Артисты и музыканты

Батомункуева Дарима

Батомункуева Дарима
  • Народная артистка Республики Бурятия (1999)
  • Заслуженная артистка Бурятской АССР
  • Заслуженный работник культуры Монголии (2006)
  • Награждена значком «Отличник культуры России»
  • Актриса Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева с 1969 года
Дарима Вандановна Батомункуева — выпускница Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии, носительница лучших традиций Бурятского театра. Работала в труппе с 1969 года. 

Артистка универсального дарования, с широким амплуа от трагедийных, лирических до комедийных, от ведущих до второстепенных и мимических, Дарима Батомункуева сыграла на сцене Бурятского театра более 100 ролей. От первой большой роли в дипломном спектакле «В ночь лунного затмения» по пьесе М. Карима — юной Зубаржат, покорившей зрителей своей искренностью, до завоевавшей всеобщую любовь зрителей роли Мэдэгмы Бадлаевны в постановке «Эрьехэ наран — 1, 2, 3» по пьесе Б-М. Пурбуева лежит плодотворная актёрская жизнь длиной в 40 лет. 

Та первая роль повела за собой целую вереницу лирических героинь: возвышенную Баян-Слу в спектакле «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Г. Мусрепова, романтическую Айгуль в «Стране Айгуль» М. Карима, Минджу в «Сердце матери» калмыцкого драматурга А. Балакаева. Актриса сыграла очень много лирико-романтических героинь национального репертуара, с большим желанием показывая их затем в многочисленных гастрольных поездках по сёлам родной республики. 

Уходя от штампов, Дарима Батомункуева пробовала себя в острохарактерных ролях. Одной из удачных работ этого плана стала её Кадича в спектакле «Тополёк мой в красной косынке» Ч. Айтматова, коварная и обольстительная, ни перед чем не гнушающаяся для достижения своей цели. Эта роль раскрыла новую грань таланта актрисы, её творческий потенциал.

Останавливаясь на одной из последних работ актрисы — спектакле «Эрьехэ наран» по пьесе Б-М. Пурбуева, несущем в себе воспитательное начало, уважение к старшим, к обычаям и традициям своего народа, надо заметить, что появление в одной из сцен героини актрисы сразу же приковывает внимание зрителя. Перед ним трогательная пожилая женщина в сбившейся набок нелепой шляпке, с угловатыми движениями и яростной одержимостью «разобраться» с обидчиками невестки Янжимы. Играя Мэдэгму-абгай, Дарима Вандановна силой своего таланта, доброты души, неповторимого обаяния заставляет зрителя еле сдерживать слёзы, переживать за судьбу героев. Зритель невольно переключается на себя, критически оценивает и свои поступки. Такова сила театра. 

Спектакль «Эрьехэ наран» показывали на Международном фестивале фольклорных театров «Алтаргана», проходившем в 2002 году в Агинском национальном округе, просмотрели его во время гастролей во многих районах Бурятии. 

Полные залы собирал и спектакль, в котором было занято старшее поколение труппы — Г.Б. Бутуханов, Ц-Д.П. Пурбуев, М.Г. Елбонов, «Эртэ урдын еhо заншалаар» («По древнему обычаю») Б. Гаврилова в постановке С. Бальжанова. Спектакль привлек внимание всей общественности республики. С этой постановкой театр принимал участие в IV Международном театральном фестивале монголоязычных народов, который проходил в 2006 году в Улан-Баторе. Особо оживлялся зал, когда в игру вступала народная артистка Республики Бурятия Дарима Батомункуева, исполнявшая роль Ханды. Глубинные вопросы, волнующие человечество во все времена — кто мы, зачем пришли в этот мир и как должен жить человек, чтобы следующим поколениям не было стыдно за нас — раскрыты мастерами сцены через поступки, дела, размышления их героев. 

Запомнилась зрителям и работа актрисы в спектакле «Чингисхан» по пьесе Б. Гаврилова — роль матери Уджин-эхэ. Спектакль удостоен Государственной премии Республики Бурятия.
 
В послужном списке актрисы немало ролей лирико-романтических, острохарактерных и комедийных. Такова тетя Поля в спектакле по пьесе Г. Башкуева «Собака моей любовницы» — образ создан на основе жизненного опыта, актёрской зрелости, мастерства. В спектакле «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова Дарима Вандановна сыграла роль Полины, одной из четырех обитательниц колхозного интерната для престарелых. Её героиня живёт воспоминаниями о прошлой жизни. И хотя бил её муж, зла на него она не держит, ей хочется посидеть в избе, построенной им, прижаться спиной к тёплой печи. Актриса каждым словом и жестом передавала тоску по былому, по своему собственному, родному очагу.
Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАДТ им. Х. Намсараева