
Венец Намдакова
Но так было не всегда. Многие в Бурятии помнят ту Намгар Лхасаранову, которая пела эстрадные песни на бурятском языке в европейском платье с короткой стрижкой. Но однажды обомлевшим зрителям явился совершенно новый образ, в котором гармонично сложилось все — внешность, голос и музыка. Девушка, изящная, словно бронзовая статуэтка Даши Намдакова, выходила на сцену, извлекая звенящие звуки из инструмента со странным названием ятаг. Голосом, похожим на зов иных миров, она звала за собой изумленных зрителей. К ее образу, действительно, приложил руку известный бурятский скульптор. Именно по подобию сделанной им куклы, сестры и брат Даши Намдакова смастерили для Намгар головной убор, ставший ее фирменным украшением. Стилизованные в монгольском стиле «косицы» необычайно пошли певице, а ведь когда-то...
Про косицы
Намгар Лхасаранова выросла в семье чабанов в Агинском районе в селе Кункур. Шестеро детей жили с бабушкой, пока родители пасли скот на гурту. Самым голосистым в семье был отец, которому в юности прочили певческую карьеру. Однако, после войны нужно было кормить семью. Выбор этот отец Намгар принял смиренно, никогда в жизни, не пожалев о том, что ему не досталось певческой славы. Зато выступление солистки ансамбля «Байкал» Даримы Дугдановой, увиденное 15 —летней Намгар, стало началом мечты о сцене и славе. Заплетя косицы и собрав волю в кулак, юная Намгар решила ехать в Улан-Удэ. На прослушивание в Музыкальное училище она пришла за новой жизнью.
— Поступать на вокальное отделение собрались только деревенские девицы — дикие совершенно, но с амбициями, — вспоминает Намгар. — Я смогла взять лишь одну октаву и меня не приняли, посоветовав подучиться. Мир рухнул. Возвращаться в деревенскую глушь снова ходить за скотом казалось совершенно невыносимым, а упросить преподавателей смилостивиться — абсолютно невозможным.
Удрученная поражением, Намгар брела по коридору, когда навстречу ей вышел известный педагог Аюши Арсаланов. «Пойдешь играть на ятаге? — спросил он и добавил: «И будешь еще петь». Так потом и вышло. Но тогда, впервые посмотрев на инструмент, Намгар согласилась — это было лучше, чем ехать в деревню к коровам. Уже через года два она играла в оркестре, овладев инструментом с нуля.
Так началась ее новая жизнь.

Про город
— Мне так нравился город, его архитектура и характер — совсем другой, чем сейчас! — вспоминает она. Теперь, по мнению певицы, объездившей весь свет, ее любимый город потерял свое лицо за вывесками рекламы.
В красивой Самаре, где они недавно выступали, улицу Ленина сохранили в том виде, в котором она была и в Улан-Удэ — с тополями вдоль тротуаров. По этой улице Аюша Арсаланов когда-то вел Намгар устраиваться в филармонию в популярный эстрадно-хореографический ансамбль «Селенга».
— Это был известный ансамбль, эстрадные танцы для него ставили в Ленинграде, все были одеты в красивые стилизованные костюмы. А какие там танцевали красотки — выпускницы хореографического училища! И я пришла — мелкая, деревенская, — смеется Намгар. — Меня взяли туда солисткой. Приняли неплохо, обижать не стали, но проверяли, что я умею.
Про встречу
Там их и свела судьба. Евгений был настоящей противоположностью — вырос в городе, играл на бас-гитаре, ходил в модных очках-«капельках» с бесшабашно кудрявой головой, был свободен как ветер и мало знал о бурятской музыке. На танцплощадках он с коллегами играл запрещенную западную рок-музыку, и молодежи это очень нравилось. И вот, на гастролях в Усть-Орде красавец-гитарист вдруг предложил Намгар сходить на танцы. Принаряженная, она ждала его у входа, но Евгений так и не пришел. Теперь, когда она вспоминает об этом, он выразительно молчит.
— Она была необычная — вела себя скромно и с достоинством. У нее были хорошие манеры, воспитание — чувствовалось, что она искренняя и настоящая, все у нее было от души, — вспоминает Евгений и признается:
— Мне вообще ничего в жизни не подходит, кроме бурятского менталитета. В нем есть свобода и демократичность. Да, ты должен соблюдать какие-то правила, но ты, все-равно, свободный человек.
