна Баха», в которой автор стремится раскрыть величие и масштаб созданного немецким гением через призму личного восприятия. Это не теоретическое исследование. Одно из известных произведений Баха, именуемое «Инвенциями и Симфониями», послужило поводом для размышлений не только о творчестве композитора, но и о судьбе, и роли музыки, глубокой и серьёзной, в современной жизни. Смысл книги заключается в том, что она заставляет задуматься о вечных нравственных ценностях, об идеалах, художественных и человеческих. Каждой главе предпосланы стихотворные строки поэтов прошлого и современности, сумевших высоким поэтическим слогом выразить свое благоговение и восхищение красотой и мудростью баховской музыки. 

Музыка и поэзия в жизни и творческой деятельности Олега Иосифовича всегда шагали рядом. Он прекрасно знал и любил поэзию. Благодаря феноменальной памяти, многое помнил наизусть. Больше десяти лет музыкант вёл рубрику «Поэтическая антология» на страницах газеты «Бурятия». Печатая удивительные по разнообразию тематики и глубине мыслей подборки стихотворений о дружбе и любви, об искусстве и природе, о вечном — о жизни и смерти, он открывал читателям малоизвестные имена и заставлял вспомнить великих классиков. 

Ещё одна грань дарования Олега Иосифовича связана с литературным поприщем. Его повести и рассказы покоряют читателей блеском литературного изложения, выразительностью языка, тонкостью и глубиной жизненных наблюдений. Они помогают составить комплексное представление о личности музыканта и литератора. В 2003 году вышла книга Куницына, в которую вошли четыре повести, семь рассказов и около сорока миниатюр. Неслучайно названием сборника послужила маленькая лирическая повесть «Последнее лето в Аршане» — это дорогое воспоминание о Гале Отрадновой, жене музыканта. Проникнутая острым, щемящим до пронзительности чувством безвозвратной потери и расставания с любимой женщиной, она потрясает искренностью, исповедальностью тона. Здесь сердце обнажено до предела и каждой клеточкой своей кричит о боли... И многие другие литературные произведения Олега Иосифовича несут в себе черты автобиографичности. Так, цикл «Частицы бытия», состоящий из более 50-ти миниатюр (многие из них публиковались ранее в журналах и газетах), раскрывает тонкий внутренний мир писателя-музыканта. В каждой из них — мгновения его жизни и частица его души. «Давно не приходилось читать в нашей прозе подобные произведения, где бы язык <...> был бы так безупречен, так по-настоящему интеллигентен, выразителен. Это скорее язык поэта, нежели писателя», — отмечала в своём отклике на издание книги поэтесса и прозаик С. Захарова. 
Природа одарила Куницына чувством юмора, лёгкого и утончённого, без какой-либо тени сарказма, юмора, который во всём своем блеске и неповторимости раскрылся в литературных опусах. Олег Иосифович любил пошутить. Подметив смешное, спешил запечатлеть в памяти. С этой целью давно, ещё с начала своей работы в музыкальном училище, он стал записывать курьёзные моменты, случавшиеся при ответах учеников на уроках музыкальной литературы, а потом и комические сценки, наблюдаемые в быту. Эти записи легли в основу сборника сатирических рассказов, фельетонов, юморесок «Симфонический синдром кота Василия».




Олег Иосифович — превосходный педагог и мудрый наставник. За годы работы в Улан-Удэнском музыкальном училище (с 1963 по 1975 гг.) он подготовил более 50-ти студентов-теоретиков. С 1975 года в течение более 20-ти лет Куницын преподавал в Восточно-Сибирском государственном институте культуры. Для нас, учеников (автор этой статьи училась в классе О. И. Куницына на теоретико-композиторском отделении Улан-Удэнского музыкального училища с 1971 по 1975 гг.), он всегда был эталоном высокого профессионализма. Отличный музыкант и всесторонне образованный человек, он производил неизгладимое впечатление. Удивлял колоссальными познаниями в вопросах истории и теории музыки, музыкальной эстетики, живописи, театра и, конечно, литературы и поэзии. Он рассматривал любые явления не изолированно, а в тесной связи со смежными видами искусств, использовал приемы интересных параллелей и ассоциаций. Такой подлинно комплексный подход, свойственный в целом системе Куницына, способствовал в большой степени формированию качеств, необходимых для музыканта-теоретика. Стоит ли говорить, как умения и навыки, приобретённые в его классе, помогали начинающим музыкантам успешно продолжать свой путь в искусстве и добиваться своих высот профессионального мастерства!

