БУР

Композиторы и дирижеры

Аюшеев Дандар

Аюшеев Дандар
Дандар Дампилович Аюшеев родился в одном из песенных краев Бурятии — в Тункинской долине. Музыкальная одаренность проявилась еще в детские годы, когда он был отдан на учебу в ламаистский монастырь.

В дацане его игру на биш-хуре услышал П. Берлинский, ездивший по республике с музыкально-этнографической экспедицией. Он убедил юношу в перспективности профессиональных занятий музыкой, и в 1932 г. Дандар Аюшеев поступил в Верхнеудинский техникум искусств (позже реорганизованный в Театрально-музыкальное училище), где совершенствовался в игре на национальных инструментах, а потом увлекся сочинением музыки. Его первые опыты в композиции (как и опыты его коллег Ж. Батуева и Б. Ямпилова) одобрили П. Берлинский, В. Морошкин, Р. Глиэр, в середине 1930-х гг. посетивший Бурятию. По рекомендации Р. Глиэра Д. Аюшеев и Б. Ямпилов поступили в студию при Свердловской консерватории и были приняты в класс профессора М.П. Фролова, автора оперы «Энхэ-Булат-батор». Опера создавалась на глазах у Д. Аюшеева, он помогал учителю изучить бурятский музыкальный фольклор, сам увлекся оперным искусством, а по окончании консерватории написал симфонию в качестве дипломной работы (1943).

Вернувшись в г. Улан-Удэ, Д. Аюшеев всецело погрузился в сочинение музыки и многое сделал для развития музыкальной жизни республики. Возглавлял Союз композиторов, Бурятское хоровое общество, преподавал в музыкальном училище. Однако творчество всегда оставалось для него главным делом. Список его сочинений обширен — более ста произведений, в числе которых 5 опер, балет, оратории и кантаты, симфонические и камерные пьесы, музыка к спектаклям и кинофильму, хоры, романсы, обработки бурятских народных мелодий и еще более ста массовых песен. В каждом из этих сочинений присутствует прежде всего национальный колорит, музыкальный фольклор, знатоком которого он был (ему принадлежат 2 сборника народных песен). Бурятский национальный колорит был для композитора естественным компонентом музыкального мышления, иначе «говорить» в музыке он не мог и не хотел. И не раз советовал молодым музыкантам почаще обращаться к сокровищнице бурятской народной песенности.

Одним из главных сочинений композитора является оперная трилогия: опе¬ры «Побратимы» (соавтор Б.С. Майзель), «Братья» и «Саян». Это монументаль¬ная «музыкальная панорама», действие которой охватывает более чем 300-летний период — от вхождения Бурятии в состав России в XVII в. до 1960-х гг. Идейный стержень произведения — мысль о дружбе русского и бурятского народов. В «Побратимах» показана борьба против деспотов-феодалов, в «Братьях» — укрепление дружбы в годы гражданской войны, в «Саяне» — роль творческого труда в процветании общества. Трилогия масштабна — множество действующих лиц, яркие и образные музыкальные характеристики, объемные хоровые и оркестровые эпизоды, активное развитие музыкального материала, в том числе и фольклорных мелодий — бурятских и русских. Надолго остается в памяти эпическая мощь хора народов-побратимов в финале первой оперы трилогии, хор, прославляющий дружбу народов.

На редкость оригинальна последняя опера Д. Аюшеева «Сагаан хатан», оставшаяся незавершенной. Это музыкальное повествование о первой русской женщине в бурятском улусе (действие оперы происходит в XIX в.), она не понимает языка окружающих и может объясняться только жестами. Отсюда и обращение композитора к редкой разновидности музыкально-театрального жанра — опере-балету (главный персонаж «лицо без речей» — балерина). Композитор написал музыку с большой выразительностью, но не успел довести работу до конца. Уже в середине 1990-х гг. его труд завершил друг и коллега композитор Жигжит Батуев.
Красочностью отличаются симфонические сочинения — сюиты «Весна в колхозе» и «Таежные песни» (особенно запоминается часть «Поют изюбри» — реву лесных великанов подражает валторна), а также сочинения для оркестра бурятских народных инструментов — поэма «В долине Оронгоя», сюиты. Мелодичны его такие песни, как сурово-эпическая «Байкал» (сл. Ц. Галсанова), задумчивая «Город над Селенгой» (сл. Н. Нимбуева), возвышенно-торжественная «Учитель Ленин» (сл. Ш. Нимбуева), эпическая «Песня об Ольхоне» (сл. Д. Дамбаева). Последнее завершенное крупное сочинение Д. Аюшеева — поэма «Богатая до¬лина» — стало одним из высших достижений бурятской симфонической музыки. В поэме колоритно чередуются картины природы и быта Бурятии, лирические раздумья. Оригинальное по форме и свежее по музыкальному языку произведение получило множество положительных отзывов в Улан-Удэ, Москве, Иркутске.

Лучшие сочинения народного артиста Бурятии Дандара Дампиловича Аюшеева стали неотъемлемой частью национальной культуры республики. Вместе с Ж. Батуевым и Б. Ямпиловым Д. Аюшеев вошел в историю Бурятии как один из зачинателей бурятской национальной музыки.

                                                                                                                                                                                                                                                                 О.И. Куницын