Композиторы и дирижеры

Батуев Жигжит

Батуев Жигжит
  • Член правления Союза композиторов Бурятия
  • Член ревизионной комиссии Союза композиторов Российской Федерации
Жигжит Абидуевич Батуев родился в улусе Шана Хоринского ведомства (нынешнего Кижингинского аймака Республики Бурятия). Шестилетним Жигжит начал петь, в 9 лет он участвовал в художественной самодеятельности. Окончив начальную школу, Жигжит поступает в Хоринскую школу крестьянской молодежи. В школе научился играть на хуре и лимбе, домре и балалайке.

В 1933 г. Жигжит Батуев становится студентом музыкального отделения Улан-Удэнского театрально-музыкального училища. Учится играть на трубе, играет в духовом оркестре на саксгорнах и барабане, в оркестре народных инструментов — на домре, поет в хоре радиокомитета, выступает с сольными концертами как исполнитель народных песен. Молодой музыкант пишет несколько песен, из которых «Жаргал» и «Песня о Ворошилове» были замечены, исполнялись хором Бурят-Монгольского радио. От песен переходит к более крупным формам, пишет для оркестра. Став в 1940 г. руководителем оркестра филармонии, Батуев много сочиняет для него — марши, танцы, обработки народных напевов, исполнявшиеся под управлением самого автора.

Жигжит Батуев был в числе участников I Декады бурят-монгольского искусства литературы в Москве (1940 г.), где прозвучали пьеса «Саяны» для оркестра народных инструментов и песни Батуева. В годы войны Ж. Батуев был участником концертных бригад, руководил ансамблем песни и танца, вел преподавательскую работу. В 1946 г. Жигжит Абидуевич Батуев едет в Свердловск. Здесь, в консерватории, овладевает композиторской техникой. В сезоне 1946-1947 гг. выступал в Бурят-Монгольском театре оперы и балета в качестве дирижера балетных спектаклей. Упорная работа в области композиции, обширная практическая деятельность привели к успеху молодого бурятского музыканта. Его поэма-рондо для скрипки и фортепиано, симфонические сюиты, пьесы для народных инструментов стали широко известны в республике.

В 1948 г. Батуев написал свою знаменитую «Колхозную сюиту», получившую всесоюзное признание. Она была в 1959 г. издана издательством «Советский композитор» в Москве и стала передаваться по московскому радио. В 1957 г. впервые был поставлен балет «Во имя любви», написанный Ж. Батуевым в содружестве с композитором Б. Майзелем. Вся предшествующая творческая работа Батуева послужила серьезной подготовкой к переходу к новому, крупному музыкальному жанру. Через год был написан второй балет «Золотая свеча» (соавтор — Б. Майзель). Затем последовал балет «Цветы жизни» (1960), получивший широкий отклик в музыкальном кругу страны.

По предложению Министерства культуры Якутской АССР Ж.А. Батуев написал для национального музыкально-драматического театра балет на основе якутского фольклора. Сюжетом для балета «Чурумчуку» была избрана популярная сказка-поэма. Балет «Чурумчуку» стал крупным событием в музыкальной жизни двух соседних республик — Якутии и Бурятии.

В 1969 г. калмыцкая общественность обратилась к Батуеву, имевшему опыт создания балета на небурятской фольклорной основе. "Почему калмыцкий балет создается в Бурятии? Между народами этих двух республик много общего в языке, культуре, обычаях. Прежде чем приступить к работе над балетом, композитор много ездил по Калмыкии, изучал музыкальное творчество народа, его эпос "Джангар",— писал музыковед X. Каржаубаев (Правда, 1970, 28 июня). Балет «Джангар» Ж. Батуева получил весьма положительные отклики в музыкальной жизни Калмыкии и страны.

Самой значительной работой композитора явилось воплощение замысла воссоздать в музыке и танце величавый народный эпос бурят-монгольского народа «Гэсэр». Жигжит Батуев написал очень интересную музыку, нашел немало ярких, национально окрашенных музыкальных образов. «Гэсэр», затем переработанный в балет «Сын земли», либретто Н. Балдано, явился этапным балетным спектаклем Бурятского театра оперы и балета. Ж. Батуев был автором балетов «Вечный огонь», «Дружба», «Долина белых журавлей», балетных сцен «Охотники и птица».

Композитор Батуев широко известен как автор крупных симфонических поэм, пьес для оркестра народных инструментов, маршей для духового оркестра, массовых песен. Жигжит Абидуевич Батуев являлся крупным организатором и общественным деятелем. Руководил деятельностью музыкальных учебных заведений (музучилища и детских музшкол), музыкальных коллективов (филармонии и ансамбля песни и танца). Являлся членом правления Союза композиторов республики, председателем хорового общества, членом ревизионной комиссии Союза композиторов Российской Федерации. За заслуги в области музыкального творчества композитор был отмечен правительственными наградами, почетными званиями России, Бурятии, Якутии и Калмыкии.

Инструментовка: Опера Д. Аюшеева «Саган хатан» (1994 г.). Симфоническая музыка: колхозная сюита, симфоническая поэма «Свет над тайгой», сюита «За мир», сюита на монгольские темы, песни Якутии (сюита в 4-х частях), симфонические эскизы, детская сюита, рапсодия для симфонического оркестра и др. Камерная музыка: поэма-рондо для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано «Лунная ночь», «Танец птиц» и др., рапсодии. Оратория «Спасение священного моря». Музыка к спектаклям: «Чудесный горошек» (пьеса П. Маляревского), «Будамшу» (комедия Ц. Шагжина), «Соелма, Бато-Шулун» (пьеса Ш. Гёнинова), «Несостоявшаяся свадьба» (музыкальная комедия, либретто А. Арсаланова и Д. Батожабая). Музыка для духового оркестра: марши на бурят-монгольские темы, «Сияние Севера», «Якутия» (марши), марш кавалеристов, марш победителей, бурят-монгольский физкультурный марш, два марша на калмыцкие темы.

                                                                                                                                                                                                                                                              О. И. Куницын