БУР
Ямпилов Бау
  • Народный артист СССР
  • Герой Социалистического Труда
  • Член правления Союза композиторов Бурятии
  • Секретарь Союза композиторов России
На востоке Бурятии среди невысоких гор протянулась долина Кижинги. Отсюда вышло немало крупных деятелей бурятского искусства. Недаром в республике Кижингинскую долину называют «родиной талантов». И одним из самых ярких впечатлений от пребывания в Кижинге остается звучание широкой песенной мелодии, провожающей уходящее за горы вечернее солнце... Здесь, в улусе Булаг, в семье потомственных скотоводов 15 сентября 1916 т. родился будущий композитор Баудоржо Ямпилов. Звучание народных песен сопровождало его с первых шагов — очень любила песни и часто пела мать, пели сестры, пели все окружающие. Другим музыкальным впечатлением ранних лет была культовая музыка в буддийском дацане.

Недалеко от дома родителей Бау на противоположном берегу Кижинги высилось трехэтажное здание одного из крупных в Бурятии храмов — Кижингинского дацана.

В 1929 г. с окончанием семилетки он твердо решает стать музыкантом. Смерть отца, заботы об осиротевшей семье отодвигают осуществление этой цели на три года, и только в 1932 г. Ямпилов поступает в Улан-Удэнское театрально-музыкальное училище. Здесь овладевает игрой на скрипке, изучает теорию музыки. Очень скоро выявляется интерес к сочинению музыки. Первые его самостоятельные сочинения — обработки народных песен. Песня для хора «Бурят-Монголия» появляется в 1934 г. К концу учебы в училище Ямпилов создает пьесы для оркестра бурятских народных инструментов, песни, романсы. После окончания училища он работал редактором радио, одновременно играл в симфоническом оркестре и, конечно, много сочинял... В 1937 г. становится студентом Свердловской консерватории. В годы учебы пишет пьесы для оркестра («Танец пастухов», «Ехор», «Лирическая пьеса» и др.), трехчастную сюиту на народные темы для симфонического оркестра. Эта сюита была исполнена на I Декаде бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 г. под управлением автора. В эти годы Ямпилов участвовал в качестве соавтора П.М. Берлинского в создании музыкальной драмы «Баир». Говоря о произведениях, написанных в консерватории, необходимо отметить и вторую сюиту «Кавказские эскизы», в которой отразились впечатления автора от поездки по Кавказу.

Творческая деятельность была прервана войной. В послужном списке воина Ямпилова — военно-инженерное училище, саперный батальон, командование ротой на одном из участков Ленинградского фронта. Вернулся с фронта в 1943 г. и возглавил республиканскую филармонию. Продолжал поддерживать связь с консерваторией, со своим наставником, композитором М.П. Фроловым. Фролов писал: «Сочувствую Вам и понимаю, что служба и творчество трудно совмести¬мы. Между тем, сочинять Вы обязаны и как талантливый композитор, и как сын своего замечательного народа». Музыка к пьесе Г. Цыдынжапова «Снайпер» — одна из замечательных работ Ямпилова в военный период. Были также написаны в эти годы музыкальная картина «Утро на Байкале» («Из старого быта бурят-монголов»), симфоническая поэма «Легенда о баторе», музыка к драме «Бабжа-Барас батор», симфонические увертюры «Праздничная» и «Торжественная», кантаты, песни.

1950-е гг. стали важным этапом в творчестве Ямпилова. Накопленный опыт приводит к качественному скачку, о наступлении творческой зрелости говорят такие сочинения, как скрипичная поэма, симфоническая сюита «Цветущий край», хоровая сюита, многие из массовых песен. О зрелости свидетельствует и тематика творчества Ямпилова: героическое прошлое Бурятии, народные предания и легенды, современность. Эта тематика раскрывается через воплощение в музыке картин быта и природы, музыкальных портретов выдающихся представителей бурятского народа. Масштабность тематики влечет композитора к крупным формам — симфонической сюите, кантате, а в дальнейшем — к опере и балету.

Во второй половине 1950-х гг. Баудоржо Ямпилов создает музыкальную коме¬дию «Проделки дяди Моргона», оперу «У истока родника» (либретто Н. Балдано), балет «Красавица Ангара» (в соавторстве с Л. Книппером) также на либретто Н. Балдано, «Сюиту на монгольские темы»... В начале 1960-х гг. композитором были написаны музыкальная комедия «Будамшу» и «Романтическая поэма» для симфонического оркестра. Событием в музыкальной жизни Бурятии стала оратория «Гудящие сосны» на текст Н. Дамдинова. Этапными произведениями в творчестве Ямпилова стали опера «Прозрение» и балет «Патетическая баллада».

В канун 1970 г. юные зрители аплодировали новой опере композитора — детской опере «Чудесный клад». В конце 1970-х гг. Ямпилов пополнил репертуар оперного театра операми «Цыремпил Ранжуров», «Грозные годы». Одной из последних крупных работ его была опера «Сильнее смерти».

Творчество Бау Ямпилова составило важный этап в развитии бурятской национальной музыки. Лучшие его сочинения вошли в золотой фонд духовной культуры народа. Важнейшее качество музыки Ямпилова — ее бурятский национальный колорит. Композитор сам всегда подчеркивал фольклорные корни своей мелодики. Рассматривая ямпиловские сочинения в хронологическом по¬рядке, нельзя не заметить, какой большой путь проделал композитор в поисках национальных средств выразительности — прежде всего, согласовывающихся с бурятской пентатонической мелодикой.

Увлеченность творчеством не мешала композитору заниматься общественной деятельностью. Баудоржо Ямпилов избирался депутатом горсовета и Верховного Совета Бурятской АССР, его председателем. Продолжительное время возглавлял Союз композиторов республики. Избирался членом правления Союза компози¬торов СССР, секретарем Союза композиторов Российской Федерации. Баудоржо Базарович Ямпилов награжден многими правительственными наградами, ему присвоено звание Народного артиста СССР. Он является Героем Социалистического Труда.

Число его сочинений перевалило за четыре сотни и включает в себя семь опер, две балетные, более десяти вокально-симфонических и более трех десятков симфонических партитур, десятки камерных пьес, сотни песен.

                                                                                                                                                                                                                                                                 О. И. Куницын