Композиторы и дирижеры

Манжигеев Сергей

Манжигеев Сергей
  • Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия
Путь композитора в искусство определен природой его дарования, богатством внутреннего мира. Каково бы ни было содержание произведений, оно, в конечном итоге, о самом художнике, о времени, о людях, формирующих его. В своем творчестве композитор ориентируется на то, чтобы быть понятым слушателем. И если его творчество дорого людям, значит, он сумел найти путь к их сердцам, донести сокровенное. Вера в добрые дела человека, понимание запросов своего современника, глубокие и органичные связи с народной музыкой — этим отличается творчество Заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия композитора Сергея Степановича.

Путь композитора в искусство начинался с духового оркестра Дома пионеров, откуда вышли многие музыканты — артисты балета и оркестра оперного театра. Тогда и закладывались основы характера — жизнелюбивого, не склонного преувеличивать трудности. Эти свойства натуры давали возможность легче переносить испытания, они же проявятся и в музыке — эмоционально приподнятой, полной большого запаса душевных сил. В музыкальном училище С. Манжигеев обучается как кларнетист и посещает факультатив по композиции. А первые сочинения появляются и годы учебы в Уральской консерватории. Среди них — симфоническая поэма «Памяти героев», посвященная подвигу павших на полях гражданской войны. В ней идет поиск самого себя, поиск собственного почерка, который в полной мере определится в песне.

Откликнувшись на оттепель, песня 1960-х гг. чутко отразила жажду перемен, романтику покорения стихии, обостренный интерес ко всему новому. Героями песен новой волны являются наши современники. Основополагающими для С. Манжигеева стали «Шамхандаа» («К тебе») на стихи Ц.-Ж. Жимбиева, «Дэлхэй минии альган дээр» («Мир на моих ладонях») на стихи Ц.-Д. Дондоковой, «Яаралтай харгы» («Быстрая дорога») на стихи С. Ангабаева, принесшие необычайную популярность автору.

Со временем появляются новые песни: «За мир» на стихи Ц.-Ж. Жимбиева, о Ленине, весне, «Улан-Удэ» на стихи Ц. Галсанова, «Еравна» на стихи Ш.С. Бадлуева, «Мама» на стихи С. Ангабаева, «Воспоминания о молодости» на стихи М. Самбуева, «Жаворонок» на стихи В. Лубсанова. Они согреты чувством сыновней любви к Родине-матери и погружают в атмосферу отлаженного уюта и прочности мира за окном. Приемы письма, найденные в песне, получают дальнейшее развитие в оркестровой музыке. Доходчивость манеры письма в симфонической увертюре «Дружба», написанной к юбилею государства, обусловлена тематическим материалом, использованием фольклорных первоисточников и их обработкой средствами профессиональной музыки. 5-частная сюита на бурятские темы и бурятский танец продолжают эпическую ветвь национальной композиторской школы, ее народно-жанровую ветвь.

Композитор сотрудничает с ансамблем песни и танца «Байкал», пишет музыку для хореографических номеров. «Первопроходцы», «Танец баторов», «Цветок Байкала», «Танец кукол» признаны успешными, и вместе с коллективом он объездил едва ли не всю страну. Есть у него произведения и для «родного» коллектива — духового оркестра.

С. С. Манжигеев — человек общественный. Он избирался председателем Правления композиторской организации республики, руководил музыкальным колледжем — ведущим учебным заведением по подготовке исполнителей для творческих коллективов, преподавателей детских музыкальных школ.

Творчество С. Манжигеева известно широкому кругу слушателей, его песни знают дорогу к их сердцам.

                                                                                                                                                                                                                                                                        Н. Цибудеева