Артисты и музыканты

Тумурова Василиса

Тумурова Василиса
  • Народная артистка Бурятской АССР
  • Заслуженная артистка Бурятской АССР
  • Дипломант Всесоюзного фестиваля
  • Участница второй декады бурятского искусства и литературы в Москве (1959)
  • Награждена орденом Знак Почёта, двумя почётными грамотами Президиума Верховного Совета Бурятской АССР, значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР
  • Солистка балета ансамбля песни и танца «Байкал» с 1950 года
  • Ветеран Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал»
Одна из талантливейших бурятских танцовщиц Василиса Андреевна Тумурова (сценический псевдоним — Оюн Тумурова) стояла у истоков создания профессионального хореографического искусства Бурятии.
Василиса Андреевна родилась 28 декабря 1928 года в Аларском районе Иркутской области. Свою блистательную творческую биографию начинала в Бурятском государственном театре оперы и балета (до 1948 года музыкально-драматический), где училась танцевать в студии при театре и работала в 1945-1950 годах.
В 1950 году была переведена в ансамбль песни и танца «Байкал».
«Артистическое дарование, тонкое музыкальное чутье, сценическое обаяние принесли молодой артистке большой успех, выдвинули ее в число ведущих солисток коллектива. Конечно, все это пришло не сразу. Василиса шла к своим достижениям через многие массовые танцы: «Кижингин гол», «Молодежная», «Танец девушек», русская плясовая, «Мэндэшэн» (Николай МАДУЕВ. «ТВОРЦЫ БУРЯТСКОГО ТАНЦА»).

.
Талантливая танцовщица внесла значительный вклад в становление ансамбля. До самого ухода на пенсию по выслуге лет была солисткой балета ансамбля.
Большим и разнообразным был её репертуар. Зрители восторженно принимали в исполнении Оюн Тумуровой такие разные по характеру танцы, как «Бурятский приветственный», «Таджикский», «Узбекский», «Татарский», «Литовский», «Бухарский», «Калмыцкий». А также индийский (классический и народный), египетский, испанский, монгольский, индонезийский, кубинский и другие.
«Оюн Тумурова танцевала, наряду с другими «полный благородства и обаяния „Башкирский танец“, темпераментный и грациозный „Мексиканский“, неудержимо стремительный „Бразильский“, таинственный „Индийский“...
Индийский танец, пожалуй, один из самых любимых произведений солистов ансамбля Баира Егорова и Оюн Тумуровой, у него несколько вариантов. Есть редакция на дуэтное исполнение, есть и сольная постановка.
Великолепно исполняли танец солисты. А Василиса Тумурова с этим же, сольным, номером танцевала на сцене филиала Большого театра Союза ССР в заключительном концерте второй декады» (Николай МАДУЕВ. «ТВОРЦЫ БУРЯТСКОГО ТАНЦА»).




Василисе Андреевне всегда доверялось первое исполнение многих танцев в программе ансамбля «Байкал», как, например, приветственный танец «Ликование».
«Советский хореограф Ксения Есаулова, много лет сотрудничавшая с ансамблем „Байкал“, поставила на музыку композитора Л. Израилевича танец „Ликование“. Он весь пронизан светлой девичьей радостью. В танце нет ярко выраженной драматургии, четких сюжетных линий. Содержание — во внутреннем облике героини, танец выражает ее душевное состояние, раскрывая его языком пластики.
В этом танце нет сложных технических трюков. Движение рук, применение традиционных ёхорных ходов и других элементов позволяют танцовщице добиться правдивости образа, раскрыть переживания героини» (Николай МАДУЕВ. «ТВОРЦЫ БУРЯТСКОГО ТАНЦА»).



Василиса Тумурова объездила с ансамблем всю страну, гастролировала в составе концертной группы артистов балета по юго-восточным странам: Таиланд, Малайзия, Пакистан, Индия, Бангладеш, Сингапур и др.
Танцовщица работала педагогом-репетитором в народном ансамбле восточного танца «Лотос». В 1982 году приняла участие в XXXIII Международном фестивале фольклора СССР во Франции (на празднике газеты «Юманите»), в международном фестивале «Музыкальные инструменты» в Испании (1979 г.), в VII Вавилонском фестивале в Ираке (1995 г.).
В.А. Тумурова — участница второй декады литературы и искусства Бурятской АССР в Москве (1959 год).
С 1987 по 1997 годы работала в Республиканском центре народного творчества, оказывая большую практическую помощь молодым хореографам. Основное внимание уделяла детскому ансамблю «Бульжамур», где поставила более 10 танцев.