Артисты и музыканты

Протасова Лариса

Протасова Лариса
  • Солистка балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова с 1966 года
  • Народная артистка Республики Бурятия
  • Заслуженный работник культуры Российской Федерации
  • Отличник просвещения Российской Федерации
  • Кандидат искусствоведения
  • Заведующая кафедрой «Педагогика балета» ВСГИК
Имя артистки балета Ларисы Протасовой впервые появилось на афишах Бурятского государственного театра оперы и балета в 1966 г., когда молодая балерина вернулась в родной Улан-Удэ после окончания Ленинградского хореографического училища им. Вагановой. Благодаря трудолюбию, настойчивости она достигла больших успехов в творческом росте, стала одной из ведущих солисток балета. Замечательные природные, музыкальные данные, широкие актерские возможности позволили ей создать колоритные, запоминающиеся образы в балетах «Эсмеральда» Ц. Пуни, «Жизель» А. Адана, «Дон-Кихот» Л. Минкуса, «Спартак», «Гаянэ» А. Хачатуряна, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Большой вальс» И. Штрауса, «Золушка» С. Прокофьева, «Красавица Ангара» Б. Ямпилова и Л. Книппера и многих других. Особенно запомнились партии, раскрывающие яркий характер, насыщенные внутренней психологической динамикой. «Постановка в 1972 году балета С. Прокофьева „Золушка“ была заметным событием в жизни театра не только как удачное хореографическое истолкование партитуры классика советской музыки, но и как открытие для широкого круга зрителей дарования молодой балерины Л. Протасовой. Ее Золушка — образ пленительный и поэтичный, это юная романтическая душа, живущая предчувствием большой любви. Балерина привлекла симпатии зрителей цельностью этого лирического образа. ... Восхищает ее искрометный темперамент в партии солистки в „Половецких плясках“ („Князь Игорь“ А. Бородина) и в балете „Испанские миниатюры“, где Л. Протасова с необычайным блеском и выразительностью танцевала партию Цыганки» — отмечает известный музыковед О.И. Куницын.

В становлении юной балерины особый вклад внесла Елизавета Николаевна Громова, педагог одной из старейших русских балетных школ — хореографического училища им. А. Я. Вагановой. Именно благодаря усилиям Елизаветы Николаевны 10-летняя Лариса уехала учиться в Ленинград, именно благодаря ежедневным классным и дополнительным занятиям Елизавета Николаевна научила Ларису безукоризненно «чисто» исполнять бесконечных па, арабески, пируэты, сформировала у начинающей балерины умение ставить цель и настойчиво добиваться ее, ответственного отношения к выполняемой работе. Поэтому педагоги родной Alma mater позвонили в Министерство культуры Бурятской СССР и дали самые лестные характеристики педагогическому таланту Л. Протасовой. Лариса Иннокентьевна стала успешно совмещать исполнительскую деятельность с преподавательской, работая в Бурятском хореографическом училище. 

За 40 лет педагогической деятельности в училище ею подготовлена целая плеяда талантливых танцовщиков, сделано 7 выпусков. Выпускники Л. И. Протасовой работают в Иркутске, Хабаровске, Улан-Удэ, Якутске, Кызыле, Петрозаводске, Хабаровске, Владивостоке, Москве, Санкт-Петербурге, Израиле, КНР, Южной Корее, имеют почетные звания России и Бурятии. Многие выпускники продолжили свое обучение в Академии Русского балета им. Вагановой, Московской государственной академии хореографии, на балетмейстерском факультете Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. 

Вместе со своими учениками Л. И. Протасова неоднократно принимала участие во Всероссийских и Международных конкурсах артистов балета. Так, Е. Шаляпина стала лауреатом VII Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь, 2002), В. Гусева и Д. Сдвижков — лауреаты 1-й и 3-й премий Конкурса хореографических училищ Сибири (Новосибирск, 2002).

Будучи художественным руководителем училища, Лариса Иннокентьевна вложила немало усилий в развитие исполнительных способностей своих воспитанников. На постановки «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. Чайковского, «Небесная Дева-Лебедь» А. Андреева (хореограф-постановщик Г. Майоров) стремились попасть многие горожане. Именно благодаря активной деятельности и успешному тандему художественного руководителя и директора училища Н. Б. Базарон эти спектакли были восторженно встречены не только во Владивостоке, Хабаровске, Чите, Иркутске, но и на острове Тайвань, где для китайских любителей балета было дано около 30 представлений. 

Новой страницей в педагогической и творческой деятельности Ларисы Иннокентьевны стало создание кафедры «Педагогика балета» в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. Помимо учебных занятий, у заведующего кафедрой Л. И. Протасовой появилось много новых забот. Необходимо было подготовить документацию для аккредитации и лицензирования новой специальности «Педагогика балета», оформлять новые профили «Педагог бального танца», «Педагогика современного танца», «Балетная педагогика», подготовить студентов для участия в творческих конкурсах, организовать обучение и быт студентов из Китая. Нужно было заниматься научно-исследовательской деятельностью, писать научные статьи, рабочие программы, методические рекомендации, принимать активное участие в научно-практических конференциях. Новые горизонты «кружили голову», но организованность, ответственность, заложенные еще в Ленинграде позволили постепенно решать возникающие проблемы. Успешно пройдены аккредитация и лицензирование новых специальностей в 2009 и 2013 гг., Б. Жамбалов, студент III курса стал победителем конкурса «Молодые дарования России» среди ВУЗов (2006), Б. Раднаев, студент III курса — дипломант I Всероссийского конкурса артистов балета им. Г. Улановой (Красноярск, 2008), ученица Л. И. Протасовой А. Кадрулева, являясь студенткой академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, завоевала Гран-при V международного фестиваля танцевального кино «Кинотанец» (Санкт-Петербург, 2006), стала лауреатом II Международного конкурса хореографов «Агон» (2007), лауреатом I Всероссийского открытого танцевального фестиваля «Альтернатива» (2008). За годы работы в ВСГИКе Лариса Иннокентьевна подготовила и издала методические работы и программы по дисциплинам «Классический танец и методика его преподавания», «Историко-бытовой танец и методика его преподавания», при этом учебно-методическое пособие «Классический танец» получило гриф Учебно-методического объединения высших учебных заведений РФ.

В ноябре 2007 г. Л. И. Протасова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца», которую подготовила под руководством В. Ц. Найдаковой, доктора искусствоведения, профессора, член-корреспондента Российской академии наук высшей школы. В этом году вышла в свет монография «Балетный театр Бурятии».