Артисты и музыканты

Дамдинов Цыден

Дамдинов Цыден
  • Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР (1957)
  • Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» (1945), орденом Знак Почета (по итогам II Декады бурятского искусства и литературы в Москве, 1959)
  • Был удостоен грамот Президиума Верховного Совета Бурятской АССР, Министерства культуры РСФСР
  • Актёр Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева (1932-1962, 1971-1974 гг.)
Один из основоположников Бурятского театра драмы Цыден Бадмаевич Дамдинов родился в с. Эдэрмэг Кижингинского района. Рано потерял родителей. И когда на открытии первого национального театра будучи первокурсником техникума искусств сыграл в спектакле Н. Балдано «Прорыв» роль старого партизана, кузнеца Цырена, то в свои 29 лет он был среди коллег самым старшим по возрасту и жизненному опыту.
Общительный, хорошо поющий, до прихода на профессиональную сцену он был активным участником художественной самодеятельности в своем улусе. В том же 1932 году был принят в труппу штатным артистом. С тех пор вся его жизнь до ухода на пенсию в январе 1963 года прошла в коллективе родного театра.

В 1937 году были поставлены комедия А. Шадаева «Мэргэн» и пьеса Н. Балдано «Один из многих», ставшие событием в национальном искусстве. «Мэргэн» ставил Н. Балдано, молодому режиссёру помогали советами более опытные М. Шамбуева и Г. Цыдынжапов. В спектакле об актуальных проблемах колхозного строительства тех лет, об ожесточенной классовой борьбе в бурятском улусе вместе с Ц. Дамдиновым (инспектор Зандан) были заняты Ч. Генинов, Ж. Пагбаин, Н. Гендунова, Ф. Иванов, С. Халтагарова. Бурятские зрители хорошо приняли постановку, за два сезона спектакль прошёл 23 раза.

В спектакле «Один из многих», посвященном борьбе за советскую власть на территории Бурятии, Ц. Дамдинов создал правдивый образ старого бедняка Базара.

Этапной работой труппы над произведениями мировой классики стала постановка «Отелло» Шекспира в 1938 году. Спектакль поднимал на новый качественный уровень опыт осмысления и воплощения бурятским театром классических пьес. Все исполнители, в том числе и Ц. Дамдинов в роли дожа Венеции, хорошо показали, что труппа не стоит на месте.

По-прежнему интенсивно работал театр и в годы войны. К этому времени Ц. Дамдинов перешел в колхозно-совхозный театр. В его составе были заслуженный артист БМАССР И. Миронов, Д. Дагбаева, Б. Вампилов. Театр ставил, главным образом, небольшие одноактные пьесы на бурятском и русском языках, обслуживал не только бурятские, но и русские села. За годы войны были поставлены и сыграны всей труппой пьесы «Рыбаки Байкала» Н. Балдано, «Снайпер» Г. Цыдынжапова и др. В этом коллективе Цыден Бадмаевич проработал до июня 1949 года. В связи с реорганизацией театра многие артисты остались без работы, устраивались кто где мог, многие уехали в свои родные места, где нашли себе занятие в школах и клубах. Цыден Бадмаевич в течение года проработал в колхозе им. Ленина Бодонгутского сельсовета Бичурского аймака. Как вспоминает дочь Валентина Цыденовна, за этот год отец практически один, без какой-либо помощи построил там большой коровник.

В мае 1950 года было принято постановление Совета Министров БМАССР об организации Бурят-Монгольского передвижного драматического театра. Директором нового коллектива был назначен заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Г. Балдано, который собрал всех бывших актёров профессиональной сцены. Вернулся в ноябре в театр и Цыден Бадмаевич.

В 1950-е годы он играет почти во всех постановках театра. К этому периоду относятся созданные им образы купца-самодура Дикого в «Грозе» А. Островского, венецианского купца Панталоне в «Слуге двух господ» К. Гольдони, Станового во «Врагах» М. Горького, белогвардейского генерала Кислова в спектакле «На той стороне» Барянова, Томаса — сторожа деревенской часовни в «Человеке и волке» А. Гимеры, крестьянина Чуднова, сопровождающего Ленина в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, Яичницы в спектакле «Женитьба» Н. Гоголя. В трудовой книжке актера от 26 января 1952 года сделана запись: «За большую творческую инициативу в создании центрального образа Романюка в украинском спектакле „Калиновая роща“ А. Корнейчука объявить благодарность».

