БУР

Артисты и музыканты

Егорова Лариса

Егорова Лариса
  • Народная артистка Российской Федерации (1997)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1982)
  • Народная артистка Бурятской АССР
  • Заслуженная артистка Бурятской АССР
  • Лауреат премии комсомола Бурятской АССР (1976)
  • Кавалер Ордена Дружбы (2004)
  • Кавалер Ордена Чингисхана
  • Актриса Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева
Актриса удивительного таланта и трудолюбия Лариса Егорова пришла в Бурятский драматический, когда ей не было и восемнадцати. 

«В студию бурятского драматического театра, которым руководил в то время главный режиссер Федор Семенович Сахиров, я пришла сразу после школы. Нас было трое молодых — я, Марта Зориктуева и Цыден Цырендоржиев. И мы сразу влились в репертуар театра. Так началась моя творческая жизнь. Началась ярко, как солнечный свет, с одной прекрасной роли, подходящей для меня, — роли десятиклассницы Наташи в спектакле „Звездочки южные“ Н.Бурлака, И.Плахтина. Я пела, танцевала!.. Атмосфера в театре, окружавшая нас, отношения старших коллег к делу, цельность их натуры, их преданность искусству, — все это помогало нам и на сцене, и в жизни. И нам всегда хотелось быть похожими на них»,
 — пишет актриса о начале творческого пути в книге «Свободный полет на крыльях мечты» (2002, Улан-Удэ).

С первых же спектаклей музыкальная, поющая и танцующая Л.Егорова умело использует эти качества на сцене. В ее исполнении с увлечением поет и пляшет на колхозных вечеринках молодой агроном Сафия в спектакле «Озорная молодость» И.Абдулина. В стихии и ритмах современной песни живет ее героиня — десятиклассница Алина в комедии А.Алексина «Мой брат играет на кларнете». Гэрэл в монгольской пьесе «Пять пальцев руки» Ч.Лодойдамбы — роль, в которой обнаружилась одаренность юной актрисы — большая естественность поведения на сцене, музыкальность. 

Лариса Егорова утверждалась на сцене очень быстро. Уже весной 1975-го к ней пришла первая «звёздная» роль — Нилы Снижко в спектакле «Барабанщица» А. Салынского, поставленном главным режиссером театра Ф. Сахировым. На гастролях театра в Москве в 1976 г. «Барабанщица» получила высокую оценку критиков. 

«Я бесконечно благодарна народному артисту России, моему учителю Федору Семеновичу Сахирову, что он доверил мне роль Нилы Снижко, в канун 30-летия Победы. Он дал мне шанс — взлететь или провалиться. Эта роль стала для меня своеобразным актерским экзаменом на зрелость». Из газет о гастролях в Москве в июле 1976 года: «...Главная, определяющая успех всего спектакля, актёрская удача — исполнение роли Нилы Снижко заслуженной артисткой Бурятской АССР Л.Егоровой. Её Нила мужественна и женственна, и глубоко драматична. Большую и сложную роль актриса играет на одном дыхании, заставляя зрительный зал взволнованно следить за судьбой героини. Недаром, автор пьесы А.Салынский, видавший десятки постановок своей драмы в разных театрах, был искренне взволнован свежестью звучания „Барабанщицы“ в Бурятском театре».
В творческой биографии Ларисы Ильиничны Егоровой звездных ролей было очень много. Это и Толгонай в «Материнском поле», Цзян Цинь, жена Мао Цзедуна в «Катастрофе» Батожабая, Мамаева у Островского, Софья в «Последних» М.Горького, Агазия в «Не бросай огонь, Прометей!», Бальжин хатан в одноимённой драме Д.Эрдынеева, Медея, Аркадина, Филумена Мартурано, Долгор Хээтэй в «Птицах нашей молодости» И. Друце.
Вот как писала газета «Ленинградская правда» о спектакле «Материнское поле» Ч.Айтматова:
«Лариса Егорова с первого же появления взвихривает напряжение, создавая практически моноспектакль, возвышая свою героиню до символа Матери-Родины. И уже понятия Рождение, Любовь, Ненависть, Предательство, Смерть предстают здесь в виде философских категорий». «Еще одна важнейшая веха в моем творчестве — спектакль „Бальжин хатан“ Доржи Эрдынеева. В этом спектакле собрался удивительно прекрасный ансамбль незаурядных мастеров сцены: Михаил Елбонов, Нина Токуренова, Доржо Сультимов, Баста Цыденов, Чимит Ринчинов. Репетировали мы вдохновенно и увлеченно. Разработка ролей велась скрупулезно, до мельчайших деталей. Мы объездили с этим спектаклем всю республику, побывали и за ее пределами. И повсюду мою Бальжин хатан воспринимали как национальную героиню».
Лариса Ильинична открыла свой театр «Дангина», в котором были поставлены «Техника любви кочевников» Б.Гаврилова, «Медея» Ж. Ануя, сыграла одну из своих любимых ролей — Медею, женщину крайностей, женщину риска. Роль, в которой она «воплотила весь свой накопленный багаж актрисы».