Про разлуку
Когда они стали парой, Намгар было 20 лет, а Евгению — 24. В кинотеатр они заходили порознь — так просила Намгар. Межнациональные пары в ту пору привлекали внимание. Но долго шила в мешке было не утаить, и вскоре, увлекшейся эстрадой изящной ятагистке, пришлось вернуться к родителям в агинскую степь. Мелодии эстрады неожиданно стихли для нее. А Евгений, оставшийся на перроне смотреть вслед уходящему поезду с любимой, как ни странно, вознамерился ждать.
—Ты любил меня, что ли? — в шутку спрашивает Намгар. Год разлуки и зашифрованных разговоров по телефону, прошел в томлениях, пока однажды не пришла телеграмма: «Намгар, срочно явитесь для выступления. Директор филармонии Кулагина». Отправил телеграмму Евгений, но Намгар, поверив, отпросилась у родителей в Улан-Удэ.
Про КГБ
...Обратно в Агу они вернулись вместе. И Евгений остался жить на степной стоянке. В нескольких километрах от них на своих стоянках сидели чабаны, от скуки посматривавшие за молодыми в бинокль. Каждый день рафинированный музыкант Евгений ходил на пригорок собирать окурки за другим чабаном — время было тяжелое, сигарет не было. Доходя до места, он крутил самокрутку, курил и уходил обратно. «Слушай, твой зять работает в КГБ,» — передали отцу Намгар, присматривавшие за молодыми сквозь степь, соседи-чабаны, которым показались странными ежедневные манипуляции Евгения в поле. А тот, тем временем, научился доить, запрягать лошадь, чистить загон, заниматься заготовкой сена.
— Мне очень нравилось. Это была хорошая школа, — говорит Евгений о том времени. По словам Намгар, ее муж — человек — одиночка, ни разу не примкнувший ни к одному сообществу. Пожалуй, она — единственный человек, общество которого он захотел разделить.
Про силу двоих
Живя в степи, музыку они не оставили. Когда родился сын Тимур, вернулись в Улан-Удэ. Вместе с друзьями открыли эстрадную студию «Тунгэри» и два года гастролировали по деревням. Решив начать свой проект, Евгений вложил все деньги от продажи квартиры своей бабушки в концерт в Оперном. Им повезло — народ буквально ломился в двери театра. На вопрос, откуда бралась вера в себя, Намгар отвечает:
— Мне кажется, кто-то внутри всегда подсказывал мне, на что я способна. И еще... Я знала многих талантливых людей, которые сломались на полпути потому, что были одни. Быт ломает человека, причем не только в России — музыкантам несладко живется и заграницей. Нам повезло, что мы делали все вдвоем. И делали то, что нам нравилось.
Про Арика
Она называет это деревенской хваткой — умение выживать и добиваться своего.
— Направление от республики в эстрадно-джазовый колледж им.Гнесиных положило конец моим терзаниям по поводу недостатка образования. Уезжая из Бурятии в Москву Намгар собиралсь и дальше петь эстрадную музыку, но все пошло иначе.
— Нам повезло встретить в своей жизни композитора, продюсера культовой группы «Квартал» Артура Пилявина. «Москва-Река-Этно» — так называлась передача, которую Артур вел на телевидении. Он интересовался традиционными культурами тогда, когда это было мало кому интересно.
Именно он сказал: «Намгар, у тебя народный голос. Пой свои бурятские песни». — Деликатно он переориентировал нас с эстрады на этномузыку и работал с нами бескорыстно...В 2002 году Арика не стало, для нас это стало шоком, — вспоминает Намгар.
— Он погиб в автокатастрофе. Мы в тот момент как раз начали записывать наш первый альбом. Он был уникальным, красивым человеком... Его нет с нами много лет, а мы до сих пор удивляемся, как он сумел изменить нашу жизнь, в совершенно светлую сторону.
Именно Пилявин открыл в Намгар ту драгоценность и показал ее всем, в том числе Андрею Макаревичу, который делал передачу о музыкантах «Макарена». Долгое время вместо пресс-релиза группа всюду отправляла видео этой передачи.
Будь готов!
После ухода Артура Пилявина из жизни «Намгар» не остановилась.
— Он никогда не навязывал нам своей музыки, говоря: «Делайте свое!» Даже если нет материальной базы, нужно продолжать что-то делать, и жизнь все равно даст возможность. Главное, быть внутренне к этому готовым и перестать бояться, — говорят Намгар и Евгений.
Сегодня их сын Тимур — гитарист, переводчик, ведущий зарубежных концертов и администратор группы.