В эти же годы немало ролей было сыграно в спектаклях бурятских драматургов. 14 января 1956 года, в канун XX съезда КПСС, состоялась премьера спектакля по пьесе Ц. Шагжина «Первый год» («Туруушын жэл»), где было немало прекрасных актерских работ. Среди них особо выделялась роль мудрого Бато Найдановича, старого коммуниста, бывшего организатора колхоза. В новом председателе, пришедшем ему на смену, он видит хорошего специалиста, поддерживает его во всех начинаниях, дает советы и берется помочь, согласившись работать секретарем парторганизации. В этот образ актёр вложил немало своих личных качеств.

С успехом шла на сцене театра сатирическая пьеса «Дойбод сохилго» («Ход конем») Д. Батожабая. Директор опытной научной станции Зайдан Хабитуевич — человек хитрый, карьерист, подбирает в штат станции людей угодливых, с кем можно было бы работать спокойно. Свое высокое положение, свою «исключительность» он подчеркивал осанкой, разговором, жестами. Он не может терпеть рядом с собой людей талантливых, неугодных ему, и чтобы избавиться от них, идет даже на преступление.

В 1954 году Цырен Шагжин написал на основе бурятских сатирических сказок комедию «Будамшуу», в том же году автор выступил в качестве режиссера-постановщика спектакля, прочно вошедшего с тех пор в золотой фонд театра. В 1959 году для показа на II Декаде бурятского искусства в Москве была осуществлена вторая сценическая редакция в постановке режиссера Ц. Цыренжапова. Роль бедняка Найдана с величайшим мастерством была исполнена Цыденом Дамдиновым. В самые напряженные драматические моменты артист, выражая горе и бессилие, плакал настоящими слезами, заставляя плакать вместе с собой и зрительный зал. Ф.С. Сахиров в книге «Поэзия образов на сцене», вспоминая игру актера, пишет: «Актёр натурально изображал сцену горя. Крупные слезы текли по лицу, все тело содрогалось от рыданий, зрители плакали вместе с героем. Позже другие актеры тоже играли этот эпизод, но никто так и не достиг мастерства Цыдена Дамдинова».

Для показа на II Декаде также был включен спектакль Д. Батожабая «Барометр показывает бурю» — произведение об Иване Васильевиче Бабушкине. Роль одного из его сподвижников, рабочего Марченко, расстрелянного на станции Мысовой вместе с ним, играл Ц. Дамдинов. В эти же дни Декады в Москве состоялась премьера фильма «Золотой дом», снятого Мосфильмом по сценарию Д. Батожабая. Многие бурятские актеры, в том числе и Цыден Бадмаевич, играли главные и заглавные роли фильма. Говоря о Дамдинове как артисте, снимавшемся в кино, нужно вспомнить художественный фильм «Пржевальский», в котором еще в 1949 году он сыграл роль старого монгола, а также первый фильм Бараса Халзанова «Белая лошадь» (Свердловская киностудия), где он снимался вместе с Ц.Гончиковой, Б.Аюшиным и Б.Вампиловым.

В январе 1963 года театр со всеми почестями проводил Цыдена Бадмаевича на заслуженный отдых. Но он по-прежнему не терял связи с родным театром. В 1971 году, после долгого перерыва, вернулся на сцену. Последней стала сыгранная им роль охотника Дэндэба в спектакле «Степной сокол» Н. Балдано в постановке С. Будажапова. Ц. Дамдинов создал этот образ с присущим ему мастерством.
Многие его роли были по объему небольшими, даже эпизодическими, но в каждую из них он вкладывал столько эмоции, глубины и мастерства, что невольно припоминаешь ставшие классическими слова: «Для актёра не бывает маленьких ролей».

Литература: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАТД им. Х.Намсараева, заслуженный работник культуры РБ и РФ, кандидат культурологии. «Цыден Бадмаевич Дамдинов».
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева