Художники и скульпторы

Цыденов Анатолий

Цыденов Анатолий
Цыденов Анатолий Хышиктуевич родился в 1964 г. в с. Арзгун Курумканского района.

Художник, последователь традиций «Буряад зураг», «Монгол зураг» и буддийской иконописи.

По словам его земляка, председателя Гаргинского землячества, доктора биологических наук Цыдыпа Доржиева, отец художника, Хышикто Ринчинович, совхозный бригадир, в свободное время изготавливал домашнюю мебель, которая отличалась вкусом и добротностью. Мать,Мыдыгма Будаевна, умело владела карандашом и, не отрывая руки от
бумаги, выводила линейные рисунки животных, людей.

То, что было для родителей художника прикладным занятием на досуге, для их сына стало призванием, судьбой.
В 1991 году А. Цыденов окончил художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища № 1. С 1991 по 1994 год учился на отделении «Монгол зураг» художественного училища «Соёл» в Улан-Баторе, в 1994-1996 годах — на курсах старобурятской  живописи при ВАРКе, организованных Д-Н.Д.Дугаровым.

В 1995 году Анатолий Цыденов, получив посвящение в буддийскую инокописную традицию у Еши Лодоя Римпоче багши, исполнил минеральными красками божество «Манджушри».

Вскоре художник вновь поехал в Монголию. Планировал на небольшой срок, но поездка затянулась на целых восемь лет. Работал в средней школе при посольстве России в Монголии. Находясь там, постоянно посещал различные выставки,
выполнял эскизы и этюды, делал наброски и зарисовки в музеях этой страны. Одновременно учился во ВСГАКИ. После окончания академии обучал студентов старобурятской живописи здесь же, на кафедре декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

Работы художника представляют собой современную интерпретацию старобурятского стиля живописи. Также прослеживается влияние «Монгол зураг» и традиции «ургинской школы», основателем которой был выдающийся скульптор, живописец средневековой Монголии Дзана-базар. В картинах на свободную тему ощущаются манера и приёмы известного монгольского мастера начала XX века Марзана Шарава, а также бурятских мастеров художественного примитива Лубсана Доржиева и Цырен-Намжила Очирова. Декоративность, плоскостность, стилизованность, характерные для восточного стиля, служат основными средствами выразительности в творчестве А. Цыденова. В нем присутствуют и
элементы европейской школы изображения: легкая светотень, частичная перспектива. Примитивизм, гротескный стиль, присутствие юмора характерны для его народных картинок.  Тематика тесно связана с мифологией монгольских народов.

Символично название одной из выставок последних лет «Пастушонок у юрты», которое, по словам автора, связано с
воспоминаниями детства и с одним из главных видов деятельности бурят в прошлом и настоящем — скотоводством. Уход за домашними животными, подвижные игры на свежем воздухе пробуждают интерес и любовь к животным, бережное отношение к окружающей среде.