К ученикам Олег Иосифович относился с уважением. Я не помню случая, когда бы наш учитель повысил голос, открыто выразил негодование или раздражение. В любых ситуациях он сохранял доброжелательность, терпимость, чувство такта и лишь изредка с присущим ему тонким юмором позволял себе слегка поиронизировать над недостатками особо нерадивых студентов. Вместе с тем, необычайная деликатность и внешняя мягкость характера не мешали ему проявлять удивительную стойкость убеждений. 

Объектом его пристального внимания всегда были ученики-теоретики. Он активно привлекал их к научной работе, стремился привить интерес к исследовательской и музыкально-критической деятельности, особенно в сфере бурятской музыки. Он, я думаю, осознавал необходимость создания своей музыковедческой школы в республике и умело ориентировал учеников в их научных интересах. 

Надо отметить, что его педагогическая работа всегда органично сочеталась с научной. Поскольку главные темы его исследований были связаны с бурятской профессиональной музыкой, то весьма закономерным стало появление разработанного им авторского курса «Бурятская музыкальная литература» (теперь этот предмет входит в число обязательных дисциплин в Детских школах искусств республики и Колледже искусств им. П.И. Чайковского), а вслед за ним выпуск целого ряда учебно-методических пособий. Значение их неоспоримо: уже не одно поколение музыкантов приобретает знания, изучая эти пособия. 

В своей педагогической деятельности я, как и многие музыканты, опираюсь на его труды, которые помогают получить яркое и многомерное представление о процессах, происходивших в музыкальном искусстве прошлого и современности, музыкальной культуре Запада и Востока. Я рекомендую студентам знакомиться с его повестями и рассказами, которые покоряют читателей выразительностью языка, тонкостью и глубиной жизненных наблюдений. Свои первые лекции по бурятской музыкальной литературе я всегда начинаю с рассказа о «летописце бурятской музыки». C нескрываемой гордостью я произношу имя Олега Иосифовича — Учителя, сумевшего заложить основы знаний, умений и навыков и определить судьбу многих своих учеников.

* * * * *
Основой всей жизни Куницына являлся труд, неустанный и кропотливый. На мой вопрос: «Удалось ли вам в полной мере реализовать свои замыслы?», Олег Иосифович, помню, привёл слова одного из своих любимых писателей К. Паустовского: «Каждому из нас суждено сделать лишь десятую часть из того, что мы, в принципе, могли бы сделать. И с этим приходится примириться». 

Летом 2022 года Олега Иосифовича не стало... В последние годы, несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, он много работал и благодарил судьбу за возможность продолжения творческой деятельности. «С возрастом всё больше понимаешь, что самая большая ценность — сама жизнь. Просто существование в мире ценно само по себе. Главная мудрость, которую мы обретаем, — это жить в гармонии с самим собой и окружающим миром: с природой, с людьми...» — говорил Олег Иосифович. Осознание этой истины помогало ему жить и работать.

К сожалению, остались неосуществлёнными его замыслы. Своеобразным итогом его жизни должны были стать давно задуманные им книги «Заметки музыкального критика» и «Занимательное музыковедение»... 

Музыка

4330

Опыт возрождения бурятских традиционных музыкальных инструментов сууха хуура и суура

Доржиева Виндарья Ринчин-Нимбуевна — известный общественный деятель, автор и организатор проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов»

Музыка

1679

Мелодия длиной в жизнь

«Сэлэнгэ», «Ага нютагни», «Замай дуун», «Уулзатараа, нютагни», «Туруушын дуран», "Дуран тухай«...Это лишь самые известные из 400 песен, музыку к которым написал Базыр Цырендашиев. Его творения уходили в народ с первого исполнения, настолько яркими и в то же время легко запоминающимися были мелодии.