БУР

Художники и скульпторы

Баженов Георгий

Баженов Георгий
Баженов Георгий Иннокентьевич родился 6 мая 1927 года в селе Верхний Мангиртуй Бичурского района Бурят-Монгольской АССР. Ему было 6 лет, когда семью раскулачили, и пришлось родителям вместе с детьми перебираться в Улан-Удэ. Мария Иннокентьевна, сестра художника, рассказывала, что, несмотря на трудности, Георгий Иннокентьевич всегда стремился к знаниям. Учился охотно по всем предметам. На площадке авиазавода окончил 7 классов, среднюю школу окончил на ПВЗ (посёлке Улан-Удэнского паровозо-вагонного завода), куда ежегодно добирался пешком. В военные годы посещал кружок рисования в Доме пионеров им. Постышева. Огромную роль в выборе профессии сыграла встреча Баженова с народным художником Бурятии Ц.С. Сампиловым. В первых рисунках начинающего художника мэтр угадал дарование и направил его учиться в Иркутское художественное училище. Затем два года Баженов учился в Москве, а в 1952-1958 г.г. — в Киевском государственном художественном институте.

Любовь Федоровна, вдова художника, позировала ему для его дипломной работы. В её памяти Георгий Иннокентьевич остался человеком внимательным к людям, энергичным, начитанным, который всегда стремился к самосовершенствованию. После окончания Киевского художественного института живёт в Улан-Удэ. Он был первым художником Бурятии, получившим высшее образование. Его друг, художник Александр Владимирович Казанский вспоминает о нём как о человеке подвижном, энергичном. Что бы ни писал Георгий Иннокентьевич, утверждает Казанский, он всегда был одержим творческим горением.



В 1958 г. Баженов приехал в родную Бурятию как раз в то время, когда творческие союзы готовились ко второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Он сразу же принялся за работу. Результатом упорного творческого труда явилось успешное участие в декадной выставке, где Баженов представил 12 больших и малых полотен, получивших доброжелательную оценку критики. Это, как указывалось в печати, «... интересные работы, дающие право надеяться на дальнейшие возможности творческого роста».



Его картина «Родные мелодии» написана профессионально и талантливо. Работы «Багульник», «Перед грозой», «Хамар Дабан», «На водопое» показали и подтвердили высокое мастерство художника. Они на сегодняшний день хранятся в музее им. Ц.С. Сампилова. Ранние пейзажи художника дают возможность оценить искреннюю любовь к природе, умение передать на холсте ощущения и чувства, переполнявшие душу художника при виде красивых мест родной Бурятии. Более поздние пейзажи «Лунная ночь на Байкале» (1978 г.), «Омулёвка» (1976 г.), «Зима», «Летний день. Дача художника Г. Павлова», «Весна», «Хилок у Мангиртуя» (1979 г.) выполнены просто и добротно, с характерной выверенностью тоновых и цветовых отношений.



Ощущается интерес живописца к живой, чувственно-конкретной передаче природы, к натурной достоверности. Если первым произведениям художника присуща некоторая чернота колорита, то она совершенно исчезает в последующих полотнах, решённых художником в светлых, ярких тонах. Изменчивость настроений природы более всего импонирует складу дарования этого художника. Баженов — художник ищущий. Он много работал над собой. Чтобы заставить зрителя увидеть природу глазами художника, надо не только любить её, но и знать её во всём многообразии. Поэтому Баженов часто уезжал в творческие командировки по республике и всегда возвращался с массой этюдов, с новыми замыслами.



В 1963-1964 г.г. он провёл две навигации среди речников. Плавал с ними на пароходах, катерах, баржах, написал большое количество этюдов, на основе этого создал целую серию пейзажей, посвященных реке-красавице Селенге. Эти пейзажи отличаются глубокой продуманностью композиции, лаконичностью и обобщённостью образа, создают впечатление первозданной, нетронутой сибирской природы: время не властно над ней. В работах он показал всю мощь, силу и красоту Селенги.