Аркадина в «Чайке» Чехова — первая роль после паузы в театре. «Очень долгие годы я, можно сказать, пробиралась к этой роли сама....Аркадина — актриса до мозга костей. Она привыкла блистать. Мы трактовали ее как знаменитую актрису, которая не терпит вторых ролей...Естественно, что-то мне было близко, а что-то приходилось вытаскивать».

Чеховская «Чайка» — сложнейший драматургический материал, где содержанием становится не смысл слов, а психологическое состояние души героя. Чехов писал, что это пьеса о любви. Но нет здесь счастливой любви в привычном понимании, все глубоко несчастны от отсутствия взаимности. В спектакле сложился прекрасный актерский ансамбль, о каждом из актеров можно сказать — удачно найденный рисунок роли. Роль Аркадиной будто бы выписана для Ларисы Егоровой. Яркая внешность, особая стать, да, она великая актриса и на сцене, и в жизни, даже в общении с сыном и любимым человеком. Ее партнёр — известный литератор Тригорин (Михаил Елбонов), постоянно записывающий свои наблюдения в блокнотик — человек несильной воли, но и у него бывают моменты эмоционального прорыва. Великолепна сцена Аркадиной и Тригорина, где она уговаривает писателя уехать вместе. 

Значительны ее работы последних лет: роль Эхэ в одноименном спектакле монгольского драматурга Мэндсайхан. Мать ценой своей жизни заставляет детей задуматься о будущем, в свои монологи вкладывает столько драматизма, которые задевают самые затаенные струны души зрителя. 

К бенефису Ларисы Ильиничны в 2009 году режиссер Владимир Ильич Кондратьев поставил спектакль по пьесе итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо «Женщина, не знавшая слез». Спектакль глубокий по смыслу и в то же время с тонким юмором, спектакль о большой жертвенной любви! Сложная судьба главной героини Филумены Мартурано в исполнении Ларисы Егоровой — красноречивое доказательство того, что актриса в превосходной творческой форме и ей по плечу любые роли. 

26 июня 2013 года в театре состоялась премьера спектакля «Птицы нашей молодости» по пьесе молдавского драматурга Иона Друце в постановке заслуженного деятеля искусств России Ювеналия Калантарова (г. Москва). Старая тетушка Долгор (Л.Егорова), женщина с трагической судьбой, одиноко живущая в старенькой избушке, на первый взгляд суровая и недоступная, на самом деле оказывается тем стержнем, той связующей нитью между современностью и прошлым рода, семьи, своей деревни «Долина ласточек». Женщина старшего поколения, вынесшая на своих плечах все тяготы коллективизации, суровые годы войны, последствия которой живы и до сих пор среди односельчан, не очерствела душой, стала своеобразной совестью села. К ней приходят за советом и помощью и председатель колхоза, и безутешная солдатская вдова, и женщина, которая очень хочет родить малыша...и не может. И для каждого находит она слова одобрения, слова надежды. Для Долгор Хээтэй — дым, вьющийся из трубы ее дома и ласточки, когда-то давшие название их местности Долина ласточек — символ молодости, символ любви к Родине, ко всему, что ее окружает. По истечении времени, будучи в зрелом возрасте, человек осмысливает свою жизнь: перед глазами «пролетают» все её важные вехи: детство, юность, молодость. Роль Долгор Хээтэй несет философско-мировоззренческое направление, заставляющее думать о многом... Она трогает душу, заставляет осмысливать бренность существования. 

Без малого почти 50 лет (1966-2014) Лариса Егорова на сцене, в театре. Позади много спектаклей, много ролей. В каждую из них вносит что-то новое, каждая ее работа на сцене находила и находит широкий отклик у зрителей. Когда размышляешь о жизненном и творческом пути актера, когда еще и еще раз мысленно просматриваешь ее роли, думаешь о той части работы, которая скрыта от празднично настроенного зрительного зала, то на ум приходят слова «Искусство всегда двигают вперед одержимые люди».
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева