БУР

Артисты и музыканты

Тангатова Должин

Тангатова Должин
  • Заслуженная артистка Российской Федерации (2013)
  • Дипломант республиканского конкурса «Лучшие люди Бурятии» (2010)
  • Артистка Бурятского государственного академического театра драмы им.Х. Намсараева
Должин Жаргаловна Тангатова работает в театре с 1988 года, после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

За первую же роль Алтан, сыгранную в театре в спектакле монгольского драматурга С. Жаргалсайхана «Галаб эрьехын урда», была отмечена в номинации «Лучший дебют 1989 года».

 Становилась победительницей в номинации «Лучшая женская роль года», учреждённой Союзом театральных деятелей Бурятии, за роли Корделии в «Короле Лире» и Зэлмэ хатан в спектакле по пьесе Д. Эрдынеева «Бальжин хатан». Сколько сыгранных ролей, столько и разных судеб и характеров! Это, например, Жалма в «Похищенном счастье» Д. Батожабая, Кохару в «Самоубийстве влюблённых на острове Небесных сетей» Тикамацу, Кларите в спектакле «Король-олень» К. Гоцци, Госпожа в «Исповеди идиота» Акутагавы.

Основное качество всех героинь Д. Тангатовой — искренность. Казалось, что актриса была ангажирована на роли красавиц, принцесс, но она неожиданно для всех прекрасно играет роли острохарактерные, эксцентрические, легко и комфортно чувствуя себя в водевильно-комической стихии. У актрисы Должин Тангатовой богатая внешняя пластика, хорошо проявившаяся в образах острой на язычок, бойкой Жалмы с кучей ребятишек в спектакле «Деревенские мои чудаки» Д. Дылгырова, шалунишки Сэржуни в «Наймаан найман хүлтэй» Б-М. Пурбуева, в роли жены богача Обоодэй в спектакле-сказке Д.Сультимова «Живая свеча».

Глубокий драматизм в характере и судьбе героини показала актриса, играя роль жены маршала Чойбалсана Бортолгой в спектакле «Встретимся в той жизни» С. Эрдэнэ. Судорожные движения, нервозность, истерический смех героини выдают её отчаяние и зыбкость положения.

Особо можно отметить интересную работу в «Япон Долгор» Б. Эрдынеева (Эржэн Гомбоева), в 2007 году в спектакле Д.Мэндсайхан «Эхэ» (Мать), где вместе с Ларисой Егоровой Должин выступила в главной роли — Матери. Исполнение этой драматической роли требовало от актрисы предельной самоотдачи. Мастерство и талант Д. Тангатовой помогают зрителям понять, почему родные дети были для нее своего рода изгоями, а дочь сравнивает мать с кукушкой, улетевшей к чужим. И что заставляет женское сердце страдать и мучиться, разрываться между любовью к собственным детям и сочувствием к приемному сироте. В финале драмы она погибает, прикрывая собой собственного сына. 

В 2010 году режиссером В.И.Кондратьевым была осуществлена постановка спектакля «Гроза» по пьесе известного китайского драматурга Цао Юя. В начале 1950-х годов она была поставлена на сцене бурятского театра под названием «Тайфун» и показана на второй декаде культуры и искусства в Москве. Д.Тангатова исполнила глубоко трагедийную роль матушки Лу Шипин, некогда служанки в доме богатого Пу-Юаня, брошенной им с маленьким сыном ради богатой невесты. Мощная энергетика, исходящая от игры актрисы, заряжает весь зрительный зал. Такая же энергетика сохраняется при исполнении роли невестки Бутид в спектакле Д.Сультимова «Эртын хабар», в спектакле по пьесе Н.Шабаева «Отныне я буду жить дома» (Дарима). Потому моменты откровений, присутствующие в каждой сцене, становятся для актрисы важными вехами в раскрытии образа и характеров.

С большой любовью и полной самоотдачей, поющая и танцующая, Должин Жаргаловна играет в спектаклях детского репертуара: Динара в «Али-Баба, 40 разбойников и один ученый попугай» Г.Башкуева, Лиса в спектакле «По следу снежного барса» Э.Жалцанова, Королева в «Белоснежке и семь гномов», Мама в «Малыше и Карлсоне», Обоодэй в «Живой свече» Д.Сультимова. 

Должин Жаргаловна вместе с театром выезжала на международные фестивали в Монголию, где играла в роли Хулан хатан в спектакле «Чингисхан» Б.Гаврилова; Францию (Ницца) и Белоруссию (Брест) в роли улейской девушки в сп. «Улейские девушки». Участница межрегиональных театральных фестивалей «Сибирский транзит» (Иркутск, Красноярск) — играла жену Джонатана Пичема, короля лондонских нищих, госпожу Сельму Пичем, расчетливую и властную матрону в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта.В 2013 году в спектакле «Птицы нашей молодости» по пьесе И. Друце выступила в роли Хорло, односельчанки главной героини Долгор Хээтэй. В годы войны она получила бумагу не о гибели мужа, а о том, что он пропал без вести. Она поднимает на ноги своих детей одна. Хотя и прошло много лет со дня окончания войны, вопреки голосу разума, не может смириться с гибелью мужа, не теряет надежды, что он возвратится. Роль была сыграна с глубоким драматизмом, с внутренней импульсивностью и темпераментом, не оставляя зрителей равнодушными.

Играя много в разножанровых спектаклях, Должин формируется как актриса гибкая, многоплановая, органично владеющая приемами глубоко «психологического» театра и не менее легко входящая в ритмы и стиль комедийного представления, не теряющаяся также в характерных и бытовых ролях. Ее амплуа — юные девушки, наивные и чистые, столкнувшиеся с первыми потрясениями в жизни, классические и современные героини, лирические, драматические, комические. Она умеет найти и показать внутреннюю доминанту характера. Она играет девушек умных, действенных, душевно ясных. Характеры многих ее героинь показаны в развитии. В исполнении ролей чувствуется, что актриса набирает творческую высоту в освоении актёрского мастерства.

С большим успехом Должин сыграла роль возлюбленной Николая Бестужева Анаа в двухсерийном телефильме «Нет чужой земли» производства Свердловской киностудии «Зов».

Актриса, обладающая четкой дикцией, приятным, с сильным тембром голосом, владея в совершенстве бурятским и русским языками, мастерски ведет концертные программы театральных, республиканских мероприятий на сценах театров и концертных залов города.

Дипломант республиканского конкурса «Лучшие люди Бурятии» в номинации «Женщина года −2010».
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева