Артисты и музыканты

Таров Николай

Таров Николай
  • Заслуженный артист РСФСР (1940)
  • Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР (1939)
  • Участник первой (1940) и второй (1959) декад бурятского искусства и литературы в Москве
  • Награждён орденом Трудового Красного Знамени
  • Артист Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра с 1939 по 1941 год
  • Солист Бурятской государственной филармонии с июля 1946 по апрель 1960 года
Николай Васильевич Таров — один из первых профессиональных бурятских певцов, внесший огромный вклад в пропаганду бурятских народных песен, становление и развитие бурятской музыкальной культуры.

Родился 5 декабря 1901 года в улусе Сухо-Улей Боханского аймака Иркутской области в семье батрака. У Николая Тарова необычный путь в профессиональное искусство. Мальчику было три года, когда умер отец. С 13 лет он начал батрачить у местных зажиточных крестьян, у которых работал вплоть до 1921 года. С детства у Николая был красивый, выразительный голос, он был необыкновенно музыкальным мальчиком. И чем старше он становился, тем сильнее, крепче и колоритнее становился его голос. Кроме того, Николай стремился постичь грамоту, он научился читать, писать.

В 1921 году его избрали председателем Ирхидиевского булучного Совета. С 1923 по ноябрь 1924 года принимал активное участие в ликвидации бандитизма в округе, затем добровольно служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После демобилизации работал на Верхнеудинском Госстеклозаводе (Улан-Удэнском стекольном заводе).
В 1929 году как талантливый исполнитель народных песен Николай Таров был направлен в музыкальную передвижку при Наркомпросе БМАССР. В этом же году на конференции работников искусств был избран председателем Областного комитета Союза работников искусств (РАБИС). После ликвидации организации в 1930 году был направлен в Москву на учебу в высшую школу Профдвижения при ВЦСПС. В 1933-36 годах работал в Бурятском Совете профсоюзов сначала заведующим социально-бытовым сектором, затем заведующим организационным отделом, а с 1935 по 1936 год — председателем Бурятского Совета профсоюзов. В 1936 году по решению Бурятского обкома ВКП(б) был направлен в Москву во Всесоюзную правовую академию на судебно-прокурорский факультет. В 1938 году решением Совнаркома БМАССР был отозван из академии и направлен на работу председателем Исполкома Закаменского аймака.

Именно здесь, в Закамне, судьба свела Николая Тарова с молодым тогда режиссёром музыкально-драматического театра Гомбо Цыдынжаповым. Республика готовилась к первой декаде бурят-монгольского искусства в Москве. Для отбора одаренной молодежи и приехал в район Гомбо Цыдынжапов. Он был наслышан о прекрасном самородке, исполнителе бурятских и монгольских народных песен Николае Тарове. Гомбо Цыдынжаповичу стоило больших трудов уговорить первого секретаря Обкома ВКП(б) БМАССР об освобождении Тарова от занимаемой должности председателя Исполкома аймака. Да и сам Николай Васильевич не сразу согласился посвятить себя искусству народного исполнительства.

С 1939 года Николай Таров начал свою профессиональную творческую деятельность артистом Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра. В 38 лет под руководством педагогов он начал учить музыкальную грамоту, овладевать техникой чтения нотного текста с листа. Он много ездил по селам и улусам, сам слушал народные песни и учился, как их надо петь. Выступления певца всегда вызывали восторженные отклики слушателей. В конце 1939 года он был удостоен звания «Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР».

В дни декады (20-30 октября 1940 г.) Николай Васильевич пел и в музыкальных драмах «Баир» П. Берлинского, «Эржен» В. Морошкина, и в концертах на разных сценах Москвы, и в красных уголках предприятий, и в пригороде столицы перед тружениками колхозов и совхозов. В заключительном концерте декады на сцене Большого театра Николай Таров вдохновенно исполнил бурятскую народную песню «Шоно-Батор». Он пел ее как гимн прекрасным степям Бурят-Монголии, ее горным хребтам и великому народу. По итогам декады за большие заслуги в области музыкального искусства Николай Васильевич был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР».

В годы Великой Отечественной войны Н.В.Тарова назначают на руководящие посты — он работал директором Бурятской государственной филармонии (1942-1943 гг.), директором Республиканского Дома народного творчества (1943-1945 гг.).

С июля 1946 по апрель 1960 года Николай Таров служил бурятскому искусству, будучи солистом Бурятской государственной филармонии. Он стал инициатором создания национальной эстрадной бригады, которой руководил все эти годы. В разное время в его группе выступали известные певцы Абида Арсаланов, Цырен Хоборков, Маргарита Чайванэ, Чимита Шанюшкина, Константин Алексеев, Клавдия Шулунова, талантливая самобытная танцовщица Татьяна Гергесова, мастера художественного слова Александра Иванова, Ольга Лер, баянист Владимир Шалыгин. В программах этих концертов выступали и артисты цирковых жанров: эквилибрист К. Сорокин, иллюзионист А. Беспятых, артист спортивно-силового аттракциона А. Васильев, оригинального жанра Я. Лелеко, музыкальный эксцентрик А. Бибиков, играющий на колокольчиках, ксилофоне, гармониках и даже на обыкновенной пиле. В группе Н.В. Тарова демонстрировал свое искусство и первый бурятский профессиональный иллюзионист Арсалан Галсанэ. Здесь же начала артистическую деятельность Мария Кравцова, первая из русских певиц, прекрасно исполнявшая песни на бурятском языке. Не было ни одного населенного пункта на территории Бурятии, Аги, Усть-Орды, где бы ни побывал Таров со своими артистами. Зрители всегда с восторгом встречали выступления этого эстрадного коллектива.

Самобытный, колоритный голос Николая Тарова, с богатыми оттенками, покорял всех, кому довелось слушать певца, видеть его актерское мастерство в передаче характера и настроения песни. Вот почему его всегда включали в самые ответственные и значимые концерты, гастроли ансамбля «Байкал» по союзным республикам и центральным городам Советского Союза. Николай Васильевич всегда достойно представлял бурятскую народную песенную культуру. С огромным успехом он выступал на второй декаде бурятского искусства в Москве в ноябре 1959 года.

Эмоциональная выразительность, умение великолепно импровизировать — неотъемлемые, характерные артистические качества певца. Артист часто являлся первым исполнителем новых песен композиторов Бау Ямпилова, Жигжита Батуева, Дандара Аюшеева, создал немало собственных текстов к уже знакомым народным мелодиям, придавая им современный характер. Певец многое сделал для широчайшего звучания бурятского песенного фольклора.

В 1957 году на экраны страны вышел фильм «Песня табунщика» («Мосфильм»), где Николай Таров исполнил роль председателя колхоза Энхобо Базаровича.

За огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры Николай Васильевич Таров был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями, удостоен почетных званий «Заслуженный артист Бурят-Монгольской АССР», «Заслуженный артист РСФСР».

Он ушел из жизни 1 января 1966 года.

Николай Васильевич Таров внес в народное творчество, профессиональное вокальное исполнительство свой талант, обогатил бурятскую культуру своим прекрасным искусством, своей особой, неповторимой манерой пения.

Литература:
  • Выдающиеся бурятские деятели: сборник очерков. Вып.6 (Отв. ред. Т.М. Михайлов — Улан-Удэ, Бурят. кн. изд-во, 2005, стр. 197 — 198) 
  • Родионова Э.Г. Первые профессиональные певцы (Николай Таров и Цырен Хоборков) (Бурятия, 2003, 16 июля, стр.4)
  • Ербанова С. Певец из народа (Агинская правда, 1972, 9 февраля)
  • Степанов М. Артист. Знатные люди Бурят-Монголии (Николай Таров) (Бурят-Монгольская правда, 1941, 17 янв.)