На каждой их афише указано, что они из Бурятии, и они несут свою принадлежность повсюду как знамя.
— Хоть куда едешь по стране — люди у нас светлые. Недавно в Самаре люди во время концерта открывали всю душу. Мы, азиаты, конечно, сдержанные люди, но так приятно, чувствовать отдачу зрителей.
Однажды, более десяти лет назад, они репетировали в клубе, где в это время была сходка скинхэдов — человек сто готовились к чему-то.
— А нам надо было репетировать ехор. Мы для себя решили играть и петь, несмотря ни на что. Я тогда подумала: «Будь, что будет!» Играли, получается, в самом логове, во время собрания и — обошлось. Оголтелые парни, одержимые ненавистью к неславянам, отчего-то не тронули их.
Почему в Бурятии мало аутентичных музыкантов
Уже много лет они сотрудничают с норвежцами и немцами. Так вышли их два последних альбома. Но теперь у них есть новая ипостась — продюсерская.
— Мы отправляем артистов на фестиваль «Ридду Ридду» в Норвегии. Организаторы предложили нам отбирать талантливых исполнителей. Из Бурятии там уже побывали Алдар Дашиев, Бадма-Ханда, Виктор Жалсанов, Баттувшин, много певцов и музыкантов из Монголии, Тувы, Якутии, Алтая.
Каждый год в Москве проходит фестиваль коренных народов, на котором Намгар и Евгений присматривают новых исполнителей.
— Вчера ходили на концерт группы «Шоно», очень понравилось, как работает одна юная исполнительница — поет бурятские народные песни в стиле инди-рок, — рассказывает Намгар. Вопрос о воспитании конкурентов не вызывает у нее понимания.
— Это же хорошо! Чем больше интересных музыкантов со своим видением музыки, тем больше ты сам развиваешься!
И все же, она признается, что в Бурятии есть определенный голод:
— Почему в Туве так много аутентичных музыкантов, а у нас так мало? Быть может, сыграло роль то, что там нет железной дороги. К тому же, буряты любят учиться и считают, что главное — это знания. Я могу ошибаться, но с точки зрения традиционных бурят, артист не так ценится, как доктор наук. При этом бурятская народная музыка — кладезь многообразия. Надеемся, еще лет десять и музыкантов будет гораздо больше. Знаете, тут все зависит от мам. Если мама говорит с ребенком на бурятском, то и ребенок будет.
К слову, сын Намгар и Евгения до пяти лет не знал русского языка, говоря только на бурятском.
Про секреты
Ее часто спрашивают, как ей удается оставаться вечно молодой. И она отвечает: «Наверное, потому, что я пою». А ведь и, правда, ученые доказали, что люди поющие выглядят моложе. А еще ее спрашивают о секретах семейного долголетия.
— Просто я знаю грань, которую никогда нельзя переходить. Любому свойственно распускаться, но уважать человека рядом просто необходимо, — отвечает Намгар, которую поклонники ее творчества считают настоящим олицетворением бурятской женщины — спокойной, сильной и мудрой.
Другие статьи автора
Буряад-монгол ороной мэдээжэ зон
282
Аба эжын мүнхэ дурасхаалда
Баргажанай аймагай ажалай ба дайнай ветеран Очиров Ламадай Хондонович ба ажалай ветеран, 11 хүүгэдые түрэһэн баатар эжы Бальжин Раднаевна хоёрой үхибүүд Илалтын ойн баяраар дашарамдуулан, хайрата аба эжынгээ нангин дурасхаал мүнхэлжэ, хатуу гадартай томо хэмжүүрэй ном 2025 ондо хэблүүлжэ гаргабад
Музейнүүд
2912
Цыренжап Сампиловай нэрэмжэтэ Уран һайханай музейн 80 жэлэй ойн баяраар
Буряад араднай хэр угһаа уран һайханай талаар үндэр соёлтой байһаараа мэдээжэ
Нааданууд
2953
Үндэһэн нааданууд. Шагай нааданай хуряангы хэшээлнүүд
Наадан бүхэн һургадаг, хүмүүжүүлдэг үүргэһээ гадуур үндэһэн ёһо заншалаа дамжуулха арга олгодог. Үбгэ эсэгэнэрэйнгээ байгуулһан угсаата соёлоо хүндэтэй дээрэ тогтоон абаагүй хүн ямаршье арадуудай жаяг заршам сэгнэжэ шадахагүй гэдэг гээшэ