Сказочный дворец, парящий над городом

Диляра Батудаева

13758

Театр оперы и балета в центре Улан-Удэ—узнаваемый символ Бурятии.

Сказочный дворец, парящий над городом

До 2013 года Бурятский Академический ордена Ленина государственный театр оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова оставался единственным Академическим театром оперы и балета на всем пространстве Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Театр превратил «городок» в город

В 1890 году великий русский писатель Антон Павлович Чехов назвал Верхнеудинск «миленьким городком». Здание бывшего «Пти-отеля», в котором Чехов попивал чай, благодаря этому факту своей биографии, до сих пор красуется в центре города (ул. Некрасова, 20).


Монументальное творение сталинской эпохи превратило«городок» в город.

Через год после А. П. Чехова город посетилцесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. К приезду цесаревича перед окнами «Пти-отеля» воздвигли памятную арку. Жаль, что и ее Чехов не увидел. Чуть более полувека спустя, напротив окон бывшего отеля, выросло здание нового театра. Воздвигнув его, строители сказали: «Театр построили! Осталось построить город».

История здания
знаменитого театра начинается в начале 1930-х годов, на волне строительства классических театров в национальных республиках СССР. Будущий первый директор театра Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов, именем которого сегодня назван театр, обивал пороги, чтобы в Москве были выделены средства на строительство театра такого масштаба и величия, какого не знали и в других городах Сибири и Дальнего Востока.

Гомбожап Цыдынжапович Цыдынжапов
(1905–1908)

Один из основателей бурятского профессионального театра. Подробнее...

В 1934 году архитектором А. Н. Федоровым для столицы Бурят-Монгольской АССР был разработан проект Дворца социалистической культуры. Предполагалось сооружение «большого научно-культурного комбината», в составе концертного зала, театра, библиотеки, музея, научно-исследовательского института. Этот проект, однако, не был утвержден.

16 июня 1935 года СНК СССР и ЦИК ВКП(б) было принято постановление «О мероприятиях по развитию народного хозяйства и культурного строительства Бурят-Монгольской АССР». В нем предусматривалось сооружение в Улан-Удэ Бурят-Монгольского национального театра. Проектирование было поручено архитектурно-проектной мастерской № 6 Моссовета.

В 1936 году архитектор А.Н. Федоров представил проект «Музыкально-драматического театра». Автору предложили отразить в архитектуре театра местные национально-художественные традиции и соответственно изменить его архитектурно-декоративное оформление.

<

3 марта 1936 года проект и смета были утверждены Всесоюзным комитетом по делам искусств.

В 1938 году, развернувшиеся было строительные работы, приостановили. Возобновить строительство в 1940 году помешала война.

Только к концу 1945 года был одобрен новый вариант проекта театра. Согласно новому проекту вместимость зрительного зала была увеличена до 800 человек, а строительный объем здания до 45 тысяч кубометров.

Строительные работы, начатые в 1945 году затянулись на шесть лет.

После войны над расчисткой заброшенного котлована и возведением фундамента, а также первого этажа здания работали военнопленные японцы, бригада которых была специально переброшена со строительства моста на Левом берегу. В 1948 году японцы были репатриированы на родину.

В 1949 году архитектор А. Н. Федоров умер. Работа над проектом театра в Улан Удэ стала одним из последних творений архитектора, чье мастерство не перестает удивлять вдумчивого наблюдателя и поныне. Строительство здания театра завершилось под руководством архитектора В. А. Калинина, разработавшего дополнительные части архитектурного декора здания. В послевоенном строительстве театра принимали участие лучшие местные мастера, японские военнопленные, молодежь со всех крупных строек города. Работали в несколько смен бесплатно, причем работы велись в сжатые сроки с применением самой современной техники того времени. Это строительство обошлось государству в 5 млн рублей.

Сложная история создания проекта и строительства театра не могла не отразиться на его архитектуре. Смена творческих установок, поиск необычных архитектурно-декоративных форм архитектором А. Н. Федоровым и завершение строительства без его участия сказались на неравноценности некоторых сторон архитектурного решения.

Первый праздничный концерт и торжественный вечер состоялся в театре 1 мая 1952 года, а с 7 ноября театр начал давать спектакли. Официально здание было принято Государственной комиссией только 22 марта 1954 года.