Артисты и музыканты

Балдаев Сергей

Балдаев Сергей
  • Народный артист Бурятской АССР (1977)
  • Заслуженный артист Бурятской АССР (1965)
  • Ветеран Великой Отечественной войны
  • Участник первой (1940), второй (1959) и третьей (1973) декад бурятского искусства и литературы в Москве
Один из выдающихся деятелей музыкального искусства Бурятии Сергей Лазаревич Балдаев родился 20 ноября 1922 года в селе Монголют Боханского района Усть-Ордынского Бурятского национального округа в многодетной семье сельского учителя, где не только любили музыку, но и сами во главе с отцом играли на народных инструментах.  Окончил Улан-Удэнское музыкальное училище и затем Уральскую государственную консерваторию. Начинал свою трудовую деятельность в оркестре бурятских народных инструментов Бурятской государственной филармонии.

Как вспоминал впоследствии Сергей Лазаревич, на первой декаде в 1940 году хуры у них были ещё 2-струнные. Тогда для огромного оркестра из 82 человек заказывали инструменты, в том числе хуры, в Москву, конструктору мастерских С. Шошину.

После демобилизации из Советской армии в 1946 году Сергей Балдаев возвращается в оркестр народных инструментов и становится ведущим солистом, а затем концертмейстером, исполняя партии хура – одного из главных инструментов в бурятском национальном оркестре. В 1948 году хуры у бурятских музыкантов были уже 3-струнные.

В 1954 году его переводят виолончелистом в оркестр Бурятского театра оперы и балета. В 1957-1967 годах С. Л. Балдаев работает в ансамбле песни и танца «Байкал».

В 1966 году вместе с Чингисом Павловым Сергей Балдаев и Ардан Зонхоев стали инициаторами восстановления оркестра бурятских народных инструментов. Такой оркестр выступал в1940 году на первой декаде, и в годы войны. Но потом распался. И в эти же годы Сергей Балдаев и Ардан Зонхоев взялись за открытие отделения бурятских народных инструментов в Улан-Удэнском музыкальном училище. Отделение открылось в 1970 году, возглавил его С.Л. Балдаев, он же вёл класс хура. Ардан Фёдорович Зонхоев – класс чанзы.

«Тяжело было сначала, - вспоминал Сергей Лазаревич, - не было инструментов, программы обучения. Первое время занимались на скрипках, упирая их о колени. Получались хуры-сопрано. Помог нам Бальжинима Дугаров, отменный мастер. Его золотые руки изготавливали и хуры, и чанзы. Это он участвовал в эволюции инструмента, начав изготавливать ко второй декаде бурятской литературы и искусства в Москве (1959 год) 4-струнные хуры».
Автор: Надежда Гончикова