БУР

Композиторы и дирижеры

Дашипылов Гур-Дарма

Гур-Дарма Дашипылов родился в 1937 г. в поселке Иволгинск. В 1964 г. окончил теоретико-композиторское отделение Улан-Удэнского музыкального училища, а в 1970 г. — композиторский факультет Свердловской консерватории (класс доц. Н.М. Пузея). В 1970-1980 гг. работал преподавателем музыко-теоретических дисциплин в Улан-Удэнском музыкальном училище. Член Союза композиторов с 1971 г.

Гур-Дарма Дашипылов с детства отличался большой любознательностью, обладал незаурядными музыкальными способностями, которые привели его в художественную самодеятельность. Самоучкой он выучился играть на многих музыкальных инструментах — бурятских и русских, пел в хоре, играл в духовом оркестре. На различных смотрах и конкурсах не раз отмечались и поощрялись его выступления. Музыкальное образование в школе Гур-Дарма не получил, но тяга к музыке, к высшей форме ее проявления — сочинительству, стала мечтой еще в детстве. Школьником он сочинил несколько музыкальных пьес для хура, балалайки и сам играл их, еще не умея записать все нотами. Обстоятельства же не позволили молодому человеку осуществить свою мечту сразу при выборе профессии, нужно было немало искать и ошибаться, чтобы наконец утвердиться в своем призвании.

Поступив вначале в Бурятский сельхозинститут, Гур-Дарма оставляет его (проучившись полтора года) и переходит в музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение, где занимался у Д. Аюшеева и Б. Ямпилова. После окончания училища поступил в Московскую консерваторию. Но из-за болезни матери он был вынужден прервать учебу и вернуться к своим занятиям через год уже в Свердловской консерватории. В период учебы Гур-Дарма поражал друзей и коллег удивительной эрудицией. Его глубокие знания в разных областях (знание многих языков, истории стран Востока, техника, фотография) говорили о неординарных способностях, а, главное, — о разносторонности интересов.

Но основным в его жизни была музыка. Сочинял он медленно, тщательно перебирал различные варианты. Долго вынашивал и обдумывал композицион-ный план произведений, был строг к своим сочинениям. Может быть, поэтому список его произведений небольшой. Его скрипичная соната была отмечена премией в 1967 г. на Всероссийском конкурсе, издана в Москве в 1979 г. Это произведение — настоящая удача композитора. В ее основе лежат три темы, близкие бурятским мелодиям; поддерживаемые аккордовым фоном, они контрастны по характеру. Первая — напевная, мягкая, вторая — энергичная, с четким ритмом, несет в себе черты танцевальное. Третья тема родственна бурятским народным песням, с широкими, распевными, «бесконечно» долгими фразами и разнообразным ритмом.

В своем творчестве Г-Д. Дашипылов придерживался принципов классической композиции, впитавшей все достижения и все многообразие западно-европейской и русской школ. Ему импонировала сонатная форма, которую он считал способной «отражать богатство и сложность жизненных впечатлений, благодаря своей острой контрастности». Тонко чувствуя тембровую окраску инструментов, композитор старался оказать и ласковую певучесть скрипки, и звонкий, плотный звук фортепиано. В 1969 г. композитор написал симфоническую увертюру «Ехор». Выбор названия не случаен, ибо именно ехор является центром, кульминацией и квинтэссенцией бурятского фольклора. «Ехор» Дашипылова разнообразен по характеру. Торжественная, маршевая тема вступления звучит как праздничное шествие, которая затем сменяется подвижной ехорной темой, — это мелодия в духе бурятского народного танца. На смену ритму танца приходит третья тема увертюры — плавная, лирическая мелодия, в основу которой положена старинная бурятская свадебная песня. Заканчивается увертюра зажигательным ритмом ехора.

Большое место в творчестве Г-Д. Дашипылова занимают песни. Их около пятидесяти. Одной из первых, получивших широкое признание, была песня-романс «Весна» на слова монгольского поэта Н. Гомбодо. Песням композитора свойственны мелодичность, простота и ясность высказывания, искренность и глубина чувств. За такие песни, как «Бурятия» на слова Б. Дугарова и «Согто-Хангил» на слова Ц.-Б. Бадмаева и Ц. Жамбалова, Дашипылов был удостоен звания лауреата на республиканских конкурсах. Среди наиболее ярких песен можно назвать его песню «Ока» на стихи Л. Тапхаева — это своеобразный гимн природе и людям Окинского района. Последним крупным произведением, но, к сожалению, незавершенным, был балет «Вечное солнце» на либретто Н. Дамдинова. Лучшие сочинения Е-Д. Дашипылова остаются достоянием бурятской музыкальной культуры.

Основные сочинения Г-Д. Дашипылова: Балет «Вечное солнце»; Симфонические произведения: «Ехор» (увертюра), Танцевальная сюита. Камерно-инструментальные: Сонатина для виолончели и фортепиано, Соната для фагота и фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано, Пьеса для альта и фортепиано. Фортепиано: Вариации, Прелюдии (цикл), Экспромт. Романс «Весна». Песни: всего около 50, в том числе «Дорожная песня», Байгал далай — баян далай, «Песня о счастье», «Ночь темна», «Ока», «Наши ребята», «Буряад зоной соло» и др. (на слова Г. Дашабылова, З. Гомбожабая, Д. Дамбаева, Л. Тапхаева, С. Ангабаева).

                                                                                                                                                                                                                                                                 О.Н. Полякова