В 60-х-70-х годах ХХ века художник был участником и очевидцем высокого творческого подъёма, свойственного его современникам, и, как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...одно из основных направлений изобразительного искусства республики определяется повышенным интересом к отдельным сторонам национальной жизни. Особенно часто художники используют сюжеты традиционных народных празднеств...».



Большой и заслуженный успех принесла художнику картина «Сурхарбан». Картина привлекает и своими размерами, и колоритом красок. Растянутая по горизонтали композиция картины захватывает огромный простор степи, обрамлённой горами, и всё это наполнено ярким светом.



Замысел этой картины возник в 1964 году во время пребывания в колхозе «Коммунизм» Джидинского района, где группа бурятских художников работала над оформлением колхозного клуба. В ту пору и удалось побывать художнику на таком празднике. Там были сделаны первые эскизы. Этот праздник и подсказал художнику тему для будущего полотна. «Сурхарбан», по мнению художника, должен быть яркой, красочной картиной с преобладанием жёлтого цвета, выражающего солнечность, радостное праздничное настроение«. К этому и стремился Георгий Иннокентьевич Баженов. «Сурхарбан» — праздник, который проводится в разгар лета, в июне-июле, накануне уборки урожая. К тому же этот праздник спортивный, на котором присутствуют все национальные виды спорта. И происходит всё это одновременно и при множестве ликующего народа.



Вот эта одновременность, а также характерный пейзаж помогли художнику в композиционном решении замысла. На переднем плане картины — зрители, наблюдающие за спортивными состязаниями, а сзади — коричневые горы, в своеобразном переплетении линий повторяющие ритм праздничного возвышенного настроения, и кусочек голубого неба над горами, с караваном белых облаков.



Много пришлось художнику поработать над сбором материала для этой картины, много подумать над воплощением замысла. Эта картина демонстрировалась на зональной выставке «Советская Россия» и получила высокую оценку. Как отмечает искусствовед И.И. Соктоева, «...в полотне Г. Баженова „Сурхарбан“ подчёркнуты прежде всего динамичность действия, его мажорность... Красочная декоративность жёлтой земли, словно вобравшей в себя лучистость солнечного цвета, усиливает общее впечатление праздника». «Мастером солнечной кисти» назвала Г. Баженова искусствовед С. Мунгалова.



Просматривая работы художника, можно заметить, что они разнообразны по манере. Художник по-разному решает проблему света, формы, ищет оригинальные композиции. Талант пейзажиста, постоянная упорная работа над собой — вот основные черты, которые художник постоянно развивал в себе. Художник побывал во всех уголках России, и из каждой поездки он привозил целые серии произведений, отражающих природу, жизнь и быт людей. Многие из этих работ хранятся в Художественном музее им. Ц. Сампилова.



«Сильным и многогранным в своих поисках мастером пейзажной живописи...» назвала Г.И. Баженова искусствовед С. М. Червонная.



Кроме пейзажа, художник работал над тематическими картинами, натюрмортами. Наиболее известны картины «Розы», «Цветы», «Георгины» (1964 г.).



Баженову свойственно и внимательное отношение к портретному жанру, который позволяет художнику найти образное раскрытие характера, духовного мира человека. Обратившись к портрету современника, известного композитора Бау Ямпилова, художник наделяет его конкретными характерными чертами. Это одно из наиболее известных произведений художника, подчёркивающее творческое состояние человека. Художник отказывается от эффектных приемов и создаёт классически построенный картинный образ.



Много обаяния в портретах жены художника, которые в восприятии зрителей ассоциируются с одухотворёнными женскими образами, мягкими, а порой и строгими.



Мужеством и благородством наделён старый воин (портрет «Ветеран»). Строгим живописным языком отличается «Портрет матери» (1957), бережно хранимый в семье художника. В образе простой русской женщины есть твёрдость и нежность, соединённая со спокойствием, которое глубоко волнует жизненной правдой.



Г.И.Баженов ушёл из жизни в 1984 году, и уже несколько десятилетий отделяют нас от создания его лучших работ. Но они не стареют, и сегодня его произведения продолжают занимать значительное место в бурятской живописи, утверждая ещё раз основные ценности человеческого бытия.
Автор: Софья Очирова